Соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»

Основные этапы развития психики.

А.Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики : новорожденный ребенок (до 2 месяцев); ранний младенческий возраст (до 6 месяцев); поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев); преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет). Б. Г. Ананьев также выделяет 7 стадий в развитии человека от рождения до юношества: новорожденные (1-10 дней); грудной ребенок (10 дней – 1 год); раннее детство (1-2 года); первый период детства ( 3-7 лет); второй период детства (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек); подростковый период (12-16 лет для мальчиков, 12-15 лет для девочек); юношеский (17-21 лет для мужчин, 16-20 лет для женщин).

8. Кризисы личности. Три года – особенный рубеж в жизни малыша. Теперь он получает возможность во многом быть самостоятельным, потому и начинает стремиться к познанию нового в этом мире. В три годика малыши любознательные и активные, они постоянно перемещаются, заглядывают в шкафы, берут в ротик предметы, наблюдают за людьми. Желание делать все независимо от взрослых превращает детей в непоседливых и капризных созданий. В это время наиболее часто упоминаемая ими фраза: «Я сам!». Если вы заметили перемены в поведении своего чада, возможно, кризисный период уже наступил. Еще один рубеж, который психика маленького человека переносит как критический – семилетнийвозраст. В этот период в жизни ребенка наступает ответственный период – он становится школьником. Следующий-юношеский возраст, кризис среднего возраста- Личность – это многогранная и сложная единица. На пути своего развития она проходит несколько этапов, которые ведут ее к развитию и усовершенствованию или же угнетению (если этап оказывается непреодолимым). кризис среднего возраста имеет отличительную черту: он способствует переходу человека в более спокойный период жизни и приближает его к старости.

9. Структура психики. 1.процессы-позновательные(ощущение,восприятие,внимание,память,речь,воображение,мышление,интеллект),эмоцианально-волевые, свойства(темперамент,характер,способности), состояние(угнетение,подъём), образование(знание,умение,навыки)

10. Хар-ка человеческого сознания. Сознание-высшая свойственная человеку форма обобщённого отражения объективных устойчивых закономерностей окруж. мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окруж. действительности. Сознание вкл. ряд важнейших компонентов: 1. Совокупность знаний об окружающем мире. 2. Постановка жизнен. Целей и задач. 3. Самосознание и отношение чел. к другим людям и окруж. миру.

11. состояния сознания. 1. Бодрствования-состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. 2. Сон- это специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности.

12. активное бодрствование-.Бодрствования-состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. То, как мы осознаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир, меняется на протяжении дня. Наше восприятие событий в значительной степени зависит от нашего состояния - от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. В процессе активного бодрствования человек либо занят физической деятельностью, либо чувственным восприятием окружающего мира. Таким образом, обработка информации меняется, подчас очень существенно, в зависимости от уровня бодрствования и от готовности к восприятию сигналов.По мере усиления активизации организма уровень бодрствования возрастает, но при этом адаптация, возможная благодаря бодрствованию, начиная с какого-то момента может ухудшиться, если активизация чрезмерно возрастет. Это может произойти из-за чересчур сильной мотивации или же в результате серьезного расстройства чувств.

13. Изменённые состояния сознания. Измененное состояние сознания (ИСС) - особое функциональное состояние, при котором нарушается адекватность психического отражения реальности, возникает как следствие искажения нормальной работы головного мозга.

14. Сон. Сон- это специфическое состояние нервной системы с характерными особенностями и циклами мозговой деятельности

15. Бессознательное.Принципиально недоступное сознанию составляющее энергетическое ядро личности включ. в себя ценностные установки,ориентации,мотивы.

16. понятие о личности в психологии. Личность-включ. в систему социальных отношений качеств. определённой субъективностью и сознанием активное образование.

соотношение понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность»

Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логичес­кая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свой­ства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются лю­дям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Существуют достоверные факты, которые сви­детельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развива­ются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной по­ходки. Развитие человечества невозможно без активной передачи новым поколениям человеческой культуры. Без общества, без усвоения общественно-исто­рического опыта человечества стать человеком, приобрести специфи­ческие человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

личность — не только объект обще­ственных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через кото­рые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, само­сознания.Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развия.Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мне­ний, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуаль­ность свою мы доказываем, утверждаем. «индивид»-человек как природное сущ. Представитель вида хомосапианс, единства врождённого и приобретённого,носитель индивидуально-своеобразных биологически обусловленных черт.

18. развитие личности- процесс формирования соц. Качества индивида в результате его социализации и воспитания.

19. структура личности. Рубинштейн основными составляющими структуры личности считал характер, направленность и способности человека. Другие психологи, например, Мясищев, Ананьев, Мерлин, считали, что к вышеперечисленным характеристикам структуры личности необходимо добавить темперамент, который и будет являться базовым.

20. характеристики личности. динамические тенденции – потребности и мотивы, установки, ценностные ориентации и отношения личности, интегрированные в ее направленности.Во-вторых, ее возможности, реализуемые посредством задатков, способностей, одаренности, интеллекта.В-третьих, характер и самосознание личности.

21. взаимосвязь психических познавательных процессов.Психически познавательные процессы-общее название ощущений,восприятий,внимания,памяти,мышления,воображения,речи. Все они учавствуют в познании действительности и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности.Ориентировка в обстановке,практическое использование средств деятельности основываются на работе психич. познов. процессов, особенно мышление. Осмысление информ. способствует её запоминанию. Внимание включ. в позновательные процессы, повышает их эффективность: ощущения становятся более отчётливыми, восприятия более точными, улучшаются память, мышление. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и др. процессов.

22.типы высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).

Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности, лабильности (сильный, уравновешенный, инертный).

Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью, лабильностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).

Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).

23. особенности различных типов темперамента.Меланхолический темперамент,определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв. У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента - неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

24. понятие о характере. Характер-совокупность существенных,устойчивых психических свойств чел-ка, которые проявляются в его отношение в действительности и накладывают отпечаток на его поведение и поступки.

25. акцентуация хар-ра. Преувелич. развитие отдельных свойств характера в ущерб другим в результате чего ухудшается взаимодействие с окруж. людьми.

26. взаимосвязь темперамента и хар-ра. Характер формируется на основе темперамента. Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент - лишь их манеру, стиль, динамику. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе. Личность представляет собой поле борьбы между ними. Характер пытается играть роль режиссера относительно темперамента. Более того, индивид, у которого победа в борьбе оказывается на стороне характера, имеет более совершенные личностные качества. Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера.

27.понятие о способностях. Способность-совокупность таких психических свойств, которые характеризуются скоростью и результативностью овладения той или иной деятельностью.

Наши рекомендации