Показать механизм развития научных понятий на примере становления теории понимающей социологии

Конечное познание объекта (познание, знание, определение) - есть взаимодействие объекта и субъекта познания. Просматриваются три важнейших этапа в каждом познании:

- определение при помощи способов познания, его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств, в сравнении (во взаимодействии) с ранее познанными объектами (свойствами, понятиями, знаниями, опытным инструментарием);

- определение её причинно-следственной зависимости (размерности) объекта познания, от ранее познанных свойств (понятий, знаний), построение теории;

- формулирование познанного понятия - нового знания с целью практического применения.

Таким образом, из данных понятий выясняется, что любая теория, это промежуточный, формальный этап, часть любого познавательного процесса. Представляет собой формализацию объективных причинно-следственных зависимостей (реальностей) в виде: правил, формул, моделей, алгоритмов, принципов, представлений, взглядов, ощущений. Начинается каждый этап с перечня базовых понятий познаваемых объектов и их свойств, а завершается перечнем новых, базовых для следующего этапа познания понятий. Эксперимент, теория, практика имеют общую цель - реализация и применение познавательной деятельности - получение и использование знаний (познаний, понятий). Познание - результат взаимодействия объектов природы и их свойств. Научное познание - познание при помощи средств науки (методов, принципов, способов, теорий).

Познание - процесс событий-взаимодействий объекта и субъекта. В результате взаимодействия, объекты изменяются (познают) друг друга.

Понятие (научное) – по причинной сути, есть результат взаимодействия познаваемого объекта и познающего субъекта, в результате которого, познаваемый объект представляется как характеристическое свойство объекта познания (объекта, свойства или взаимодействия, причинной связи, отношения). Отсюда, понятие, по своей структуре, есть общее название относительной совокупности его конечных свойств (признаков, предикатов). П., объединяет в относительное целое некую конечную совокупность свойств различной природы (подпонятий, предикатов), от которых данное п. зависит причинно в величине и природе (размерности). П., входя в структуру другого понятия, является просто его свойством (подпонятием, предикатом). То есть, одно и тоже п. может характеризовать как объект – относительное целое, так и свойство другого объекта. Употребление структурно сформулированных научных понятий в процессе познания, есть важнейший способ познания изменчивости объектов и их понятий, часть общей методологии познания.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт – наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из этого нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или, когда он ориентируется на какое – либо природное явление (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя). И еще одно важное замечание, которое делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., - пишет он, - в социологическом понимании означают. категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению. участвующих в этой деятельности отдельных людей». «Понимание» никогда не может быть полным и всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуациях непосредственного взаимодействия людей.

Наши рекомендации