Схема анализа внеучебного мероприятия
Целенаправленность
· Какое место в системе внеучебной работы занимает данное мероприятие? Входит ли оно в систему или является эпизодическим?
· На решение каких задач оно рассчитано? Соответствует ли возрастным особенностям учащихся, уровню развития классного коллектива?
Подготовленность
· Какова роль педагога при подготовке мероприятия, в чем проявилось его умение настроить учащихся на предстоящую работу, организовать их, поддерживать активность?
· В чем и как проявилась активность, самостоятельность и инициативность учащихся при подготовке внеучебного мероприятия?
· Удалось ли в подготовительный период вызвать у учащихся понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия?
Познавательная ценность
· Какие новые знания дает учащимся или какие знания расширяет, закрепляет данное мероприятие?
· Какие новые умения формирует данное мероприятие или какие стороны умений и навыков совершенствует?
Воспитательный эффект
· Какими возможностями обладает мероприятие для решения задач умственного, нравственного и трудового воспитания?
· Как сказалось мероприятие на формировании мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях?
· Какова степень организованности и дисциплинированности, сплоченности и активности учащихся в ходе подготовки и проведения мероприятия?
Эмоциональная насыщенность
· Насколько содержательно, интересно, убедительно, логически стройно, эмоционально проходит мероприятие?
· Как воздействовало на эмоциональную насыщенность мероприятия его оформление, наглядность, использование технических средств?
· Как влияют на ход мероприятия взаимоотношения между учителем и учащимися?
· Как создается постоянный эмоциональный контакт и деловое взаимодействие преподавателя и учащихся на протяжении всего мероприятия?
Результативность
· Достигнуты ли поставленные цели и задачи? Каковы причины успехов, неудач, ошибок?
· Удалось ли преподавателю скоординировать все средства воспитания в период подготовки и проведения мероприятия?
· Достаточно ли эффективной оказалась организационная структура воспитательного мероприятия?
· Какие качества личности воспитателя способствовали успешному достижению цели мероприятия? (Общая эрудиция, осведомленность в различных областях знаний, политической и культурной жизни, любовь к педагогической профессии и убежденность в силе воспитания, авторитет у учащихся, педагогическое мастерство).
[1] Что делает? Какие методы и педагогические приемы применяет, характер заданий, какие вопросы задает?
[2] Что делают? Какой характер учебно-познавательной деятельности учащихся?
[3] См. Приложение на стр. 2.
[i] Реализация дидактических принципов обучения
1. Принцип научности
а) соблюдена логика изложения учебного материала;
б) содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний;
в) в процессе изложения учитель не обходит научные проблемы, спорные вопросы, освещаются перспективы развития научных знаний.
2. Принцип проблемности
а) учитель использует проблемное изложение учебного материала;
б) на уроке проводится поиск решения учебной задачи совместно с учителем;
в) в ходе занятия учащиеся ищут решение учебной задачи самостоятельно.
3. Принцип наглядности
а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное его содержание;
б) наблюдения учеников систематизированы, соотношение причин и следствий могут быть ими установлены;
в) речь учителя информативна, выразительна, понятна.
4. Принцип активности и сознательности
а) всем участникам учебного процесса понятны цели и задачи предстоящей работы;
б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно;
в) учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику.
5. Принцип доступности
а) на уроке выполняется правило постепенного усложнения учебного материала;
б) на учебном занятии используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию;
в) при первичном знакомстве с новым материалом изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания.
6. Принцип систематичности и последовательности
а) структура урока хорошо продумана учителем; не оставляется без внимания ни один вопрос;
б) обеспечивается преемственность обучения;
в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения-теория-инструментарий-следствия-границы применения знаний.
7. Принцип завершенности обучения
а) применяемые методы обучения соответствуют его содержанию;
б) переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и третьему осуществляется с обязательной фиксацией факта усвоения;
в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления.
8. Принцип развития учебной деятельности
а) степень осознания учеником познавательной задачи, актуализации мотивов ее решения;
б) степень восприятия и понимания новой информации; в) вхождение ученика в «зону ближайшего развития» и перенос освоенных способов деятельности в новые условия.
9. Принцип воспитательного воздействия урока
а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя;
б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение урока доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции;
в) на всех этапах урока эффективно организована учебно-познавательная деятельность учащихся.