Формирование личности. Потребности как источник активности личности

Потребность – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития.

Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и духовных ценностей. Вместе с тем сами потребности развиваются с ростом производства. Только потребление воспроизводит потребность.

Таким образом, все потребности человека общественно обусловлены, их развитие определяется характером общественного производства и распределения.

Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способа их удовлетворения, человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Воля также побуждается потребностями. Потребности проходят через человеческую голову, т. е. осознаются, и проявляются в форме воли. Благодаря волевому усилию, настойчивости человек преодолевает трудности на путях к цели и практически решает поставленную задачу, так или иначе связанную с удовлетворением потребности.Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Потребность имеет тенденцию регулировать направленность психической деятельности индивида, но вместе с тем она сама подвергается регуляции со стороны более высоких побуждений, таких как нравственно-политические убеждения, сознание общественного долга и т. д.

Виды мышления. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности

Три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Практически-действенное мышление- мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.

Наглядно-образное мышление- содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Особенность словесно-логического мышления- задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи.

Развитие памяти у детей

Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места, времени происходящего события, а также все эмоциональные переживания, сопутствующие данному событию, в сочетании с событиями окружающего мира, происходящими в тот момент времени.

Составляющими памяти являются следующие процессы:

1) создание – возникновение непосредственно самого факта наличия информации, которую необходимо запомнить;

2) сохранение – фиксирование информации в ячейках памяти;

3) воспроизведение – процесс «проигрывания» события (факта), которое было запомнено;

4) сокрытие – всегда относительно, так как некоторая информация хранится в нашей памяти в течение всей жизни, однако «воспроизвести» ее без посторонней помощи мы уже не можем.

Память обладает качественными и количественными характеристиками:

1) длительность – период времени, в течение которого память хранит информацию и извлекает ее в нужный момент без постороннего вмешательства;

2) точность – показатель достоверности и детализации вспоминаемой информации;

3) объем – количество запоминаемой информации за единицу времени;

4) быстрота – скорость, с которой информация переходит из состояния «создание» в состояние «сохранение».

5) готовность воспроизведения – скорость, с которой необходимая информация извлекается из памяти.

Существует три мнения по вопросу памяти детей-дошкольников. Первое говорит о существовании у детей двух видов памяти, где первая – это физиологическая составляющая, а вторая – психологическая (духовная). Согласно второму мнению, память ребенка достигает развития в раннем возрасте, после чего ее активность резко снижается. Третье мнение- развитие памяти достигает своего апогея в возрасте 10 лет, после чего постепенно снижается.

П. П. Блонский высказал свою теорию о строении памяти ребенка, разделив ее на четыре временные составляющие:

– моторная (двигательная) – представляет собой условные рефлексы, начиная с первых движений новорожденного.

- эмоциональная память ребенка, которая основана на запоминании информации и ее усвоении в виде эмоций, вызываемых этой информацией.

Ребенок в ходе своего развития активно проникает в окружающий его мир человеческих отношений, усваивая – первоначально в очень конкретной и действенной форме – общественные функции людей, общественно выработанные нормы и правила поведения.

Наши рекомендации