Вопрос 12 Понятие способностей, проблема их диагностики и развития. Проблема врожденного и приобретенного в развитии способностей. Способности и задатки. Понятие одаренности.

Способности — это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость, и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.

Способности понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. По его мнению, способности:

1-ое - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и

2-ое – это такие особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3-е – способность, не сводиться к тем знаниям, умениям или навыкам, которые уже выработаны у данного человека.

Формула способности по Теплову: Способности = Продуктивность/(цена, затраты, усилия)

Любая способность относительна надо соотносить результаты и средства (затраты), которые используются для достижения этого результата.

Существует две точки зрения на происхождение способностей.

1)Способности определяются генопипом, их можно развить или задавить (врожденность способностей).

2)Способности формируются при жизни. У любого ребенка можно развить способности и это зависит от среды (заинтересованность близких, качество и организация обучения, и т.п.).

1-я точка зрения (врожденность способностей)

Сэр Гальтон – основатель психологии способностей. Способности определяются особенностями функционирования ЦНС. Его аргументы:

1) раннее проявление выдающихся способностей (Моцарт, Гайдн, Чаплин, Рафаэль).

2) передача способностей из поколения в поколение. (Династии Моцартов, Бахов, цирковая династия Дуровых, династия математиков Бернулли).

3) достаточно длительное время связывали способности с особенностями строения черепа. Ф.Галль разработал «френологическую» карту. Френология – теория, согласно, которой по строению черепа можно судить о развитии тех или иных способностей.

2-я точка зрения (прижизненное формирование способностей).

По А.Н. Леонтьеву: способности формируются в процессе деятельности, если она жизненно необходима.

1) Влияние условий среды. В экспериментах подтверждается – можно развить довольно высокий уровень относительного музыкального слуха при отсутствии абсолютного.

2) Возникновение целой плеяды талантливых учеников вокруг выдающегося педагога (создание уникальных средовых условий: «сотрудничество» со взрослым, пересечение пространства взрослого и ребенка, позитивная эмоциональная окраска взаимодействия, «вкусное» преподнесение задачи и т.п.)

3) Условия воспитания – эксперимент с поколениями «умных» и «глупых» крыс. Выращиваниие поколения глупых крыс в обогащенных условиях – уровень научения поднимался до уровня «умных» крыс, выращенных в нормальных условиях. А уровень. А уровень «умных» крыс, выращенных в обедненных условиях, очень сильно падал.

Сейчас, исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Становление и развитие способностей связано с прохождением ребенком через различные сензитивные периоды. Научение в эти периоды подобно запечатлению. Если какая-то функция не получает развития в благоприятный период, то потом ее развитие будет затруднено.

Теплов считал, что способности находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут.

Виды способностей:

1. Классификации способностей (по Теплову):

· по видам психических функциональных систем (сенсомоторные, перцептивные, мнемические, мыслительные, коммуникативные);

· по основным видам деятельности (математические, музыкальные, научные, литературные, художественные).

2. Классификация на общие и специальные Способности:

· Общие — это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые в равной мере важны для различных видов деятельности (гибкость ума, целеустремленность).

Перечислим три общие способности, которые стоят под каждым блоком:

1.Приобретение новых знаний, умений и навыков (ЗУН) подразумевающиеся в любой деятельности.
ОБУЧАЕМОСТЬ
2.Преобразование и сохранение ЗУН.
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, КРЕАТИВНОСТЬ.


3.Приобретение и использование ЗУН.
ИНЕТЛЛЕКТ

· Специальные - это способности к определенным видам деятельности (математические, музыкальные, педагогические). Не являются широко распространенными, их формирование требует специального обучения и нередко особого дарования.

Все специальные способности представляют собой различные проявления общих способностей человека к обучению и развитию. Обычно раньше других начинают проявляться способности в музыке и в области математики.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в, например:

· Литературных способностях являются:

- особенности творческого воображения;

- яркие и наглядные образы памяти;

- чувство языка.

· Математических:

- умение обобщать;

- гибкость мыслительных процессов;

- легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.

У одного и тоже человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной.

В конце 19- начале 20 в. предпринимались попытки измерить способности. Этим занимались Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использовались тесты. Обычно применяют систему тестов, возрастающих по трудности, что получило название Батареи тестов. Отечественные психологи считают, что самый верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Исследования различных видов способностей проводилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором.

Е.А. Климов, для определения склонностей, предложил все профессии разделить на 5-ть основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П-природа (растения, животные); Т-техника (машины, материалы, разные виды энергии и т.д.); Ч-человек, группы людей, коллективы; З-знаковая информация (книги, языки, модели) Х-художественные образы и их построение (рисование, музыка). Он разработал Дифференцированный Диагностический Опросник.

Основу способностей составляют задатки.

Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека, которые являются врожденными и служат основой для развития способностей. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.

К основным составляющим природных различий способностей отнесены:

- определенные свойства нервной системы;

- познавательная активность и саморегуляция;

- особенности строения анализаторов.

Задатки многозначны, они обуславливают:

- разные пути формирования способностей;

- влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Что добавляется к задаткам, чтобы превратиться в способности?

Психическое развитие человека заключается не столько в изменение его естественных способностей (натуральных НПФ), сколько связаны с возникновением новых связей и отношений между ними, которые складываются в результате использования человеком разнообразных средств.

Развитие способностей связанно:

1. – с присвоением уже существующих культурных средств (ОБУЧАЕМОСТЬ)

2. – КРЕАТИВНОСТЬ связана с преобразованием уже имеющихся и созданием новых средств.

3. – ИНТЕЛЛЕКТ связан с применением новых средств.

Два психологически разных случая:

Ребенок Вундеркинд

Ребенок Одаренный.

Ребенок вундеркинд выбивается из окружения своих сверстников, он добивается более высоких достижений по сравнению со сверстниками за счет того, что раньше их осваивает более совершенные психологические средства. Но все их сверстники должны рано или поздно достичь того же уровня. Все будущее этих детей в их прошлом.

Ребенок Одаренный, одаренность связывают с тем, что навыки и приемы характерные для этого возраста ребенок использует более эффективно. В этом случае надо обогащать имеющиеся у него средства чем-то характерным для его возраста.

Вопрос 13 Понятие темперамента. Физиологические и психологические теории темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности (В.С. Мерлин, Е.А. Климов).

Психологические особенности человека выражаютсяв форме и в содержании.

Форму и содержание можно выделить в любой психической функции (напр. Эмоция)

Любая эмоциональная реакция подразумевает: тип эмоции – это будет содержание и как реакция протекает – это будет форма (быстро, медленно и т.д.)

Какой именно эмоцией человек отреагирует (содержание) не будет зависеть от темперамента,, но как будет протекать эмоция (форма) уже будет зависеть от темперамента.

Темперамент— это формально-динамические особенности поведения человека, кото­рые в наибольшей мере зависят от его природных способностей (интенсивность, скорость, темп, ритм психических процес­сов и состояний). Свойства Т. - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь, а динамические особенности, зависящие не от Т., гораздо менее устойчивы.

Основные компоненты темперамента являются:

  • Общая психологическая активностьопределяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой (вялость, инерт­ность, пассивность или большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности).
  • Двигательная,илимоторная, активностьпоказывает состоя­ние активности двигательного аппарата (быстрота, сила, резкость, интенсивность мышеч­ных движений и речи человека, его внешней подвижности).
  • Эмоциональностьвыражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности.

Первая попытка объснить индивидуальные отличия между людьми была сделани Гиппократом (V в. до н.э.). Медицина считала, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей (кровь, лимфа, желчь).

Преобладание крови - сангвинический темперамент; лимфа — флегма­тический темперамент; желтая желчь - холерическим темпераментом, черная желчь - меланхолического темперамента.

В результате изучения темперамента возникла гуморальная теория (основа темперамента – индивидуальные особенности кровообращения), конституционная (особенности строения тела лежат в основе динамических особенностей У.Шелдон).

Важную роль в изучении темперамента сыграло учение И. П. Павлова учение о типах нервной системы. Он выделил физиологические особенности строения и функционирования н.с. Павлов полагал, что три основных свойства нервных процесса определяют тип нервной системы:

- сила, способность н.с. выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью, работоспособностью;

- уравно­вешенность, характеризуется процессами торможения и возбуждения;

- подвижность нервных процессов (скорость), как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

По этим трем свойствам можно обсуждать полярность каждого из 4-х типов темперамента:

каждому типу нервной системы со­ответствует тип темперамента.

— сангвиническийтемперамент обладает сильным уравнове­шенным быстрымтипом н.с.;

— флегматическийтемперамент обладает сильным уравнове­шенным медленнымтипом н.с.;

— холерическийтемперамент обладает сильным неуравновешенным быстрый типом н.с.;

— меланхолическийтемперамент обладает слабымтипом нервной системы.

Свойства темперамента, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Эта зависимость ведет к тому, что люди совершенно разного темперамента могут в различных условиях проявлять сходные качества, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качества.

Свойства темперамента, как и свойства н.с., не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу, а развиваются в определенной последовательности, обусловленные общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности и специфическими закономерностями созревания каждого типа н.с.

Идеи И.П. Павлова развили Б. М. Теплов и В. Д. Небылицин, добавив дополнительные свойства н.с.

- лабильность – скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса;

- динамичность – скорость и легкость выработки условных рефлексов;

- концентрированность – мера дифференцировки раздражителей;

- чувствительность – как положительное свойство слабого типа н.с.

Раннее рассмотренные теории относятся к физиологическим.

Появляются психологические теории темперамента:

Концепция В.М. Русалова основывается на концепции П.К. Анохина.

  • Он выделил 4-ре основных свойства темперамента:

1-эргичность (сила, выносливость, активность);

2-темп (скорость выполнения операций, способность к ускорениию);

3-пластичность (мягкость, плавность «переходов»);

4-эмоциональность (чувствительность к несовпадению реального результата и его акцептора действия).

· Он выделил три основные сферы поведения человека, в которых можно спроецировать каждый из 4-х свойств:

1-психомоторная;

2-коммуникативная;

3-интеллектуальная.

  психомоторная коммуникативная Интеллектуальная
Эргичность Эргичность психомот. Эргичность коммун. Эргичность интеллек.
Темп Темп психомоторный Темп коммуник. Темп интеллект.
Пластичность Пластичность психом. Пластичность коммун. Пластичность интел
Эмоциональность Эмоцион. Психом. Эмоцион. Коммуник. Эмоцион. Интеллект.

Свойства темперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в др. при той же деятельности мешать ему. Когда требования деятельности противоречат к.-л. свойству Т., то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют его Т. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Приобретение определенного индивидуального стиля не изменяет самого темперамента.

Е.А. Климов (60-е гг. 20-го века) занимался психологией труда, изучал опыт передовиков ткацкого производства. Среди них оказались люди с различными типами темперамента.

Индивидуальный стиль деятельности -это те приемы и способы выполнения деятельности, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания свойств индивидуальности. Если нервная система – инертна, то меняется схема построения двигательного акта. Уделяется особое внимание профилактике поломок и остановок, т.е. тех ситуаций, когда необходимы быстрые движения. При подвижной НС – профилактика не нужна. Таким образом, эффективность труда получается высокой.

Если индивидуальный стиль деятельности не сложился, то тип темперамента будет оказывать влияние на эффективность работы.

Проблемой психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях занимался В.С.Мерлин. В последних работах он выделяет стиль общения как отдельный феномен, хотя он и оказывается частным случаем индивидуального стиля деятельности и наследует от него все его составляющие.

Индивидуальный стиль деятельности - устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других способов только своим процессом, но не результативностью. Так, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание, систематичность.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта. То, что мы, наблюдая за человеком, воспринимаем как признаки его темперамента (разнообразные движения, реакции, формы поведения), часто является отражением не столько темпераментом, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом.


Наши рекомендации