Понятие об интеллекте, его природа
При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект.Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, но рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, развитию понимания языка, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.
Три наиболее распространенных подхода к понятиюинтеллект.
1. Биологический подход рассматривает интеллект как способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.
2. Педагогический подход говорит об интеллекте как о способности к обучаемости.
3. Структурный подход рассматривает интеллект как способность адаптации средств к цели, т. е. интеллект с точки зрения структурного подхода является совокупностью тех или иных способностей.
Психолог Л. Терстоун исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность – умение считать, производить арифметические операции;
2) вербальную (словесную) способность – речевую гибкость и одаренность, т. е. умение быстро подбирать слова, максимально точно выражающие мысль;
3) вербальное восприятие – легкость в понимании устной и письменной речи;
4) пространственную ориентацию – возможность без затруднений представить, как будет выглядеть в пространстве в различных ракурсах тот или иной предмет;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Согласно представлениям Гилфордаумственные операциимогут быть классифицированы по следующим признакам:
1) по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
2) по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
3) по содержанию: действие с материальными объектами, символами, семантические операции, поведение.
В психологии не существует общепринятого определения этого термина, поскольку не существует и общепринятой теории интеллекта. Психологи до сих пор спорят о его природе. В настоящее время существует множество теорий интеллекта.
Структура интеллекта, его уровни. Факторы интеллектуального развития
Структура интеллекта по Х. Айзенку — модель интеллекта; выделяются такие элементы, как
- скорость интеллектуальных операций,
- настойчивость,
- склонность к проверке ошибок,
на основе выраженности которых определяется уровень IQ.
Структура интеллекта по Х. Гарднеру — модель интеллекта cостоит из независимых друг от друга модулей: формально-лингвистический, пространственный, логико-математический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный;
Структура интеллекта по Р. Стернбергу — классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:
- вербальный интеллект, который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
- способность решать проблемы;
- практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.
Уровни интеллекта
Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей.По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.
Факторы интеллектуального развития
Генетические факторы. Тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от родителей.
Факторы, возникающие во время беременности. Сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние на реализацию генетического потенциала ребенка.
Факторы окружающей среды.Психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрослых.
Число детей в семье. Чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта
Социальное положение семьи.
Влияние школы. Личностные качества ребенка. Темперамент и характер ребенка играют важную роль в том, как будут налаживаться его отношения в школе.Личностные качества родителей. Родителям детей с высоким уровнем интеллекта и творческих способностей обычно свойственно положительное отношение к жизни.
Общее понятие о воле
Что представляет собой воля человека?
Воля — это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. В психической деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции: активизирующую и тормозящую. Она представляет собой форму не только умения чего-либо добиться, но и умения отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, интересами человека. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.
Особенности воли:
- сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
- связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя ради этого человек может только в том случае, если он все хорошо обдумал и спланировал;
- связь с движениями. Для реализации своих целей человек всегда двигается, изменяет формы активности.
Физиологические основы воли. Воля имеет условно рефлекторную природу. На основе временной нервной связи складываются и закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.
Рефлекторная природа волевой регуляцииповеденияпредполагает создание в коре мозга очага оптимальной возбудимости, который может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем, но и образуется на основе ранее полученных воздействий.
Волевой акт, его структура
Волевое действие – это внутренняя побудительная сила, сформированная не только типологическими и биологическими задатками, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем, самоубеждением. Воля воспитуема.
Структура волевого действия:
1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;
2) осознание путей к достижению цели;
3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.