Конфликты в общении: причины и пути предупреждения.

Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, интересов, установок субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация – ситуация взаимодействия, в которой содержатся предпосылки возникновения конфликта в виде объективных или субъективных противоречий.

Типы конфликтов:

- межличностный – столкновение интересов, целей, установок, мнений двух и более людей.

- личностно-групповой – возникновение противоречий между действиями и желаниями личности и принятыми в группе нормами.

- межгрупповой – столкновение позиций, целей и разных социальных (или других) групп.

- внутриличностный –возникновение у личности внутреннего напряжения в силу противоречий между разными мотивами, ценностями, установками, желаниями.

Виды конфликтов.

- конфликт ценностей – обострение ситуации взаимодействия вследствие различий в ценностях, либо когда одно из сторон пытается изменить ценности другой стороны.

- конфликт интересов – столкновение субъектов, когда ресурсы ограничены, а интересы сторон совпадают и эти интересы имеют сильную мотивационную основу.

- конфликт средств достижения цели.

- конфликт потенциалов

- конфликт правил взаимодействия.

Конструктивный конфликт – конфликт, выступающий продуктивным и эффективным способом разрешения существующих противоречий и позитивно влияющий на последующее межличностное взаимодействие сторон.

Деструктивный – конфликт, последствия которого не разрешают, а еще в большей степени усложняют конфликтную ситуацию.

Стадии развития конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации («стадия потенциального конфликта»).

2. Осознание объективной конфликтной ситуации в ходе инцидента.

3. Переход к конфликтному поведению (противодействие сторон)

4. Разрешение конфликта.

Стили поведения в конфликте:

- Конфронтация - стиль поведения в конфликте, при котором наблюдается противопоставление, усиление противодействия конфликтующих сторон, отсутствие понимания и желания уступать.

- Уклонение – выражается в игнорировании и фактическом отрицании конфликта. Девиз: «Не стоит делать из мухи слона». Цель: отложить решение конфликта (как-нибудь само собой уладится), дать противнику возможность обдумать свои претензии.

- Сглаживание – отказ от собственных интересов, действие по принципу: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». Причина: стремление завоевать расположение партнера на будущее, желание избежать разрастания конфликта, понимание того, что правота на стороне «противника».

- Компромисс – принятие до определенной степени точки зрения другого. Поиск решения осуществляется за счет взаимных уступок.

- Конкуренция – принуждение партнера к принятию своей точки зрения, во что бы то ни стало. Конкуренция возникает при переоценке себя и недооценке противника, пренебрежение его мнением. Данная стратегия нацелена на сиюминутный выигрыш, не способствует сохранению взаимоотношений.

- Сотрудничество – подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой, по крайней мере, частично. Участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Девиз: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

16. Понятие о группе. Виды групп и их психологическая характеристика.

Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее.

Существование любой группы имеет общие закономерности: *группа неизбежно структурируется; *группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят. Положение человека в группе может неоднократно меняться.

Разновидности групп:

- Условные группы – выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и никогда не встречаться.

- Реальные группы – существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости.

- Контактные группы – объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

- Малые группы – это достаточно устойчивые немногочисленные (от3 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.

Виды групп.

Неорганизованная и случайно организованная группа (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.

Корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений. Настоящий сплоченный коллектив, например учебный, возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

- На первом этапе (организационном) группа учащихся не представляет собой коллектива. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. В целом первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и усвоением требований, норм, традиций учебного заведения.

- Второй этап развития коллектива наступает, когда выявляется неформальный актив, т.е. члены группы, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Этот этап характеризуется созданием системы межличностных и деловых отношений между членами коллектива.

- Третий этап развития коллектива характеризуется наличием высокого уровня сплоченности – ценностно-ориентированного единства, близости взглядов, оценок и позиций членов крупы по отношению к объектам (лицам. событиям, задачам, идеям) наиболее значимым для группы в целом.

Комплексным показателем взаимоотношений в коллективе является его социально-психологический климат – совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.

Наши рекомендации