Описание методов и методик исследования.

Для изучения содержания и структуры образа инвалида использовался комплекс методик СОЧ(И) Ситникова В. Л. – структура образа человека иерархическая, которая состоит из преобразованной методики «20-Я» М. Куна и Т. Макпартлэнд, 1954г. и методики «психогеометрический тест» С. Деллингера. Они отражают модель Я-концепции и выявляют невербальное представление испытуемого о себе и инвалиде.

Методика «20-Я» состоит из двух частей, представленных на бланке ответов, каждая из которых включает в себя следующие инструкции:

· 1 часть (о себе):

20 раз задать себе вопрос: «Кто я? Какой/ая я?», 20 раз на него ответить (в одну строчку – одно прилагательное или одно существительное);

· 2 часть (об инвалиде):

20 раз задать себе вопрос: «Кто такой инвалид? Какой он?», 20 раз на него ответить (в одну строчку – одно прилагательное или одно существительное)

Также перед выполнением теста оговаривалось, что его необходимо проходить быстро и не задумываясь, записывать в каждую строчку только одно существительное или определение, описывающее себя/инвалида.

Методика «20-Я» обрабатывалась методом контент-анализа. Каждое определение/существительное опрашиваемого относилось благодаря специально разработанной компьютерной программе к определенной категории слов:

¾ «к» – конвенциональные характеристики (мальчик, имя, житель Санкт-Петербурга);

¾ «в» – личностно-волевые характеристики (целеустремленный, решительный);

¾ «д» – деятельностные характеристики (прекрасный лингвист, умею кататься на коньках);

¾ «п» – поведенческие характеристики (активный, бдительная);

¾ «и» – интеллектуальные характеристики (способная, креативный);

¾ «с» – социальные характеристики (безразличная, бесконфликтный);

¾ «ис» – социальный интеллект (манипулятор, наивная);

¾ «т» – телесно-ориентированные характеристики (курит, блондинка);

¾ «э» – эмоционально-личностные характеристики;

¾ «м» – метафорические характеристики (солнышко, богиня);

¾ «а» – акизитивные (материальная сфера);

Модальности:

¾ «+» – позитивная (хороший, добрый);

¾ «–» – негативная (злой, ворчливый);

¾ «=» – нейтральная / амбивалентная (девочка, учитель).

Каждое слово можно было отнести сразу к нескольким характеристикам, например, слово «ленивый» – и волевая характеристика («в»), и деятельностная («д»).

Методика «психогеометрический тест» состоит из выбора порядка записи 5 фигур: треугольника, квадрата, круга, зигзага и прямоугольника.

Каждому опрашиваемому по этой методики выдавался бланк ответов, включающий в себя следующую инструкцию:

· 1 часть (о себе):

Переставить фигуры в порядке убывания (1 фигура – та, которая нравится Вам больше всего и на Вас похожа, 2 – чуть меньше,.., последняя – та, которая нравится меньше всего)

Описание методов и методик исследования. - student2.ru

Ответ:

· 2 часть (об инвалиде):

Переставить фигуры в порядке убывания (1 фигура – та, которая, как Вам кажется, больше всего похожа на инвалида, 2 – чуть меньше,.., последняя – так, которая похожа на инвалида меньше всего).

Описание методов и методик исследования. - student2.ru

Ответ:

Каждая фигура означает определенный тип человека, отличающийся особенностями поведения, темпераментом и целями в жизни.

Алексеев А. А. и Громова Л. А. описывают фигуры следующим образом:

Квадрат:

Это фигура присуща человеку труженику, которому присуща склонность к логике и планированию. Квадраты – очень трудолюбивые, усердные люди; они упорны и всегда доводят дело до конца, умело распоряжаясь информацией и раскладывая все имеющиеся сведения по полочкам. Любители порядка, невероятно внимательные к деталям, способны последовательно перерабатывать данные, упорядочивать и организовывать любую деятельность. Однако излишняя строгость и сухость может помешать Квадратам благополучно устанавливать контакты с окружающими.

Треугольник:

Эта фигура символизирует лидерство. Треугольники – предприимчивые, энергичные, активные и сильные люди. Они умеют как следует концентрироваться на сути проблем и находить соответствующее эффективное решение. Очень уверенные в себе люди, которым порой трудно признавать собственные ошибки из-за постоянного желания соперничества и потребности всегда быть правым, контролируя положение дел. Эгоизм и эгоцентризм – качества, которые мешают Треугольникам понять чувства других людей, так как чаще всего они их игнорируют, стремясь достигнуть своей цели любыми средствами.

Прямоугольник:

Эта линейная фигура символизирует изменения и состояние поиска лучшего положения. Прямоугольники часто недовольны уровнем и образом жизни, который имеют. Они стремятся стать лучше, но преобладающее чувство замешательства и неуверенности может им серьезно мешать. Этим фигурам необходимо общение с другими людьми, благодаря которому они раскрывают в себе привлекательные качества, такие как смелость, открытость для новых идей и начинаний. Но им стоит быть внимательными, так как еще одна характеризующая их черта – это излишняя доверчивость, из-за которой они нередко становятся жертвами чьих-то манипуляций.

Круг:

Эта нелинейная фигура – символ гармонии отношений и этики. Круги считаются лучшими слушателями, у них отлично развита эмпатия, благодаря которой они могут распознать истинные намерения собеседника. Эти люди обладают повышенной чувствительностью, они искренне переживают за своих друзей и близких, тем самым ощутимо воодушевляя последних. Круги больше направлены на людей, а не на дело, поэтому не отличаются решительностью и не способны качественно руководить.

Зигзаг:

Эта разомкнутая фигура считается самой уникальной. Она символизирует творческое начало и креативную направленность. Зигзаги – инакомыслящие люди, у которых хорошо развито эстетическое чувство. Такие люди чаще всего независимы, несдержанны и экспрессивны. Им присущи восторженность и наивность, они любят комбинировать различные идеи, придумывая что-то оригинальное и новое.

Принято считать, что фигуры, поставленные человеком на первые два места – описывают его тип, а фигура, поставленная на последнее место – означает, что человек себе таким не нравится. Фигуры, выстроенные в ряд относительно видения человека, под номерами 2, 3, 4 – модуляторы, окрашивающие ведущую модель его поведения.

Исследование проводилось в следующем порядке:

1. «20-Я»

2. Психогеометрический тест (о себе)

3. «20-ивалид»

4. Психогеометрический тест (об инвалиде)


Наши рекомендации