Вопрос 11 Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность.
В общественных науках Личность (Л.) рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
В трактовке понятия Л. Существует несколько подходов.
В центре внимания представителей биогенетической ориентациинаходятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными свойствами (Задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с, органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма. С. Холл главный законом развития человека считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие человека повторяет стадии развития человеческого общества. Э. Кречмер разрабатывал проблемы типологии личности на основе типа телосложения.
Представители разных течений социогенетической ориентации стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
Согласно, теории социализации, человек, рождаясь Биологической особью, становиться личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Теория научения, Жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).
Теория ролей, она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
«Теория поля», предложена К. Левиным, согласно ей, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения) имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».
Каждая из этих теорий объясняет объясняет социальное поведение человека исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден приспосабливаться. Но совсем не учитывается общественно-исторические условия жизни человека.
В центре внимания персоногенетической ориентациине отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Выдвигают 3-и концепции:
- концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие компоненты психики, называют психодинамическими ( Э. Эриксон и др.)
- концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивисткими (Дж. Коли и др.)
- концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими (А. Маслоу, К. Бюлер и др.)
В рамках культурно-исторического системно-деятелъностного подхода в этом подходе свойства человека, как индивида, рассматриваются как "безличные" предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.
Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, роли, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: "Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.
Л. рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л.
· 1-я фаза - адаптация – предполагает усвоения действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности.
· 2-я фаза - индивидуализация - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью "быть таким, как все" и стремлением Л. к максимальной персонализации. Если индивид, предъявляя значимые для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности, лживости.
· 3-я фаза - интеграция - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, доверие, уверенность в себе и т. п.
В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.
Основа личности ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В качестве ведущего компонента личности выделяют направленность. Направленность есть сложный компонент личности, который определяет поведение человека, отношения к себе и окружающим. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жзни, в деятельности. Источники активности – в классическом психоанализе это бессознательное (Либидо, агрессия); У Адлера это комплекс неполноценности (стремление от минуса к плюсу, т.е. самоутверждению); Юнг – это коллективное бессознательное; современная психология – потребности.
По А.Н. Леонтьеву личность «рождается» дважды:
· 1-ый раз в дошкольном возрасте около 7 лет – знаменуется первым установлением иерархии мотивов, первые подчинения непосредственных убеждений социальным нормам.
· 2-ой раз в подростковом возрасте, когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связан с формированием воли и моральных чувств, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни.В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.
Индивид - единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens.
У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. Личность это онтогенетическое приобретение человека, результат его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Она находится в сфере политических отношений; сфере потребления и производства материальных благ; в сфере идеологических отношений (формируется отношения к различным сторонам общественной жизни); личность находится в активном взаимодействии с обществом.
В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный характер.
Индивидуальность – это понятие подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то в чем он отличен от других, указывает на выраженность этого отличия. Черты человека как индивидуальности могут проявляться в особенностях темперамента, характера, интересов, потребностях, способностях.