Способы и средства выражения грамматического значения. „

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Типологическая классификация языков № 12.

Цель: формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку, прививать толерантное отношение к носителям других языков и культур;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Социолингвистика. Языковая политика № 13.

Цель: формировать

- знание социальных, культурных, в частности, языковых различий народов РФ, Поволжья;

- умение толерантно воспринимать социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, Поволжья, уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов родного края, страны.

Примерный план интерактивных групповых занятий

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

(Круглый стол, 4 ч)

Цель: формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку, прививать толерантное отношение к носителям других языков и культур;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Божественная гипотеза происхождения языка.

2. Античные представления о происхождении человеческого языка.

3. Теория звукоподражания.

4. Теория междометий.

5. Теория «трудовых выкриков».

6. Теория социального договора.

7. Теория Ф. Энгельса.

8. Теория академика Марра.

Примерные задания.

1. Опираясь на научные источники, подготовьте аргументы и факты, иллюстрирующие сильную и слабую сторону каждой из гипотез.

2. Составьте тезисный план к работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Составьте картотеку цитат из работ ученых разных времен и народов, раскрывающих сильную или слабую сторону какой-либо гипотезы о происхождении человеческого языка.

4. По материалам энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» подготовьте презентацию по теме «Гипотезы о происхождении человеческого языка».

5. Напишите сценарий проведения классного часа по данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 457-464.

2. 127. С. 670-673.

3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ

(Коллоквиум, 4 ч)

Цель: формировать

- знание социальных, культурных, в частности, языковых различий народов РФ, Поволжья;

- умение толерантно воспринимать социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, Поволжья, уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов родного края, страны.

Вопросы для обсуждения.

1. История языковой политики России.

2. Языковая политика России в ХХ – ХХ1 вв.

3. Реализация языковой политики России на примере народов Поволжья (краеведческий материал).

4. Русский язык как государственный. Закон о русском языке.

5. Вопрос о миноритарных языках народов России.

6. Актуальные проблемы языковой политики других стран.

7. Политкорректность как одна из проблем современной языковой политики.

Примерные задания.

1. Подготовьте реферат и презентацию по одной из вышеназванных проблем.

2. Подготовьте обзор интернет-источников по вопросу «политкорретность».

3. Опираясь на научные источники, дайте характеристику Закону о русском языке; определите его правовую, социальную и культурную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. 43. С. 3-10.

2. 45. Обзор.

3. 74. Обзор.

4. 113. Обзор.

5. 125. С. 51.

6. 126. С. 4-8; 28-34; 36-42; 66-75.

7. 127. С. 435-439.

8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008. С. 206-214.

ЕСТЬ ЛИ ЯЗЫК У ЖИВОТНЫХ?

(Дискуссия, 2 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Биологическая гипотеза происхождения человеческого языка.

2. Особенности коммуникации высокоразвитых животных.

3. Аргументы ученых «за» и «против» языка у животных (Аристотель, Данте, И.П. Павлов, А.А. Реформатский, Л. Фёдорова).

4. Судьбы людей вне человеческого общества. Социальная сущность языка.

Примерные задания.

1. Подготовьте картотеку цитат высказываний различных ученых о наличии/отсутствии языка у животных.

2. Подготовьте аргументы и факты, подтверждающие/опровергающие наличие языка у животных.

3. Подготовьте аннотированный библиографический список интернет-источников по данной теме.

4. Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Дети-маугли»; «Коммуникация муравьев. Муравьи-наркоманы»; «Коммуникация пчел» (по книге И. Халифмана «Пчелы»); «Система общения приматов».

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 19-20.

2. 127. С. 672-675.

3. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. С. 33-35.

4. Царева И.Б. Эти загадочные животные. М., 2001. С. 144-152.

Наши рекомендации