Лист ответов представлен в Приложении 4.

Обработка результатов.Подсчитайте сумму набранных баллов по группам вопросов:

· первая группа (интеллектуальные качества) - с 1 -го по 8-й вопрос,

· вторая группа (деловые качества) - с 9-го по 16-й,

· третья группа (эмоционально-волевые качества) - с 17-го по 22-й,

· четвертая (моральные качества) - с 23-го по 29-й вопрос,

· пятая (психомоторные качества) - с 30-го по 34-й вопрос.

Выведите по каждой группе качеств среднюю арифметическую оценку и полученные результаты проранжируйте, в выводах укажите, развитие каких качеств испытуемый оценивает у себя выше всего, далее описывайте по убыванию.

Уважаемые студенты! Лучше, если вы продиктуете ребенку вопросы. Учитывайте возраст, если есть необходимость, задайте вопрос в более доступной форме. Поэтому сначала внимательно прочитайте сами. Где в вопросах встречается «работа», замените на «школа».

Исследование типа темперамента

Цель исследования: определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчивости и тип темперамента.

Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Процедура исследования

Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования.

Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов "Да" или "Нет".

В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо "Да" либо "Нет". Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа".

Опросник

· Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

· Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

· Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

· Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

· Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

· Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

· Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

· Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?

· Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

· Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

· Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?

· Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

· Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

· Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?

· Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

· Верно ли, что Вас легко обидеть?

· Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

· Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?

· Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда совсем вялы?

· Стараетесь ли Вы ограничить круг своих .знакомств небольшим числом самых близких друзей?

· Вы много мечтаете?

· Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же?

· Вас часто беспокоит чувство вины?

· Все ли Ваши привычки хороши?

· Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании?

· Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

· Считают ли Вас человеком живым и веселым?

· После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

· Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?

· Бывает ли, что Вы передаете слухи?

· Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

· Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?

· Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

· Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

· Бывают ли у Вас приступы дрожи?

· Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

· Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

· Верно ли, что Вы раздражительны?

· Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?

· Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

· Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

· Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

· Вам часто снятся кошмары?

· Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

· Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

· Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?

· Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

· Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

· Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

· Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?

· Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

· Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

· Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

· Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

· Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

· Вы любите подшучивать над другими?

· Страдаете ли Вы от бессонницы?

Обработка результатов

Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.

Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

Ответ "Нет" на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.

Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3).

Анализ результатов

Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла.

По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.

Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.

Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.

0_________6__________12__________18__________24

интроверсия экстраверсия

Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.

Индекс экстраверсии "Э" Уровень экстраверсии-интроверсии
0-6 7-12 13-18 19-24 высокая интроверсия средняя интроверсия средняя экстраверсия высокая экстраверсия

Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.

В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.

Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.

Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).

На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.

Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.

Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.

Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера.

Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.

Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.

Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.

Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.

4. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося

Начиная с первой недели практики, студент по совету классного руководителя выбирает ученика, который по тем или иным причинам вызывает необходимость проведения индивидуальной работы. Изучение ученика студентом-практикантом осуществляется следующими путями:

1) Наблюдения на уроках и во внеурочное время за деятельностью ученика и его поведением;

2) Бесед с исследуемым учеником, классным руководителем, учителем-предметником и товарищами учащегося.

3) Тестовые методики с целью изучения познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы учащегося.

С характеристикой следует ознакомить классного руководителя, который должен подписать ее.

Большую помощь в подготовке психолого-педагогической характеристики окажет примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося, которая приводится в Приложении 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет спортивно- педагогический________________

Кафедра __технологии и методики преподавания________________

ДНЕВНИК

прохождения психологической практики

в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________

в период с «__» по «__» __________201_г.

Студента (ки) _______________________факультета

Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия

Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия

Новополоцк, 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наблюдение.

Наши рекомендации