Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений.

Взаимоотношение личности и общества.

«Первичным агентом социального взаимодействия и отноше­ний является личность. Что же такое личность? Для того, что­бы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провес­ти разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики все­общих, присущих всем людям качеств и способностей. Это по­нятие подчеркивает наличие в мире такой особой историчес­ки развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных мате­риальных систем только ему присущим способом жизнедея­тельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, че­ловек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраня­ет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое са­мостоятельно не существует. Живут и действуют конкрет­ные люди. Существование отдельных представителей чело­вечества выражается понятием «индивид».

Индивид— это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт челове­чества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Поня­тие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биоло­гических факторов (возрастных особенностей, пола, темпе­рамента), так и различия социальных условий жизнедея­тельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что сущест­вуют большие различия между жизнедеятельностью ребен­ка и взрослого человека,

человека первобытного общества и более развитых исторических эпох.

Чтобы отразить кон­кретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и поня­тие «личность».Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от ис­ходного состояния для онто- и филогенеза человека, лич­ность — итог развития индивида, наиболее полное воплоще­ние всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гумани­тарных наук, прежде всего, философии, психологии и соци­ологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устой­чивой целостности психических процессов, свойств и отно­шений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологичес­кой теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, лично­сти и группы, регуляции и саморегуляции социального пове­дения личности. Здесь сформулированы некоторые наибо­лее общие принципы подхода к изучению личности в социо­логии. Однако социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальны­ми методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая теория личности Ч. Кули, Р. Даренфорда, Р. Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент сме­щен в сторону взаимодействия личности и общества. Лич­ность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Оп­ределенным образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества», продукт истори­ческого развития, результат включения индивида в соци­альную систему посредством активной предметной дея­тельности и общения. На рисунке 2а. в детальном виде пока­зана связь «общие социальные условия - личность как объект».

Эта схема дана в монографии российского социоло­га В. А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие социальные условия, прежде всего , представлены экономическими отношения­ми, от которых зависит социальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, за­крепление общественного разделения труда.

Социальная структура общества - это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура ак­кумулирующая историчски сложившиеся традиции и обы­чаи данного общества. Социальная структура и обществен­ное разделение труда, по мнению марксистской социологии, является главным элементом обуславливающим все соци­альные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных классов и со­циальных слоев общества.

Важным компоненом макросреды являются социаль­ные институты, которые связаны и с социальной структу­рой, и с идеологическими отношениями.

Общие социальные условия определяют специфичес­кие социальные условия жизни людей.

К последним отно­сятся, прежде всего, социальное положение индивидов, т. е. принадлежность к определенной социальной группе и место в системе социальных позиций.

Социальное положние инди­видов прямо связано с характером и содержанием труда и условиями его жизни, с его полом, возрастом, этнической и религиозной принадлежностью, семейным положением и положением в системе управления общественными процес­сами. Его социальное положениие через условия труда и бы­та включает и его ближайшее социальное окружение - соци­альные связи, в которых человек «обучается» ролевому по­ведению.

Таким образом, система «личность как объект» пред­стает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства норматив­ных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

Большое значение в марксистской социологии при­дается исследованию субъективных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах сознания, в разнообразных творческих проявлениях, включая актив­ное формирование новых общественно необходимых функ­ций и образцов поведения, развернуто со­держание системы «личность как субъект».

Социальные условия (общие и специфические) сказываются на интере­сах индивида. Через социальный интерес осуществляется обратная связь — от субъекта к его социальному поведе­нию, т.е. люди действуют, преследуя определенные соци­ально обусловленные интересы. При этом на основе дина­мической системы потребностей и предшествующего опы­та субъект формирует определенные и относительно ус­тойчивые предпочтения (диспозиции) к восприятию и спо­собу действий в различных конкретных ситуациях. Фор­мирование новых потребностей, интересов и диспозиций стимулирует творческое, нестереотипное поведение, вы­ход за рамки жестких ролевых предписаний, возможный лишь при условии развитого самосознания.

Личность как субъект социальных отношений, преж­де всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопо­ставить себя обществу.

Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, пред­полагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто со­знания, мышления и воли, а способность к самоанализу, са­мооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизнен­ную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих ус­тановках, социальных ценностях, идеалах и нормах личнос­ти, готовности к действию.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъ­ясняет диспозиционная (от лат. dispositio-расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В. А. Ядов. Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и соци­ально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к опре­деленному восприятию условий деятельности и к опреде­ленному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направлен­ность поведения.

Они включают в себя:

1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

2) обобщенные социальные уста­новки на типичные социальные объекты и ситуации;

3) ситу­ативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

Низшие- поведе­ние в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях.

Высшие -личностные дис­позиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потреб­ностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низ­шие диспозиции».

Наши рекомендации