Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении

Оглавление - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц (начала раздела) и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Правильно выстроенная структура работы - это очень подробное оглавление, т.к. именно развернутый план исследования позволяет увидеть ход мысли, основные принципы, выводы, к которым пришел автор.

Оглавление пишется ступенчатообразно. Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными (заглавными) буквами; несколько правее – названия разделов и еще правее – подразделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами.

Введение –это описание всей работы в сжатом виде.

Вначале объясняется научная и практическая актуальность работы. Для этого исследователь изучает степень разработанности проблемы другими авторами (дает краткую характеристику предшествующих исследований) и обосновывает важность решения проблемы исследования в настоящее время.

Выделяется объект и предмет исследования.

Объект исследования - это конкретное явление, которое рассматривается в проблемной ситуации. В педагогической науке объектом исследования являются: учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный процесс, управленческий процесс (например, тактическая подготовка волейболистов).

Предмет исследования – это то, что изучается в объекте (свойства, признаки, характеристика). Предметом исследования выступают: прогнозирование, способы совершенствования учебно-воспитательного процесса; содержание образования, условия совершенствования обучения, особенности педагогических взаимоотношений и т.д. (например, особенности методики преподавания гимнастики во вспомогательной школе).

Во введении ВКР должна быть представлена практическая значимость полученных в ходе проведенного исследования результатов (как, кем, где могут быть использованы результаты исследования).

Если при написании ВКР студент разработал что-то самостоятельно (например, комплекс физических упражнений, предложил какие-либо новые методические приемы обучения или организации занятий), то во введении выделяется научная новизна исследования.

Также во введении приводится гипотеза, цель и задачи исследования Гипотеза должна раскрывать предполагаемую связь изучаемых явлений, процессов (например, предположим, что развитие скоростных способностей у спринтеров разной квалификации будет успешно при использовании средств и методов, учитывающие следующие условия: индивидуальные и возрастные особенности; сенситивные периоды развития скоростных способностей; этапы спортивной подготовки и учет цикличности тренировочного процесса). Объем первой главы составляет примерно 1/3 объема всей работы(15-20с)

Объем введения составляет - 3-5 страниц.

Анализ данных специальной литературы по проблеме исследования приводится в Главе 1.Название главы должно отражать тематику исследования.

Этот раздел должен включать в себя анализ научных сведений (за последние 10 лет) по избранной проблеме. Необходимо привести мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию.

Формулировки предложений при анализе литературных источников следующие: «Автор отмечает..., указывает…, показывает…, подчеркивает..., считает….» и т.п.

Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ Р. 7.0.5—2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Подбор литературы

Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1)руководящие документы – вначале законы, затем законодательные акты;

2)научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3)статистические данные.

При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Консультант», а также в других справочных системах («Гарант», «Кодекс» и др.). Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с протекающими в экономике процессами, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР, научных статьях, монографиях и т.д.).

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время в иностранных реферативных базах для оценки работы, как отдельных ученых, так и научных коллективов, используется индекс научного цитирования (SCI: Science CitationIndex) или его интернет-версия (WOS: WebofSciences). В России формируется собственная реферативная база – РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем.

Первая глава заканчивается резюмирующим абзацем: «Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о … и актуальности проблемы …».

Резюмирующий абзац располагается сразу в конце первой главы.

Далее возможно приведение гипотезы исследования, т.е. предполагаемое решение проблемы.

Оформление текстового материала ВКР

ü ВКР должна быть выполнена в виде машинописного текста компьютерной верстки на одной стороне белого стандартного листа А4 (210х297 мм), сброшюрована.

ü Параметры полей: верхнее – 20 мм; правое – 15 мм; левое – 30 мм; нижнее – 20 мм.

ü Шрифт – текстовый редактор Word, шрифтTimesNewRoman, размер шрифта – 14.

ü Текст ВКР набирается через 1,5 интервала.

ü Выравнивание основного текста - по ширине.

ü Переносы в тексте не допускаются.

ü Каждый раздел ВКР начинается с новой страницы (оглавление, введение, глава 1, глава 2, глава 3, выводы, список литературы, приложения).

ü Заголовки разделов и подразделов пишутся по центру прописными (заглавными) буквами. Точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся. Заголовок отделяется от основного текста дополнительным интервалом (1,5).

ü Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – не менее 125 мм.

ü Нумерация страниц исследовательской работы сплошная. Титульный лист не нумеруется, но включается в общую нумерацию страниц. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы или в правом верхнем углу без точек и литерных знаков. Нумерация начинается со второй страницы – «Оглавление».

ü Разделы ВКР должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться арабскими цифрами с точкой и записываться в середине строки, например, 1, 2, 3 и т.д. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например, 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д. Если раздел или подраздел имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

ü Вписывать в отпечатанный текст ВКР отдельные слова, формулы, знаки допускается только черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения.

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблица – форма представления текста, документа, в котором характеризуются несколько объектов по ряду признаков. При составлении аналитических таблиц исходные данные выносятся в приложение к курсовой работе, а в тексте приводятся расчёты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать таблицы из литературных источников.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием её номера. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчётливо характеризующие то или иное явление, или его отдельные стороны.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы сверху, слева, справа и снизу ограничиваются линиями. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по левому краю без отступа.

Таблица 2 - Возрастная динамика спортивных результатов сильнейших бегунов мира на дистанциях 100 и 200 м, секунды

Квалификация Мужчины Женщины
Возраст, М±σ Результат Возраст, М±σ Результат
100 м 200 м 100 м 200 м
III 14,6±0,5 11,86 24,20 13,7±0,5 13,7 27,75
II 15,4±1,0 11,21 23,02 14,5±1,0 12,67 26,48
I 16,3±1,0 10,84 22,04 15,3±1,0 12,22 25,24
КМС 17,6±1,0 10,51 21,35 16,56±1,0 11,81 24,37
МС 18,5±1,0 10,23 20,87 18,5±1,0 11,36 23,30

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей курсовой работы. Слева над таблицей размещают слово «Таблица», после него приводят номер таблицы, точку после номера не ставят, наименование таблицы записывают с прописной буквы над таблицей после её номера, отделяя от него тире. Точку после наименования таблицы не ставят. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», её номер и наименование указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» либо «Окончание таблицы» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1» либо «Окончание таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над её первой частью. В таком случае в начале таблицы, под «шапкой», делается дополнительная графа с номерами столбцов. Такая же графа даётся на следующей странице, где продолжается таблица, над соответствующими строками.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы.

Если в курсовой работе всего одна таблица, её обозначают «Таблица 1». Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Оформление графического материала

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте курсовой работы. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей курсовой работы.

Иллюстрации должны иметь названия, которые помещают под иллюстрацией по центру (Например, Рисунок 1 – Название рисунка). При необходимости после названия рисунка можно поместить поясняющие данные.

При ссылках на рисунки пишется: «на рисунке 5 показано (приведено, представлены)...», «как представлено на рисунке 6...», «что и отражено на рисунке...».

Шрифт в рисунке Times New Roman, 12, межстрочный интервал - одинарный, выравнивание - по ширине.

Рисунки, схемы, графики в приложении должны располагаться на отдельных листах.

Для иллюстрирования структуры явлений или процессов, взаимосвязей элементом системы, иерархии, классификационных признаков и т.п. в работе размещают схемы (рисунок 1).

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении - student2.ru

Рисунок 1 - Классификация подвижных игр

Для иллюстрирования организации занятий также используются чертежи. Данный вид иллюстраций чаще всего включается в приложения

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении - student2.ru

Рисунок 2 - Варианты размещения игроков в подвижной игре

«Охотники и утки»

Результаты исследований наиболее часто представляются в виде диаграмм и графиков. Диаграммы могут иметь вид столбцов или секторов. Секторная диаграмма (рисунок3) и круговая диаграмма (рисунок4) может быть использована в случаях, когда результаты представлены в процентном отношении. При этом площадь круга принимается за 100%. Каждый сектор диаграммы должен иметь название и значение.

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении - student2.ru

Рисунок 3 - Структура успеваемости школьников по физкультуре

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении - student2.ru

Рисунок 4 - Структура успеваемости школьников по физкультуре

Столбиковая диаграмма (рисунок 5): это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде. Каждая ось должна быть обозначена.

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении - student2.ru Рисунок 5 - ЧСС спортсменов во время тестирования на функциональную подготовку

Иллюстрируют ВКР, исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманным тематическим планом, помогает избежать иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста, избежать неоправданных пропусков иллюстраций к важнейшим фактам. Каждая иллюстрация должна отвечать тексту, а текст - иллюстрации.

Оформление ссылок и списка литературы в тексте работы

ГОСТ Р. 7.0.5—2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»

Ссылки в текстах работ

Библиографические ссылки – это библиографические описания источников цитат, заимствований, а также произведений печати.

По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:

Ø внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

Ø подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

Ø затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску).

При повторе ссылок на один и тот же объект различают библиографические ссылки:

Ø первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе;

Ø повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяют в сокращенной форме.

Если объектов ссылки несколько, то их объединяют в одну комплексную библиографическую ссылку.

Примеры внутритекстовых библиографических ссылок

На книгу:

Первичная ссылка

(Зеличенок В. Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М. : Терра-Спорт, 2000. 240 с.) или

(Зеличенок В. Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М., 2000)

Повторная ссылка

(Зеличенок В. Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика. С. 125)

На монографию:

Первичная ссылка

(Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. Смоленск : [б.и.], 2011. 131 с.) или

(Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография. Смоленск, 2011. 131 с.)

Повторная ссылка

(Ефременков К.Н. Олимпийское образование. Смоленск, 2011. С. 99)

На автореферат:

Первичная ссылка

(Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (на примере стрельбы из лука) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 1998. 19 с.) или

(Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (на примере стрельбы из лука). Тольятти, 1998)

Повторная ссылка

(Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов ... С. 12-13)

На статьи:

Первичная ссылка

(Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.] ; гл. ред. А. Д. Жуков. М., 2011. С. 205-245)

(Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 68-71)

Повторная ссылка

(Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте. М., 2011. С. 205-245)

(Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения … // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 70)

На электронные ресурсы:

Первичная ссылка

(Педагогика и психология высшей школы [электронный ресурс] / под общ. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону, 2002. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html).

Повторная ссылка

(Педагогика и психология высшей школы. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html).

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же»

Первичная ссылка

(Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.] ; гл. ред. А. Д. Жуков. М., 2011. С. 205-245)

Повторная ссылка

(Там же. С. 235)

Примеры подстрочных библиографических ссылок

Первичная ссылка

1 Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 131 с.

или

1Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика. Смоленск, 2011. 131 с.

Повторная ссылка

1Ефременков К.Н. Олимпийское образование. Смоленск, 2011. С. 99.

1 Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 68-71.

2Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.] ; гл. ред. А. Д. Жуков. - М., 2011. - С. 205-245.

или, если о данной статье говорится в тексте

1 Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 68-71.

2 Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения. М., 2011. С. 205-245.

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же»

1 Ефременков К.Н. Олимпийское образование: теория и методика : монография / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2011. - 131 с.

3Сошкин П.А. Показатели ориентации офицеров на педагогическую деятельность // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 156-159.

4 Изучение адаптационно-иммунных параметров у спортсменов с кожной патологией / Н.П. Кириллова [и др.] // Там же. № 6 (88). С. 62-66.

Примеры затекстовых библиографических ссылок

Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа или его составной части.

Совокупность затекстовых библиографических ссылок не является библиографическим списком или указателем, как правило, также помещаемыми после текста документа и имеющими самостоятельное значение в качестве библиографического пособия.

В тексте:

Вопрос об эстетических показателях исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта подробно разработан в статье Р.Н. Терехиной, И.А. Винер, Л.И. Турищевой, М.Э. Плехановой59.

В затекстовой ссылке:

59 Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

Примеры внутритекстовой комплексной библиографической ссылки

Библиографические ссылки, включенные в комплексную ссылку, отделяют друг от друга точкой с запятой с пробелами до и послеэтого предписанного знака.

Несколько объектов в одной ссылке располагают в алфавитном или хронологическом порядке, либо по принципу единой графической основы — кириллической, латинской и т. д., либо на каждом языке отдельно (по алфавиту названий языков).

В алфавитном порядке:

(Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте : энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.] ; гл. ред. А. Д. Жуков. М., 2011. С. 205-245 ;Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (на примере стрельбы из лука). Тольятти, 1998 ; Педагогика и психология высшей школы [электронный ресурс] / под общ. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону, 2002. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html ; Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 68-71).

В хронологическомом порядке:

(Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи как педагогическое средство подготовки спортсменов к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера (на примере стрельбы из лука). Тольятти, 1998 ; Педагогика и психология высшей школы [электронный ресурс] / под общ. ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов на Дону, 2002. URL: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_rost1.html ; Сайкина Е.Г., Смирнова Ю.В. Требования к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2008. № 4 (38). С. 68-71;Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям // Наука о спорте : энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.] ; гл. ред. А. Д. Жуков. М., 2011. С. 205-245 ).

Примеры подстрочной комплексной библиографической ссылки

* Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. М. : Физкультура и спорт : СпортАкадемПресс, 2008. 543 с.; Его же. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студентов высш. учеб. заведений / Л. П. Матвеев. 5-е изд., испр. и доп. М. : Сов. спорт, 2010. 340 с.

Список литературы

Список используемой литературы в конце текста оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1—2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Список литературы должен включать библиографические записи на документы, использованные автором при работе над темой.

Список должен быть размещен в конце основного текста, после словаря терминов.

Допускаются следующие способы группировки библиографических записей: алфавитный, систематический (в порядке первого упоминания в тексте), хронологический.

При алфавитном способе группировки все библиографические записи располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические записи произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов.

При систематической (тематической) группировке материала библиографические записи располагают в определенной логической последовательности в соответствии с принятой системой классификации.

При хронологическом порядке группировки библиографические записи располагают в хронологии выхода документов в свет.

При наличии в списке литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языке.

Примеры описаний в списке литературы

По стандартизации

Средства индивидуальной защиты рук. Перчатки камерные. Общие технические требования : ГОСТ Р 12.4.204 (ИСО 11933-2-87). – Введ. 2001-01-03. – М. : Изд-во стандартов, 2001. – III, 7 с.

ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования :межгос. стандарт. – Введ. 01.07.97 // Стандарты по издательскому делу / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. – М., 1998. – С. 132-137.

Титульный лист образец титульного листа представлен в приложении

Оглавление - это наглядная схема, перечень всех без исключения заголовков работы с указанием страниц (начала раздела) и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Правильно выстроенная структура работы - это очень подробное оглавление, т.к. именно развернутый план исследования позволяет увидеть ход мысли, основные принципы, выводы, к которым пришел автор.

Оглавление пишется ступенчатообразно. Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными (заглавными) буквами; несколько правее – названия разделов и еще правее – подразделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами.

Введение –это описание всей работы в сжатом виде.

Вначале объясняется научная и практическая актуальность работы. Для этого исследователь изучает степень разработанности проблемы другими авторами (дает краткую характеристику предшествующих исследований) и обосновывает важность решения проблемы исследования в настоящее время.

Выделяется объект и предмет исследования.

Объект исследования - это конкретное явление, которое рассматривается в проблемной ситуации. В педагогической науке объектом исследования являются: учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный процесс, управленческий процесс (например, тактическая подготовка волейболистов).

Предмет исследования – это то, что изучается в объекте (свойства, признаки, характеристика). Предметом исследования выступают: прогнозирование, способы совершенствования учебно-воспитательного процесса; содержание образования, условия совершенствования обучения, особенности педагогических взаимоотношений и т.д. (например, особенности методики преподавания гимнастики во вспомогательной школе).

Во введении ВКР должна быть представлена практическая значимость полученных в ходе проведенного исследования результатов (как, кем, где могут быть использованы результаты исследования).

Если при написании ВКР студент разработал что-то самостоятельно (например, комплекс физических упражнений, предложил какие-либо новые методические приемы обучения или организации занятий), то во введении выделяется научная новизна исследования.

Также во введении приводится гипотеза, цель и задачи исследования Гипотеза должна раскрывать предполагаемую связь изучаемых явлений, процессов (например, предположим, что развитие скоростных способностей у спринтеров разной квалификации будет успешно при использовании средств и методов, учитывающие следующие условия: индивидуальные и возрастные особенности; сенситивные периоды развития скоростных способностей; этапы спортивной подготовки и учет цикличности тренировочного процесса). Объем первой главы составляет примерно 1/3 объема всей работы(15-20с)

Объем введения составляет - 3-5 страниц.

Анализ данных специальной литературы по проблеме исследования приводится в Главе 1.Название главы должно отражать тематику исследования.

Этот раздел должен включать в себя анализ научных сведений (за последние 10 лет) по избранной проблеме. Необходимо привести мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию.

Формулировки предложений при анализе литературных источников следующие: «Автор отмечает..., указывает…, показывает…, подчеркивает..., считает….» и т.п.

Ссылки на авторов оформляются в соответствии с ГОСТ Р. 7.0.5—2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Подбор литературы

Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике.

Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности:

1)руководящие документы – вначале законы, затем законодательные акты;

2)научные издания – сначала монографии, затем периодические издания;

3)статистические данные.

При этом вначале стоит изучить самые свежие публикации, затем – более ранние.

При подборе нормативно-правовых актов желательно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Консультант», а также в других справочных системах («Гарант», «Кодекс» и др.). Данные справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов.

Со статистическим и аналитическим материалом, связанным с протекающими в экономике процессами, можно ознакомиться в Интернете. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах.

Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР, научных статьях, монографиях и т.д.).

Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время в иностранных реферативных базах для оценки работы, как отдельных ученых, так и научных коллективов, используется индекс научного цитирования (SCI: Science CitationIndex) или его интернет-версия (WOS: WebofSciences). В России формируется собственная реферативная база – РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).

Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию автора) в других источниках.

При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Данный список литературы по теме выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем.

Первая глава заканчивается резюмирующим абзацем: «Таким образом, проведенный анализ научной и методической литературы свидетельствует о … и актуальности проблемы …».

Резюмирующий абзац располагается сразу в конце первой главы.

Далее возможно приведение гипотезы исследования, т.е. предполагаемое решение проблемы.

Наши рекомендации