Понимание грамматического значения суффиксов на материале системных дериватов
Задание 1.
Материал исследования.
Слова, содержащие суффикс -ок-, имеющий различное значение.
Процедура и инструкция.
Распредели слова на группы в зависимости от значения суффикса -ок-.
Вечерок, бугорок, обморок, пророк, язычок, холодок, поступок, знаток, игрок, ходок, слепок, ледок, ездок, звонок, снимок, уголок, грибок, прыжок, едок, уголёк.
мужчина, тот, кто… | действие, его результат | уменьшительно-ласкательное значение |
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Понимание грамматического значения суффиксов на материале контекстуальных дериватов (квазислов)
Задание 2.
Материал исследования.
Квазислова, образованные при помощи суффиксов, имеющих определённое значение.
Процедура и инструкция.
Распредели слова на группы в зависимости от значения суффиксов.
а) лар, ларище, ларенок, ларица;
б) калушица, калушонок, калушище, калуш;
в) сюдёнок, сюд, сюдица, сюдище;
г) мибр, мибрица, мибрёнок, мибрище;
д) тусище, тусиха, тусёнок, тусь.
сказочный зверь | детёныш сказочного зверя | самка сказочного зверя | большой сказочный зверь |
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Способность анализировать значение текста на основании внимания к словообразовательной модели. Анализ значения текста, состоящего из искусственных слов
Задание 3.
Материал исследования.
Отрывок из стихотворения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», состоящий из квазислов.
Процедура и инструкция.
Задание состоит из трёх частей. В первой части задания детям предлагается провести семантическую оценку искусственной фразы. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Прочитай отрывок стихотворения из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье"».
Червело. Ужныемрави
Кузали на снову.
За нисомпраликурави,
Склюняяпелаву.
Затем школьникам предлагается оценить его смысловую структуру, подчеркнув одну из трёх оценок, данных в таблице: «Фраза бессмысленна», «Фраза небессмысленна» или «Фраза искусственная, поэтому нельзя оценить её смысл». «Если Ваша оценка не совпадёт ни с одной из них, то Вы можете дать собственную оценку, записав её в графе "Особое мнение" (запишите его на обороте листа). Можете оставить задачу без решения, подчеркнув ответ "Затрудняюсь оценить фразу"».
На втором этапе выполнения задания детям предлагается поработать с текстом исходя из заключения: «Фраза не бессмысленна». Предлагается следующая инструкция: «Спиши текст. Разбери каждое словопо составу и как часть речи. Объясни, как образовано каждое из слов этого необычного стихотворения».
Оценка результатов.
При оценке задания прежде всего учитывается оценка смысла предложенного стихотворения и разница в этой оценке на начальном и конечном этапе выполнения задания. При анализе результатов выполнения этой части задания предполагается, что каждый ответ является оригинальным частным мнением. Оценка «верно/неверно» не применяется.
Во второй части задания оценивается правильность проведения морфологического и словообразовательного анализа (учитывается количество допущенных ошибок и анализируются основные их виды). Количественно оценивается разбор слов по составу. Предлоги на и за не разбираются, так как не являются псевдословами. За каждое правильно разобранное слово начисляется 0,5 балла. Максимальная оценка за задание – 5 баллов.Так же рассматриваются качественные показатели составленного текста: смысловую целостность, наличие связи между смыслом рассказа и грамматическим значением псевдослов, распознанным на основе анализа словообразовательной модели.
2.2 Сформированность навыков грамматико-словообразовательного анализа слов
Усвоение грамматического значения слова и его связи с формальными признаками слова
Задание 4. Определение рода существительного а) на материале производящих слов б) на материале контекстуальных дериватов по окончанию.
Материал исследования.
Задание содержит две группы слов. Первая группа представлена существительными мужского, женского и среднего рода. Вторая группа состоит из контекстуальных дериватов, которые по своим грамматическим признакам также могут быть отнесены к существительным мужского, среднего и женского рода.
Процедура и инструкция.
Прочитайте слова, разделите их на три группы в зависимости от окончания. Что объединяет слова каждой группы?
а) сено, вода, талон, парта, сосна, вагон, тесто, палка, лето, ведро, слон; б) холёныш, дорогиня, свистопад, неумелыш, безленица, суетория, предосенье, сыновство, предбережье.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Установление закономерности выбора конкретного словообразовательного средства, используемого при образовании того или иного производного слова с определённым (заданным) словообразовательным значением
Задание 5. Умение образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, при помощи суффикса.
Материал исследования.
Производящий корень и выражения – стимулы, позволяющие образовывать производные слова на основе заданного.
Процедура и инструкция.
Замени выражения одним словом с корнем:
а) -барабан-: бить, стучать в барабан – …; тот, кто играет на барабане – …; маленький барабан –…; играть на барабане –…; палочка для игры на барабане –….
б) -лес-: зверь, живущий в лесу – …; поросший лесом – …; человек, ухаживающий за лесом – …; маленький лес – …; лесной человечек, гномик – … .
в) -гриб-: суп из грибов –…; маленький гриб – …; человек, собирающий грибы – …; подземная часть гриба – …; летний тёплый дождик, сопутствующий появлению грибов – … .
г) -зуб-: врач, который лечит зубы – …; рыба, имеющая множество зубов – …; маленький зуб – …; человек, не имеющий зубов – …; предмет, с помощью которого чистят зубы – … .
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение начисляется 0,25 балла, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Подбор родственных слов и морфологический анализ слов
Задание 6. Отбор родственных слов из группы.
Материал исследования.
Серии, содержащие наряду с однокоренными слова с омонимичными корнями.
Процедура и инструкция.
Прочитай слова, найди и подчеркни в каждой группе «лишние» слова.
Осина, осинка, осиновый, осиный, подосиновик, осинник;
медовый, мёд, медок, медаль, медный;
ноc, носик, переносица, носовой, носильщик, носище;
слеза, слезинка, прослезиться, слезать, слёзка;
вода, водитель, водица, водный, водяной.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение задания по каждой группе начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.
Задание 7. Умение находить в словах общую морфему.
Материал исследования.
Пары слов, содержащие одинаковые морфемы.
Процедура и инструкция.
Прочитай пары слов. Выдели в них общую часть. Объясни её значение (увеличительность; уменьшительность; обладание свойством, характерным для предмета; доведение действия до чрезмерного результата; совершать действие с помощью предмета).
Домище – человечище;
садик – тазик;
сиротливый – бережливый;
пережарить – перезаниматься;
боронить – бомбить.
Оценка результатов.
За безошибочное выполнение задания по каждой паре начисляется 1 балл, за допущенную ошибку – 0 баллов. Максимальная оценка за задание 5 баллов.