Вопрос 9 Строение потребностно-мотивационной сферы человека. Различные подходы к классификации потребностей и мотивов. Специфика биологических потребностей у человека.

Понятие потребности вводилась на основании двух свойств:

1. потребность есть объективная необходимость субъекта (организма, социального индивида, личности) в чем-то внешнем, содержащемся в мире в котором он живет и действует. Это что-то внешнее может быть названо благом для удовлетворения потребности, или по Леонтьеву, ее предметом – материальным или идеальным. Объем потребности – это количество благ, необходимых для ее удовлетворения. Различают постоянный и актуальный объем:

-постоянный объем – количество благ, всегда необходимых субъекту для

поддержания деятельности;

- актуальный объем – кол-во благ, потребных именно в данный момент

(что вызывает состояние нужды).

2. потребность представлена субъекту психически – это эмоции, желания и т.д.

Потребность –объективная необходимость в благе, имеющая определенный (постоянный и актуальный) объем и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме моций, желаний и т.п.характер

Потребности могут быть:

1-Элементарная биологическая потребность;

2-Потребность в контактах себе подобных (для детей в первую очередь со взрослыми людьми);

3-Познавательная потребность или потребность во внешних впечатлениях, контактах;

2 и 3 потребность на первых порах жизни тесно переплетены друг с другом, т.к. взрослый удовлетворяет потребность в контактах и он же есть источник впечатлений.

Они составляют необходимые условия формирования его как человеческого существа на всех ступенях его развития.

Потребность выступает:

- источником активности человека;

- потребность направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности.

Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности.

Действительно, потребности субъекта существуют и до первого их удовлетворения – «встречи» со своим предметом.

Развитие потребностей можно разделить на два этапа – до и после их опредмечивания.

  • 1-ый этап характеризуется – ненаправленной активностью; открыта для широкого спектра возможных благ; субъект испытывает фрустрацию, т.к. потребность еще не удовлетворена.
  • 2-ой этап - активность становится направленной; резкое сужение возможных благ; бурный всплеск положительных эмоций (эмоциональное закрепление).

В самом акте опред­мечивания - потребность меняется, преобразуется.

В акте опредмечивания рождается мотив (А. Н. Лентьев).

Мотив– эмоционально закрепленный предмет потребности (благо), который направляет деятельность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. Мотив, как правило, актуально не сознаются субъектом. Но, однако, он не «отделены» от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они, образно говоря, входят в его сознание.

Мотив определяется, как предмет, причем одновременно – и потребности, и деятельности. Понятие мотива объединяет потребление благ с их производством, и именно в деятельности (на уровне действий) содержится резерв развития, в частности, возникновение новых мотивов (потребностей).

Мотивы выполняют следующие функции:

  • Побуждающая функция проявляется в активизации поведения или деятельности субъекта. Эта функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.
  • Направляющая функция заключается в том, что мотив ориентирует деятельность и поведение относительно цели.
  • Стимулирующая функция связана с продолжением, поддержанием состояния побуждения при осуществлении намерения. Во многих случаях процесс удовлетворения потребности занимает определенное время, спад напряжения происходит постепенно, поэтому может потребоваться дополнительная волевая стимуляция. Стимулирующая функция потребности, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива.
  • Регулятивная функция проявляется в том, что мотив определяет процесс планирования действий (результата и способа) и организует соответствующий контроль за достижением результата.
  • Смыслообразующая функция состоит в том, что мотивы как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл. Под объяснительной функцией мотива понимается сознательно формулируемый личностью источник ее поведения, т.е. мотив является основанием (обоснованием) действия или поступка.


Основными характеристиками мотива являются:



  • динамические (энергетические)- отражают силу (интенсивность мотивационного возбуждения);
  • содержательные характеристики;
  • устойчивость (устойчивость или инертность потребности и устойчивость или ригидность установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов) мотива.

Строение в изучении потребностно-мотивационной сферы:

1-Выделение базовой мотивациии механизмы ее преобразования;

Ситуативная мотивация

3- разделение потребностей по способу удовлетворения,связанное с определением их собственно человеческой специфики.

1 – Базовая мотивация- изначально присуща самому субъекту. Они выступают, как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы. В результате преобразования возникают производные потребности. Сторонник этой позиции был У. МакДауголл, предлагавший понятие инстинкта (позже – склонности).

В бихевиоризме похожая схема изучения мотивации: выделяют первичные (врожденные драйвы), на основе которых путем научения формируются вторичные потребности.

В классическом психоанализе изначальные побуждения являются телесные (либидозные) инстинкты (влечения), а механизмами их преобразования сублимации.

2 – Ситуативная мотивация -представление человека как действующего в предметном и социальном окружении. Этот теоретический блок не отрицает базовой мотивации, потребности субъекта рассматриваются здесь как возникающие здесь и сейчас, в процессе действия с объектом. К Левин мотивационное поле, в котором возникают напряжения.(гештальт-исследователь мотивации).

Уровень притязаний, мотивация достижения и избегания неудач.

3 – Разделение потребностей по способу удовлетворения– этот пласт связан с развитием гуманистической психологии.

А. Маслоу предложил иерархию фундаментальных потребностей. Каждый последующий становиться актуальным, когда освоен предыдущий.

У человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

1. Потребности физиологические (органические).

2. Потребности в безопасности.

3. Потребности в принадлежности и любви.

4. Потребности уважения (почитания).

5. Познавательные потребности.

6. Эстетические потребности.

7. Потребности в самоактуализации.

Мотивационной сферой определяется масштаб и харак­тер личности. С возрас­том мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значе­ние для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Мотивация не только побуждает человека к какой-либо дея­тельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Таким образом, существуют два способа формирования мотива:

1) опредмечивание потребности;

2) превращение цели в мотив.

Признаки сформированной личности по А.Н. Леонтьеву:

1) иерархия мотивов;

2) осознанность иерархии мотивов (не раньше подросткового возраста);

3) широта связи субъекта с миром (когда осознанность иерархии мотивов включается в реальную деятельность).

Наши рекомендации