Понимание грамматического значения суффиксов на материале системных дериватов

Задание 1.

Материал исследования.

Слова, содержащие суффикс -ок-, имеющий различное значение.

Процедура и инструкция.

Распредели слова на группы в зависимости от значения суффикса -ок-.

Вечерок, бугорок, обморок, пророк, язычок, холодок, поступок, знаток, иг­рок, ходок, слепок, ледок, ездок, звонок, снимок, уголок, грибок, прыжок, едок, уголёк.

мужчина, тот, кто… действие, его резуль­тат уменьшительно-ласка­тельное значение

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Понимание грамматического значения суффиксов на материале контекстуальных дериватов (квазислов)

Задание 2.

Материал исследования.

Квазислова, образованные при помощи суффиксов, имеющих определённое значение.

Процедура и инструкция.

Распредели слова на группы в зависимости от значения суффиксов.

а) лар, ларище, ларенок, ларица;

б) калушица, калушонок, калушище, калуш;

в) сюдёнок, сюд, сюдица, сюдище;

г) мибр, мибрица, мибрёнок, мибрище;

д) тусище, тусиха, тусёнок, тусь.

сказочный зверь детёныш сказоч­ного зверя самка сказочного зверя большой сказоч­ный зверь

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Способность анализировать значение текста на основании внимания к словообразовательной модели. Анализ значения текста, со­стоящего из искусственных слов

Задание 3.

Материал исследования.

Отрывок из стихотворения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», состоящий из квазислов.

Процедура и инструкция.

Задание состоит из трёх частей. В первой части задания детям предлагается провести семантическую оценку искусственной фразы. Учащимся предлага­ется следующая инструкция: «Прочитай отрывок стихотворения из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в За­зеркалье"».

Червело. Ужныемрави

Кузали на снову.

За нисомпраликурави,

Склюняяпелаву.

Затем школьникам предлагается оценить его смысловую структуру, подчеркнув одну из трёх оценок, данных в таблице: «Фраза бес­смысленна», «Фраза небес­смысленна» или «Фраза искусствен­ная, поэтому нельзя оценить её смысл». «Если Ваша оценка не совпадёт ни с одной из них, то Вы можете дать собственную оценку, записав её в графе "Особое мнение" (запишите его на обороте листа). Можете оста­вить задачу без решения, подчеркнув ответ "Затрудняюсь оценить фразу"».

На втором этапе выполнения задания детям предлагается поработать с текстом исходя из заключения: «Фраза не бессмысленна». Предлагается сле­дующая инструкция: «Спиши текст. Разбери каж­дое словопо составу и как часть речи. Объясни, как образовано каждое из слов этого необычного стихотворения».

Оценка результатов.

При оценке задания прежде всего учитывается оценка смысла предложен­ного стихотворения и разница в этой оценке на начальном и конечном этапе выполнения задания. При анализе результатов выполнения этой части зада­ния предполагается, что каждый ответ является оригинальным частным мне­нием. Оценка «верно/неверно» не применяется.

Во второй части задания оценивается правильность проведения морфо­логического и словообразовательного анализа (учитывается количество до­пущенных ошибок и анализируются основные их виды). Количественно оценивается разбор слов по составу. Предлоги на и за не разбираются, так как не являются псевдословами. За каждое правильно разобранное слово начисляется 0,5 балла. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.Так же рассматри­ваются качественные показатели составленного текста: смысловую целост­ность, наличие связи между смыслом рассказа и грамматическим значением псевдослов, распознанным на основе анализа словообразовательной модели.

2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов

Усвоение грамматического значения слова и его связи с фор­мальными признаками слова

Задание 4. Определение рода существительного а) на материале производя­щих слов б) на материале контекстуальных дериватов по окончанию.

Материал исследования.

Задание содержит две группы слов. Первая группа представлена существи­тельными мужского, женского и среднего рода. Вторая группа состоит из контекстуальных дериватов, которые по своим грамматическим признакам также могут быть отнесены к существительным мужского, среднего и женского рода.

Процедура и инструкция.

Прочитайте слова, разделите их на три группы в зависимости от окончания. Что объединяет слова каждой группы?

а) сено, вода, талон, парта, сосна, вагон, тесто, палка, лето, ведро, слон; б) холёныш, дорогиня, свистопад, неумелыш, безленица, суетория, предосе­нье, сыновство, предбережье.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Установление закономерности выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразо­вательным значением

Задание 5. Умение образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, при помощи суффикса.

Материал исследования.

Производящий корень и выражения – стимулы, позволяющие образовывать производные слова на основе заданного.

Процедура и инструкция.

Замени выражения одним словом с корнем:

а) -барабан-: бить, стучать в барабан – …; тот, кто играет на барабане – …; маленький барабан –…; играть на барабане –…; палочка для игры на барабане –….

б) -лес-: зверь, живущий в лесу – …; поросший лесом – …; человек, ухаживающий за лесом – …; маленький лес – …; лесной человечек, гномик – … .

в) -гриб-: суп из грибов –…; маленький гриб – …; человек, собирающий грибы – …; подземная часть гриба – …; летний тёплый дождик, сопутствующий появлению грибов – … .

г) -зуб-: врач, который лечит зубы – …; рыба, имеющая множество зубов – …; маленький зуб – …; человек, не имеющий зубов – …; предмет, с помощью которого чистят зубы – … .

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Подбор родственных слов и морфологический анализ слов

Задание 6. Отбор родственных слов из группы.

Материал исследования.

Серии, содержащие наряду с однокоренными слова с омонимичными кор­нями.

Процедура и инструкция.

Прочитай слова, найди и подчеркни в каждой группе «лишние» слова.

Осина, осинка, осиновый, осиный, подосиновик, осинник;

медовый, мёд, медок, медаль, медный;

ноc, носик, переносица, носовой, но­сильщик, носище;

слеза, слезинка, прослезиться, слезать, слёзка;

вода, водитель, водица, водный, водяной.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение задания по каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 бал­лов.

Задание 7. Умение находить в словах общую морфему.

Материал исследования.

Пары слов, содержащие одинаковые морфемы.

Процедура и инструкция.

Прочитай пары слов. Выдели в них общую часть. Объясни её значение (уве­личительность; уменьшительность; обладание свойством, характерным для предмета; доведение действия до чрезмерного результата; совершать дейст­вие с помощью предмета).

Домище – человечище;

садик – тазик;

сиротливый – бережливый;

пережарить – перезаниматься;

боронить – бомбить.

Оценка результатов.

За безошибочное выполнение задания по каждой паре начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.

Наши рекомендации