Основные компоненты аннотации
Компонент аннотации | Описание | Пример |
Актуальность | С самого начала необходимо показать важность изучаемой исследовательской проблемы или предлагаемого проекта. У читателя сразу должно сложиться представление, почему обсуждаемая проблема требует изучения. | Блог является одним из социальных сервисов, используемых в обучении иностранному языку и культуре. |
Постановка проблемы | После раскрытия актуальности необходимо обозначить существующую | Однако в научной литературе не существует исследований, подтверждающих |
проблему, на решение которой и будет направлен исследовательский проект (статья). При чтении данного раздела аннотации у читателя должно сложиться впечатление, что без вашего проекта «дальнейшая жизнь просто невозможна». | эффективность использования блога при формировании социокультурной компетенции учащихся. | |
Пути решения проблемы | В данном разделе аннотации необходимо перечислить конкретные шаги, направленные на решение существующей проблемы. В качественных исследованиях (в которых нет описания эксперимента и анализа его результатов) это может быть перечисление исследуемых теоретических вопросов. В количественных исследованиях (если в работах имеются статистические данные эксперимента) в этом разделе аннотации перечисляются методики проведения экспериментальной работы, исследуемые переменные. | В данном исследовании, во- первых, был определен компонентный состав социокультурной компетенции, во-вторых, разработана методика формирования социокультурной компетенции средствами блога, в-третьих, описана подготовка и проведение экспериментального обучения, направленного на формирование социокультурной компетенции средствами блога, а также приведен анализ его количественных и качественных результатов. |
Результаты | В данном разделе представляются количественные или качественные результаты исследования. Рекомендуется использовать общие слова типа «доказала эффек- тивность», «оказалась неэффективной», не упоминая конкретные цифры, которые могут быть неверно интерпретированы. | Исследование показало, что в ходе 10 недельного цикла большинство учащихся смогли сформировать социокультурную компетенцию средствами блога, что подтверждает эффективность предлагаемой методики. |
Вывод | В заключение необходимо обозначить сферу внедрения результатов исследования, насколько проведенная работа расширила существующие представления об изучаемом вопросе или предложило новое решение существующей проблемы. | Результаты исследования рас- ширяют знания о методическом потенциале блогов в обучении иностранному языку и культуре. |
Рекомендации к написанию аннотации:
• Лимит слов.При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (50, 100, 200 или 400).
• Временное единство.Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее всего писать в прошедшем времени.
• Структура.При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры.
• Простота в изложении. Язык аннотации должен быть простым и понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины. Для четкости выражения мысли следует использовать клише «В работе рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены …».
• Отсутствие деталей.В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр.
• Ключевые слова.Достаточно часто авторов просят выделить ключевые слова работы. Это делается для поисковых систем и классификации статей по темам. В интересах автора указать наибольшее количество ключевых слов (в рамках оговоренного лимита) для увеличения шансов нахождения статьи через поисковые системы.
Глоссарий (пример)
Агностицизм– философское учение, утверждающее непознаваемость мира.
Априори– независимость знания, представления от опыта.
Атрибут– неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.
Бытие– философское понятие, обозначающее наличие явлений и предметов-самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект.
Время– форма бытия материи, характеризующаяся длительностью существования всех объектов и последующие смены состояний.
Гуманизм -система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
Движение– (в широком смысле) всякое изменение.
Детерминизм– учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений.
Диалектика– философская теория, считающая внутреннюю противоречивость сущего источником всякого движения и развития.
Дуализм– философская теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала.
Идеализм– философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального. Объективный идеализм – направление идеализма, принимающий за основу действительности личностный или безличностный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание. Субъективный идеализм - направление идеализма, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания.
Идеальное– субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека.
Имманентное– понятие, означающее внутренне присущее предмету, явлению то или иное свойство.
Индетерминизм– учение, отрицающее всеобщий характер причинности (в крайней форме – отрицание причинности вообще).
Иррационализм– философская концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность.
Рекомендации к обоснованию актуальности темы исследования
Актуальностьтемы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем, вопроса или задачи.
1.Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для курсовой работы достаточно полстраницы машинописного текста формата А4.
2.В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте выбранного направления в современных условиях развития общества. Т.о. актуальны исследования, темы которых в определенных аспектах изучены не в полной мере, и проводимое исследование направлено на преодоление этого пробела.
3.Необходимо сделать краткий обзор предпосылок для исследования: что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать (указание авторов, которые занимались данной проблемой).
4.Необходимо сформулировать противоречие. Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Как известно противоречие (научное) - это важнейшая логическая форма развития научного познания. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей.
5.Следующий логический шаг исследования – формулирование проблемы. Не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки - оно может быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.д. Более того, наука и не разрешает противоречий в практике, а только создает предпосылки для их разрешения, показывает способы их разрешения, которые, кстати, могут впоследствии не быть реализованы по разным причинам.
Основными признаками актуальности темы являются:
- общий интерес со стороны ученых, педагогов к проблеме;
- наличие потребности практики обучения и воспитания в разработке вопроса на данном этапе;
- необходимость разработки темы в связи с конкретными условиями.
В завершении описания актуальности темы исследования необходимо формулировать научные противоречия и проблемы. Научные проблемы отличаются от организационных, методических тем, что они становятся на основе научных противоречий и решаются научными методами с главной целью расширения научного знания.
Обоснование актуальности исследования- элемент, позволяющий судить о
глубине понимания автором проблемы собственного исследования и соответственно о
качестве выполненного исследования.
При обосновании актуальности исследования можно остановиться на следующих
моментах:
- новые условия и предпосылки, которые обусловливают актуальность изучаемого
явления в настоящее время,
освещение данной проблемы в официальных документах,
- запросы общества, которые могут быть удовлетворены решением данной проблемы,
- освещение вопроса в научной литературе,
- научные проблемы, с которыми связана проблема исследования,
- потребности науки, которые могут быть удовлетворены решением данной
проблемы,
- обоснование проблемы с позиций развития других наук,
- причины, по которым в настоящее время проблема становится актуальной,
- причины, по которым данная проблема привлекает внимание практических
работников и какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной
проблемы,
- имеющиеся достижения, которые следует обобщить, проанализировать.
Обоснование актуальности проблемы исследования может быть проведено с использованием разных подходов. Важным представляется многоаспектность доказательства актуальности, способность студента рассмотреть актуальность избранной
проблемы с разных позиций.