Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей. Специфика сферы сервиса

В обществе стихийно или сознательно складываются на определенном этапе его исторического развития соответствующие сферы. Так, материально-производственная сфера как сфера удовлетворения производственных потребностей возникает стихийно с возникновением общества. Но когда люди достигают достаточно высокого уровня развития, что связано с политическим созреванием больших социальных групп, с появлением научного мировоззрения, тогда их сознательное воздействие на материально- производственную сферу усиливается. В обществе существует столько сфер, сколько существует у него видов потребностей. Современное развитое общество имеет следующие сферы: материально-производственную, социальную, политическую, правовую, семейно-бытовую, медицинскую, спортивно-физкультурную, транспортную, энергетическую, образовательную, нравственную, эстетическую, научную, философскую, религиозную и т.д. Главное назначение сфер общественной жизни заключается в удовлетворении соответствующих общественных потребностей. Механизм функционирования каждой сферы общественной жизни представляет собой взаимодействие следующих специфических элементов:

1. Социальные субъекты, т.е. наличие определенных индивидов, малых и больших социальных групп, которые осуществляют деятельность, служащую для удовлетворения именно этого вида потребностей (* В эстетической же сфере трудятся писатели, художники, композиторы, певцы, работники кино и телевидения, журналисты и т.д.).

2. Средства деятельности, используемые для удовлетворения именно данного вида потребностей. Так, в материально-производственной деятельности используются соответствующие станки, инструменты, приборы, приспособления и т.д.

3. Общественные отношения как форма связи, устанавливаемая между людьми по поводу реализации того или иного вида общественных потребностей.

Потребности и интересы разных социальных субъектов вступают в противоречия. Относительно материальных потребностей это обусловлено извечным недостатком материальных благ в обществе. Ведь возрастающие по мере их удовлетворения потребности закономерно обгоняют в своем развитии процесс производства материальных благ.

Кроме этого различные и в том числе противоречивые взгляды на одни и те же духовные потребности порождаются объективными и субъективными духовными различиями между людьми. Объективные различия обусловливаются общественными факторами: существующими в обществе мировоззрениями ( мифологическим, религиозным, научным ) и характером отношений между ними, состоянием духовной атмосферы в обществе (демократическая или диктаторская, тоталитарная), уровнем развития системы воспитания и образования подрастающего поколения и т.д.. Субъективные духовные различия между людьми порождаются индивидуальностью каждого человека (задатками, способностями, талантами, мерой их развития и реализации), жизненным опытом и складывающейся судьбой, характером микросреды личности, которую каждый формирует по своему разумению и т.д..

Среди всех сфер общественной жизни выделяются в качестве основных материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Именно в этих сферах удовлетворяются важнейшие общественные потребности материального порядка – экономические и политические, системно-организационного – социальные и духовного порядка в самом общем виде - духовные. Особенно сильное воздействие оказывает политическая сфера: положительное при точном отражении политической властью внутренних, объективных закономерностей развития экономики и действии в соответствии с ними и отрицательное при непонимании объективных законов развития экономики или произвольном отбрасывании их, игнорировании в политической деятельности. Другие сферы общественной жизни оказывают на материально-производственную меньшее воздействие и главным образом через политическую.

Сфера сервиса - это сфера прежде всего не удовлетворения потребностей, а предоставления услуг. Услуга, по определению С.И.Ожегова, есть «действие, приносящее пользу, помощь другому».

Наиболее общая характеристика сервисной деятельности в отличие от деятельности в других сферах общественной жизни связана с ее направленно­стью на индивида. Если другие виды деятельности имеют массовый характер, то сервисная деятельность - индивидуальный. Любая сервисная деятельность направлена на удовлетворение потребностей клиента.

Разные услуги могут как создавать условия, предоставлять средства и в иных формах предварять удовлетворение потребностей, так и непосредственно удовлетворять материальные или духовные потребности. Главное для услуги –то, что она представляет собой определенное действие одного человека для другого. Причем это действие всегда имеет личный, индивидуализированный, конкретно-адресный характер. Промышленное производство товаров массового потребления никак нельзя назвать услугой потому, что имеет обезличенный характер (например, шитье костюмов на фабрике). Но производство этого же товара для конкретного индивида становится услугой (например, пошив костюма в ателье).

Особенности услуг: 1) неосязаемость, т.е. их нематериальный характер, другими словами - услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания; 2) услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления услуг протекает одновременно и потребители являются непосредственными участниками этого процесса; 3) изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения.

Определяя специфику сферы сервиса, ее отличие от других сфер общественной жизни, надо отметить прежде всего то, что она удовлетворяет не один какой-то вид потребностей, а все: и материальные, и духовные, и социально- культурные потребности как сплав тех и других.

Сфера сервиса представляет собой систему специализированных предприятий и организаций, которые производят и реализуют те или иные услуги для конкретных индивидов, обращающихся к ним при возникновении соответствующей потребности. В отличие от других сфер общественной жизни специализация сферы заключается в предоставлении услуг индивидам. При этом в сфере сервиса может осуществляться как производство материальных и духовных ценностей, так и использование уже готовых, произведенных в других сферах всевозможных ценностей и благ для удовлетворения потребностей индивида. А поскольку главной, основополагающей сферой производства материальных благ является материально-производственная сфера, а духовных благ – духовная сфера, поскольку сфера сервиса тесно связана с ними, в значительной мере обусловлена ими. Ведь только в материально-производственной сфере создаются и могут быть созданы прежде всего материальные средства, которые используются в сфере сервиса (например, оборудование гостиничных и туристических организаций, транспорт, бытовая техника, оборудование для досуга и развлечений и т.д.), а также многие материальные блага, предоставляемые индивидам сферой сервиса. Аналогичным образом в духовном производстве создаются многие духовные ценности (например, книги, газеты, журналы, телевизионные программы, кинофильмы и т.д.), которые предоставляются индивидам также сферой сервиса. В то же время какую-то часть материальных и духовных благ сфера сервиса производит сама; и это сближает ее со сферами материального и духовного производства.

Таким образом, специфика сферы сервиса среди всех других сфер общественной жизни заключается в том, что она не имеет самостоятельной пространственно-временной локализации, отграничивающей ее от других сфер. Конечно, сфера сервиса имеет свои пространственно локализованные предприятия и организации. В то же время она проникает (как пространственно, так и не пространственно, но это уже не столь важно) в другие сферы общественной жизни, тесно взаимодействуя с ними.

В этом плане сфера сервиса сходна со сферой нравственности, которая не имеет в обществе конкретной локализации, а проявляется всюду как особый аспект взаимодействия людей (с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.). Сфера сервиса возникает, существует, проявляет себя там, где один человек (или несколько) предоставляет какую-то услугу другому – индивиду.

Сфера сервиса зависит далее от уровня политического развития общества.

Сфера сервиса зависит от уровня развития духовного производства и всей духовной жизни общества. Понятно, что чем выше уровень духовной культуры граждан, тем более разнообразны и высокоразвиты их духовные потребности. И для их удовлетворения требуются более разнообразные и высококачественные социально-культурные услуги.

Значение для человека тех или иных видов сервисной деятельно­сти зависит от того, какие потребности он считает наиболее важ­ными и стремится удовлетворить в первую очередь. Поэтому сервисные услуги, связанные с удовлетворением базовых, в основном биологических, потребностей неизбежно должны эволюционировать, реагируя на изменения социокультурной ситуации.

Наши рекомендации