Лист ответов представлен в Приложении 4.
Обработка результатов.Подсчитайте сумму набранных баллов по группам вопросов:
· первая группа (интеллектуальные качества) - с 1 -го по 8-й вопрос,
· вторая группа (деловые качества) - с 9-го по 16-й,
· третья группа (эмоционально-волевые качества) - с 17-го по 22-й,
· четвертая (моральные качества) - с 23-го по 29-й вопрос,
· пятая (психомоторные качества) - с 30-го по 34-й вопрос.
Выведите по каждой группе качеств среднюю арифметическую оценку и полученные результаты проранжируйте, в выводах укажите, развитие каких качеств испытуемый оценивает у себя выше всего, далее описывайте по убыванию.
Уважаемые студенты! Лучше, если вы продиктуете ребенку вопросы. Учитывайте возраст, если есть необходимость, задайте вопрос в более доступной форме. Поэтому сначала внимательно прочитайте сами. Где в вопросах встречается «работа», замените на «школа».
Исследование типа темперамента
Цель исследования: определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчивости и тип темперамента.
Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.
Процедура исследования
Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая самостоятельность ответов участников тестирования.
Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с номерами колонкой для ответов "Да" или "Нет".
В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или карандашей и чтение инструкции.
Инструкция испытуемому: "Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш ответ, который может быть либо "Да" либо "Нет". Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. Помните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный Вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа".
Опросник
· Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
· Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
· Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
· Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?
· Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?
· Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
· Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?
· Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?
· Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
· Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?
· Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который симпатичен Вам?
· Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
· Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
· Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?
· Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?
· Верно ли, что Вас легко обидеть?
· Любите ли Вы часто бывать в компаниях?
· Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими людьми?
· Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "горит" в руках, а иногда совсем вялы?
· Стараетесь ли Вы ограничить круг своих .знакомств небольшим числом самых близких друзей?
· Вы много мечтаете?
· Когда на Вас кричат. Вы отвечаете тем же?
· Вас часто беспокоит чувство вины?
· Все ли Ваши привычки хороши?
· Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю-повеселиться в компании?
· Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?
· Считают ли Вас человеком живым и веселым?
· После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?
· Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?
· Бывает ли, что Вы передаете слухи?
· Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
· Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?
· Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
· Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?
· Бывают ли у Вас приступы дрожи?
· Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
· Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
· Верно ли, что Вы раздражительны?
· Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?
· Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
· Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?
· Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
· Вам часто снятся кошмары?
· Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
· Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
· Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?
· Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
· Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
· Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
· Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков Вашей работы?
· Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
· Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
· Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?
· Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
· Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
· Вы любите подшучивать над другими?
· Страдаете ли Вы от бессонницы?
Обработка результатов
Для определения типа темперамента необходимо определить величины показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопросами шкал.
Индекс искренности ("И") представляет собой количество совпадений ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ "Да" по вопросам №6, 24, 36; Ответ "Нет" на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.
Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими: Ответ "Да" по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
Ответ "Нет" на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Показатель невротизма – это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.
Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы типов темперамента.
Темперамент и его основные свойства можно представить в виде точки проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученной путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей (рис. 3).
Анализ результатов
Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 балла.
По мнению Г.Айзенка, сочетания экстраверсии-интроверсии и невротизма-эмоциональной устойчивости будучи свойствами темперамента, определяют его тип.
Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, то есть невротизм-эмоциональная устойчивость.
Их можно представить на континууме, где величины одного из показателей, например экстраверсии "Э" 0-12 означают отсутствие экстраверсии, то есть интроверсию, а величины 13-24 – ее выраженность.
0_________6__________12__________18__________24
интроверсия экстраверсия
Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.
Индекс экстраверсии "Э" | Уровень экстраверсии-интроверсии |
0-6 7-12 13-18 19-24 | высокая интроверсия средняя интроверсия средняя экстраверсия высокая экстраверсия |
Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма – эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровня экстраверсии-интроверсии.
В общем смысле экстраверсия – это направленности личности на окружающих людей и события, интроверсия направленность личности на ее внутренний мир, а невротизм – понятие, синонимичное тревожности, проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Динамическое проявление этих свойств связано со скоростью выработки условных рефлексов, их прочностью, балансом процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации.
Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, быстрее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверта можно узнать по ряду особенностей поведения. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
На одном полюсе невротизма (высокий уровень) находятся так называемые нейротики, отличающиеся нестабильностью; неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.
Другой полюс невротизма (низкий уровень) – это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, решительностью.
Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темперамента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).
На рис. №3 тип темперамента определяется в точках пересечения показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика – экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика – интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика – интроверсия и невротизм.
Если точка пересечения перпендикуляров попала в площадь малого круга радиусом в 6 единиц, то тип темперамента у испытуемого слабо выражен, а если она находится в пределах разности площадей большого и малого кругов – то тип темперамента ярко выражен.
Темперамент во многом определяет особенности характера человека. Сангвиники обычно бывают общительными, открытыми, разговорчивыми, живыми, инициативными, но часто беззаботными и не всегда склонны доводить начатое дело до конца. У холериков часты смены настроения, они активны, но в то же время импульсивны, бывают обидчивыми и агрессивными и в большинстве своем оптимистичны. В темпераменте флегматика особенно заметны размеренность, спокойствие, надежность. Они миролюбивы, но отличаются пассивностью. Меланхолики – это очень чувствительные люди, обычно наблюдательны, но потому тревожны, малообщительны, быстро раздражаются и много переживают, пессимистичны.
Понимая значение темперамента в регуляции динамики психической деятельности и в сохранении жизненных констант организма, можно продумать рекомендации для развития ряда свойств темперамента испытуемого посредством коррекции некоторых черт характера.
Например, в сангвиниках важно поощрять трудолюбие, склонность к новизне, но при этом нужно контролировать нагрузки, чтобы они были в разумных пределах. Им следует тренировать дисциплинированность и учиться деловым контактам и четкости.
Холерикам с их выраженными лидерскими качествами желательно следить за позитивностью отношений с окружающими, не "выяснять отношений" в моменты конфликтов, а обсуждать возникшие проблемы позже в спокойной ситуации, контролировать стремление подчинять себе других людей, направить усилия на собственное эстетическое воспитание.
Трудолюбивым флегматикам стоит порекомендовать тренировать свой социальный интеллект (понимание людей, наблюдательность за переживаниями других, налаживание контактов и т.п.). В ряде случаев из-за скромности у них не всегда адекватная самооценка, которую в этих случаях важно повысить.
Меланхоликам с их вдумчивостью и повышенной сензитивностью не стоит спешить включаться в виды деятельности и общения, где жесткая субординация. Им тоже нужно контролировать и рефлексировать свое отношение к другим (особенно избегать сильной веры в чей-то авторитет), настраиваться на успех в работе, а для этого рассчитывать сроки выполнения ее отдельных звеньев или частей. Для развития контактности и общительности желательно брать общественные нагрузки, позволяющие вступать в разные взаимоотношения с другими людьми, стараться участвовать в разных мероприятиях, выступать с докладами на конференциях.
4. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики учащегося
Начиная с первой недели практики, студент по совету классного руководителя выбирает ученика, который по тем или иным причинам вызывает необходимость проведения индивидуальной работы. Изучение ученика студентом-практикантом осуществляется следующими путями:
1) Наблюдения на уроках и во внеурочное время за деятельностью ученика и его поведением;
2) Бесед с исследуемым учеником, классным руководителем, учителем-предметником и товарищами учащегося.
3) Тестовые методики с целью изучения познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы учащегося.
С характеристикой следует ознакомить классного руководителя, который должен подписать ее.
Большую помощь в подготовке психолого-педагогической характеристики окажет примерная схема психолого-педагогической характеристики учащегося, которая приводится в Приложении 5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет спортивно- педагогический________________
Кафедра __технологии и методики преподавания________________
ДНЕВНИК
прохождения психологической практики
в (название учебно-воспитательного учреждения) ___________
в период с «__» по «__» __________201_г.
Студента (ки) _______________________факультета
Группа _________________ подпись ________ И.О. Фамилия
Руководитель практики от кафедры __________ подпись _______И.О. Фамилия
Новополоцк, 2013
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Наблюдение.