Основные подходы к изучению личности.

Фрейдизм – наиболее известное за пределами психологии направление в объяснении природы личности человека. Своим названием это направление обязано его основателю Зигмунду Фрейду (1856-1939). Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика личности человека состоит из трех компонентов (уровней): Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго).

*Оно – это бессознательная часть психики, врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность.

*Я – это сознание человека. По Фрейду, Я находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляя сексуальные и другие инстинктивные влечения, которые считаются в данном обществе неприемлемыми. На сознание воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество. Я старается установить гармонию между ними, подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

*Сверх-Я – это носитель моральных стандартов, совесть личности. Если Я принимает решение или совершает действие в угоду Оно и в противовес Сверх-Я, то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

Недостатки Фрейдизма – преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека.

Заслуга Фрейда – он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Бихевиоризм. Основатель – Джон Уотсон (1878-1958).

С точки зрения бихевиоризма личность не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Ведущая формула бихевиоризма «стимул – реакция» (С-Р).

Бихевиористы трактуют человека, прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепление, можно программировать человека на требуемое поведение.

Основной недостаток направления – слишком упрощенное представление о человеке.

Когнитивные теории личности делают акцент на способности человека «понимать, анализировать», поскольку человек находится в мире информации, которую необходимо понять, оценить использовать и действовать в соответствии с ней. Поступок человека включает три компонента: 1) собственно действия; 2) мысли; 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Гуманистические теории личности.

Предметом исследования гуманистической психологии являются здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины самоактуализации. Таких личностей не более 1-4% от общего количества людей. Остальные находятся на той или иной ступени развития, соответствующей определенным потребностям человека. (Абрахам Маслоу).

Иерархия потребностей.

1. Физиологические потребности – потребность в дыхании, пище, продолжении рода, самозащите.

2. Потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью.

3. Социальные потребности – в общении, контактах с другими людьми.

4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства.

5. Потребность в развитии личности, в самореализации, в осмыслении своего предназначения.

Принципы мотивации человека:

- мотивы имеют иерархическую структуру;

- чет выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

- пока не удовлетворяются низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными;

- более высокие потребности повышают готовность к большей активности.

Я – концепция личности. Данная концепция развивалась в рамках гуманистического подхода в психологии. Направление основано на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. (Карл Роджерс – 1902-1987). В каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако воспитание и нормы, установленные обществом, более или менее эффективно принуждают его забыть о собственных чувствах или потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Роджерс утверждал, что при таком положении вещей личность развивается совсем не так, как следовало бы в идеале. В этом отклонении и кроется источник неудовлетворенности и аномалий поведения, которыми страдают многие люди.

Наши рекомендации