Группа Опознание Воспроизведение
Взаимодействующие образы 0.87 0.53
Невзаимодействующие образы 0.83 0.27
Механическое повторение 0.84 0.30
::;:::::::::::::::v^
*Взято из: Bower (1970с).
5То есть теми элементами ассоциативных пар, которые соответствуют ответным реакциям.— Прим. ред.
6В таблице, по-видимому, представлены вероятности правильных опознаний и воспроизведений.— Прим, ред.
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 286
Рис. 9.4.Картинки, использовавшиеся в эксперименте по изучению зависимости качества запоминания от странности. Адаптировано из: Wollen, Weber, and Lowry (1972).
выполнять функцию эффективного кода, который облегчает заучивание ассоциативных пар. Эта идея совместима с гипотезой двойного кодирования.
Воллен и др. расширили этот тезис (Wollen, Weber, and Lowery, 1972), проведя эксперимент, в котором странность образа постулировалась как важный фактор научения и памяти. Как мы узнали из раздела о мнемонике, "эксперты" в области памяти часто считают, что использование необычных или странных образов может улучшать воспроизведение. Предположим, вас попросили связать словесную пару софа-слон. Вы можете представить себе странный образ огромного слона, сидящего на софе. Но объясняется ли эффект странного сочетания необычностью образа или же фактом взаимодействия? Воллен и др. в остроумном эксперименте сумели разделить эти факторы. Их испытуемые заучивали пары существительных, такие как рояль-сигара, сопровождавшиеся контурными рисунками этих объектов. Картинки были четырех типов (Рис.9.4): (1)с взаимодействием и странностью, (2)с взаимодействием, но без странности, (З)без взаимодействия, но со странностью и (4)без взаимодействия и без странности. В последней серии предъявлялись только пары слов. Испытуемых просили воспроизвести слова после одной попытки заучивания, и довольно удивительные результаты показывают, что странность сама по себе не влияет на воспроизведение, а наилучшее воспроизведение было, когда элементы предъявлялись во взаимодействии. Эти результаты и результаты, полученные Бауэром, говорят о том, что связывание стимула и реакции — это один из важнейших компонентов процессов научения и памяти.
Мысленные образы 287
Концептуаль-Андерсон и Бауэр (1973) представили серьезные доказательства концеп-но—пропози-туально-пропозициональной гипотезы в контексте своей теории репрезен-циональнаятативного знания, которая называется АПЧ (Ассоциативная Память Чело-
гипотезе века; см- Глава 7)-
Андерсон и Бауэр критически отнеслись к метафоре "мысленных картин", полагая, что "предположение о том, что носителем воспоминаний или каких-либо других знаний может быть что-то вроде внутренней фотографии, кино- или видеоленты, которую мы можем реактивировать и воспроизводить при припоминании образа, не имеет научной перспективы" (Anderson and Bower, 1973, p.453). По их мнению, хотя субъективно мы можем переживать образ, но лежащая в его основе когнитивная компонента имеет не образную, а иную форму. Одна из причин, по которой Андерсон и Бауэр отвергают теорию "картин в голове", связана с проблемой сохранности: бесполезно хранить полное изображение сцены, поскольку такая система памяти потребовала бы хранения и воспроизведения, далеко выходящего за пределы человеческих возможностей. Для просмотра и интерпретации этих внутренних картин все равно потребовалось бы некоторое устройство — что-то вроде гомункулуса в голове.
Концептуально-пропозициональная гипотеза предполагает, что в памяти хранятся интерпретации событий — вербальные или визуальные,— но не образные компоненты. Андерсон и Бауэр не отрицают, что конкретные слова выучить легче, чем абстрактные, но приписывают эти результаты тому, что, как они полагают, конкретные понятия закодированы с богатым набором предикатов, связывающих понятия вместе. Они утверждают, что "единственное различие между внутренними репрезентациями лингвистической входной информации и образа в памяти заключено в детальности информации" (Там же, с.460). Вот один из их примеров:
"Произносимые слова для слушателя подобны криптическим указаниям, которые автор пьесы делает для режиссера, надеясь, что его компетентность позволит ему полностью составить из них художественное оформление, выразительный настрой или развитие действия спектакля. Возьмем такую иллюстрацию. Читая рассказ, вы встречаете, например, предложение: f(Джеймс Бонд подбежал к своей машине и поехал в казино". Когда вы читаете, вы можете конкретизировать это предложение, привнося в него самые различные факторы и сенсорные образы, описывающие бег, посадку в машину, езду на ней и так далее. Этими "вставками" вы воспользуетесь, если вам станут задавать простые вопросы, например: "Сел ли Джеймс Бонд в машину? Завел ли он мотор? Повернул ли он руль?" Подобные тривиальные, сами собой подразумеваемые вещи непосредственно доступны из референтной семантики глагольной фразы (< вести машину". Сама же эта фраза просто упоминает несколько ориентиров (источник, инструмент, цель) из всего описания пос-ледовательности событий; слушатель интерполирует или заполняет все промежуточные события между упомянутыми ориентирами. Конечно, позднее слушатель с трудом сможет сказать точно, что' он слышал, по сравнению с тем, что он вставил; если его попросят пересказать рассказ "своими словами", он возможно решит при реконструкции существенных, эпизодов упомянуть другие ориентиры или описания"
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 288
Концептуально-пропозициональная гипотеза Андерсона и Бауэра —это теоретически элегантная точка зрения, и она совместима с их теоретической моделью. Но с помощью этой гипотезы трудно объяснить некоторые образные процессы, требующие наличия такой внутренней структуры, которая обладала бы по отношению к физическому объекту изоморфизмом второго порядка. Данные, отражающие такие процессы, были представлены Шепардом и его учениками. Мы их рассмотрим в следующем разделе.
Значительное оживление в стане мысленных образов возникло, когда Шепард и его коллеги продемонстрировали мысленное вращение образов и дали ему свою интерпретацию. В одном из этих экспериментов (Shepard and Metzer, 1971) выяснилось, что, когда испытуемых просят определить, идентичны ли два объекта, время, требуемое для такой оценки, растет пропорционально величине угла поворота одного объекта относительно ориентации другого (Рис.9.5). Практически линейная зависимость времени реакции от угла поворота была обнаружена не только для трехмерных фигур, но и для других зрительных форм. В одном из экспериментов Купер и Шепард (Cooper and Shepard, 1973b) предлагали испытуемым оценить, имеет ли буква обычную или зеркально отраженную форму. Они обнаружили, что время реакции возрастает с увеличением угла поворота от "нормального" положения. Это наблюдалось до 180°, после чего дальнейший поворот в том же направлении на самом деле возвращал букву к прежним отклонениям от нормального положения. Результаты, показанные на Рис.9.5, было бы трудно объяснить на языке вербального кода. Маловероятно и неэкономично утверждать, что эти зрительные сигналы обрабатываются в вербальной или пропозициональной форме, когда эти сигналы по всей вероятности обрабатываются в образном коде.
В описанных выше экспериментах испытуемым предъявлялся целый внешний стимул (например, трехмерный объект или повернутая буква), и затем их просили оценить предъявленное. В еще одной задаче Подгорный
Функциональная эквивалентность
Рис. 9.5.Зависимость времени принятия решения о том, является ли изображение буквы обычным или зеркальным, от угла поворота этой буквы относительно ее нормального вертикального положения. Адаптировано из: Cooper and Shepard (1973).
Мысленные образы 289
Зак. 2019
Рис. 9.6.Сетки 5x5, использовавшиеся в эксперименте с частичным стимулом; А— предъявляемые или воображаемые паттерны, В— пример типичного "зонда", С— средние времена ответной реакции (мс) при зондировании букв, показанных в части А. Адоптировано из: Ро-dgomy and She-pard(1978).
и Шепард (Podgorny and Shepard, 1978) изучали образы при помощи сетки из 5x5 ячеек, в которой определенные квадраты были затенены так, чтобы образовалась буква, как показано на Рис.9.6А. (В других экспериментальных условиях испытуемые запоминали такие же квадраты или представляли себе некоторые квадраты затененными.) Затем испытуемым показывали соответствующую сетку, в которой был отмечен только один квадрат (Рис.9.6В), и они должны были указать, попадает ли "точка-зонд" на ранее предъявленную (или воображенную) фигуру. (Поскольку точка-зонд могла наложиться на физически присутствующий стимул или на пустое поле, на котором воображался стимул, Подгорный и Шепард могли непосредственно сравнивать, как испытуемый реагирует на физически предъявленный стимул по сравнению с воображенным стимулом.)
Их результаты (Рис.9.6С) показывают, что время реакции было меньше: (Окогда точка-зонд попадала на фигуру, чем когда она не попадала на фигуру; (2)для более простых фигур (например, для буквы I оно было меньше, чем для F); (З)когда точка-зонд попадала на пустое поле, более удаленное от фигуры; и (4)когда точка-зонд попадала на пересечение горизонтальной и вертикальной линий фигуры. Испытуемые из групп, в которых нужно было воображать фигуру, сообщали что они ее "видели". Эта способность "видеть" фигуру очевидно служит основой для принятия решений и отражается на времени реакции. Для нашего обсуждения связи между воображаемыми и воспринимаемыми объектами главный результат здесь — это почти полная идентичность паттернов времен реакций в условиях с воображением и в условиях с восприятием. Данные этих и других экспериментов считаются основным подтверждением идеи Шепар-да о том, что мысленные образы (и воспроизведенные, и мысленно генерируемые) функционально эквивалентны "реальным" перцептивным образам.
Шепард полагает (1977), что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на функциональ-
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 290
ном уровне между ними существует взаимнооднозначное соответствие: только подлинный ключ откроет конкретный замок. Аналогично, нервные процессы, образующие мысленный образ, могут не походить на внешний объект, представленный в образе. Функция этого объекта (как и ключа в замке) — активировать нервный процесс. Более того, другие ключи, если они сходны по критическим характеристикам, могут открыть замок, и более чем один стимул может вызывать одинаковые перцептивные реакции.
Для обозначения отношений между внешними объектами и их внутренними репрезентациями, не относящихся к разряду взаимноонозначных (изоморфных), Шепард и Чипман (Shepard, 1968; Shepard and Chipman, 1970) ввели термин "изоморфизм второго порядка". Он означает, что если между объектами в памяти существует такое же отношение, что и отношение между этими объектами в реальном мире, тогда эти события изоморфны по второму роду. Различие между изоморфизмом первого и второго рода тонкое, но важное: во втором случае объекты представлены в мозгу не непосредственно или структурно, но организация внутренних связей находится в близком подобии с организацией внешних связей.
Вышеупомянутые эксперименты группы Шепарда по мысленному вращению поддерживают концепцию изоморфизма второго порядка, поскольку в них наблюдалась определенная степень соответствия между внутренними и внешними событиями. Для дальнейшей демонстрации концепции изоморфизма второго рода, особенно в его связи с темой образов, Шепард и Чипман (1970) просили испытуемых сравнивать очертания географических контуров штатов США. Похож ли Орегон по форме на Колорадо больше, чем Небраска на Айдахо? Шепард и Чипман выбрали 15 контуров штатов и 15 названий штатов, из которых было составлено 105 возможных пар. Испытуемые изучали карточки, на каждой из которых была или геометрическая форма штата, или его название. Оценки, соответствующие формам, и оценки, соответствующие названиям, были близки. Например, Колорадо и Орегон считались наиболее похожими штатами даже когда они сравнивались по названиям, тогда как Орегон и Западная Вирджиния считались непохожими ни по форме, ни по названию7.
Из этих результатов Шепард и Чипман заключили, что внутренняя зрительная информация вторично изоморфна внешней зрительной информации и что действительно мысленные образы отражают образы реального мира в том смысле, что отношения между объектами в уме аналогичны отношениям между зрительными образами. Они резюмировали свою позицию в следующем высказывании:
"Когда кто-то говорит "я представляю себе зеленый квадрат", это не значат, что что-нибудь зеленое или квадратное действительно имеется у него в голове. На самом деле он говорит нам, что происходящее сейчас в его уме функционально близко тому, что обычно происходит в нем, когда он встречается с такого рода внешним объектом, с каким обычно ассоциируются слова "зеленый" и "квадратный".
Чтобы быть еще более точным, эти слова относятся непосредственно не к внешнему объекту, а к тем внутренним * (перцептивным) событиям, которые обычно возникают в
7Конечно, сравнивались не сами названия штатов, а их воображаемые очертания.— Прим. ред.
Мысленные образы 291
результате встречи с этим внешним объектом. Отсюда, согласно данной точке зрения, следует, что в словах обобщаются функционально близкие внутренние события, которые мы называем "образом" зеленого квадрата, который не присутствует физически, а только вспоминается или вооб-ражается" (Shepard and Chipman, 1970, p. 16).
Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой очень серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально.
Радикальная
Теория
Образов
Крайним выражением образных теорий является концепция, вгкоторой утверждается, что определенная информация представлена в уме исключительно в виде образов. Одним из защитников радикально-образной позиции является Бугельски. Его взгляды, изложенные ниже, контрастируют с вышеупомянутыми взглядами Андерсона и Бауэра:
"Я все больше u больше убеждаюсь в том, что все слова абстрактны u конкретны одновременно,.. Они... конкретны в том смысле, что вызывают определенную активность в наших, нервных, механизмах,, которая уже возникала однажды в прошлом, когда мы что-то видели или слышали, и одновременно с этим использовались слова. Оживление этих, прошлых, сенсорно-перцептивных, и эмоциональных, реакций, видимо, и является значением тех. слов, которые их, вызывали. Эти значения могут как-то перекликаться со значениями, возникшими у других, людей при сходных, обстоятельствах, но во всяком случае они никогда не будут идентичными. Мы все против "загрязнения окружающей среды", но я представляю его как сточную канаву возле моего дома. А как его представляете вы?"
В известной степени представления Бугельски об образах интуитивно привлекательны; наша интроспекция действительно говорит нам о том, что сенсорные стимулы часто превращаются в образы. Однако, нелегко найти этой идее эмпирическую поддержку. Шепард и его ученики провели ряд экспериментов, в которых они показали, что зрительные стимулы более или менее непосредственно представлены в памяти. Мы обсуждали это исследование в контексте мысленного вращения (см. Глава 6) и зрительных кодов КВП (см. Глава 6). На этот раз мы сделаем только краткий обзор этих тем, уделив основное внимание образам в ДВП.
Если образы и перцепты функционально связаны, то можно ли сформировать абстрактные репрезентации из воображаемых стимулов, как это имеет место при обычных зрительных стимулах? Солсо и Рейнис (1979) обратились к этому вопросу в эксперименте по формированию прототипа, в котором они предлагали испытуемым вообразить геометрические фигуры. В первой части эксперимента эти исследователи выбрали геометрическую фигуру из трех линий и затем разработали математическую модель, которая описывала подобие других геометрических фигур первона-
Обнаружение и интерпретация сенсорных, сигналов 292
Рис. 9.7.Степень уверенности при идентификации воображаемых фигур. *Г\*— прототип. Взято из: So/so and Raynis (1979).
чальной фигуре. Затем испытуемых с завязанными глазами просили вообразить подобные геометрические фигуры (например, "представьте себе, что темнота — это большой квадратный экран, на котором вы пишете при помощи светового луча. Этот луч будет оставлять после себя белую линию..., так что вы сможете видеть ее на темном фоне"). После того как испытуемые воображали ряд геометрических фигур, их просили представить себе некоторые новые фигуры, некоторые старые фигуры и фигуру-прототип, от которой происходил первый ряд фигур. Их спрашивали, была ли воображаемая фигура новой или старой и просили оценить свою уверенность в ответе по 5-балльной шкале. Результаты показаны на Рис.9.7, где видно, что фигура-прототип, которой не было среди первоначально воображаемых фигур, неверно идентифицировалась как "старый" элемент; степень уверенности в таком ответе в среднем была равна уверенности при идентификации действительно старых элементов и значительно превышала уверенность при идентификации других новых фигур. Оказывается, что воображаемые фигуры не только подобны зрительным перцептам, но и что процесс абстрагирования, являющийся главной компонентой человеческой памяти, протекает одинаково и тогда, когда испытуемые имеют дело с воображаемыми фигурами, и когда они имеют дело с фигурами, предъявленными в других модальностях (см. также: Solso and Raynis, 1982).
Когнитивные карты. Как мы убедились в разделе по мнемонике, способность человека к воображению является мощным свойством памяти, но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и хотя люди ведут себя в нем не так как птицы или рыбы, для выживания они должны уметь пользоваться* образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя.
Мысленные образы 293
Психологов давно интересовали навигационные паттерны у животных, и еще в ранних работах Толмэна появилось понятие "когнитивного картирования", означающее общее знание пространства, проявляемое крысами в лабиринте. Выдающийся натуралист Фон Фриш (Von Frisch, 1967) опубликовал исследование о медоносных пчелах, в котором описал, как они сообщают друг другу о местонахождении источника пыльцы.
В результате проведенного эксперимента Тордайк и Хайес-Рот (Thorndyke and Hayes-Roth, 1982) пришли к выводу, что при ориентировании люди используют два типа информации — знание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое. Если бы посторонний человек в нашем университете спросил меня, как найти медицинскую школу, я бы сказал что-нибудь вроде: "Пойдете по улице Вирджинии до Колизея, затем направо, поднимаетесь на холм и слева от вас увидите большое плоское здание",— т.е. я дал бы описание маршрута. Топологическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды. Я мог бы ответить на вопрос незнакомца так: "Это вон там, идите в этом направлении". Другой, более прямой способ сформировать топографическое знание — это изучить карту. Исследование Торндайка и Хайес-Рота проходило в большом офисном комплексе, где они работали. Они просили испытуемых, участвующих в эксперименте, изучить карту и обнаружили, что всего через 20 минут ознакомления с картой эти испытуемые могли судить о расстояниях и расположениях не хуже, чем группа секретарей, которые проработали в этом здании два года.
Карта Соединенных Штатов в представлении жителя Техаса. Штат, изображенный размером во всю Америку -Техас. Названия других штатов написано пародийно: штат Миссури назван Мизери (нищета), Аризона - Арид Зоун (сухая зона), Иллинойс -Илл Ноиз (вредный шум), Кентуки - Кзннед Теки (консервированная индейка) и т.п. - прим. перев.
'V
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 294
i НЕВАДА *
\*Рено \
•' Франциска
\
\
КАЛИФОРНИЯ
Лос-Анжелес
\
\
А В
Рис. 9.8.Географические искажения: (А)- когнитивная карта, где Рено расположен восточнее Лос-Анжелеса; (В)- действительное положение Рено — западнее Лос-Анжелеса.
В примерно аналогичном исследовании Б.Тверски (B.Tversky, 1981) изучала искажения памяти на географические положения. В своей интересной работе она предположила, что эти искажения могут возникать из-за того, что для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Как мы уже видели, когда испытуемым дают задание вообразить простые геометрические фигуры, у них формируются прототипы, и возможно, что в процесс когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию.
Следуя этой мысли, можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Такая аргументация позволяет обойти трудный вопрос о том, как нам удается хранить так много информации в зрительной памяти: ведь ее содержимое сжато в более крупные единицы. Ваш дом, например, является частью квартала, который является частью города, который является частью района, находящегося в некотором регионе штата и т.д. Когда вы передвигаетесь из одного места в другое, скажем, внутри вашего города, знания, которыми вы при этом пользуетесь, могут иметь вид абстрактной репрезентации ориентиров, а не ряда дискретных зрительных образов. Но иногда эти более высокие структуры интерферируют с решениями, которые принимаются на местном уровне. Например, когда вас спрашивают, какой город расположен дальше на запад — Рено или Лос-Анжелес (см. Рис.9.8), есть вероятность, что вы скажете Лос-Анжелес (см. Stevens and Coupe, 1978). Почему? Потому что мы знаем, что Лос-Анжелес находится в Калифорнии, а Рено — в Неваде, который лежит в востоку от Калифорнии. В подобных случаях мы полагаемся на "стратегическую", а не на "тактическую" информацию — и ошибаемся.
Картирование есть форма символьной репрезентации; считается, что когнитивные карты точно описывают физический а иногда и концептуаль-
Мысленные образы 295
Рис. 9.9.Французская кампания в Москву и обратно 1812-1813 года. Взято из: Tuffe (1983).
Рис. 9.10.Существенные компоненты превосходства графики. Взято из: Tuffe (1983).
Пространство
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 296
ный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов (букв, слов, рассказов, картинок, графиков, фотографий, цифр, формул, статистики и карт и пр.) и манипулированием ими. В своей прекрасно иллюстрированной книге Тафт (Tufte, 1983) приводит примеры символьной репрезентации понятий. Один из примеров —это классическая иллюстрация на историческую тему, выполненная французским инженером Шарлем Минаром; его график, наглядно совместивший пространство и время, показывает, что случилось с армией Наполеона во время неудачно завершенной кампании 1812 года. На Рис.9.9 ясно показан путь, пройденный армией, как на этом пути менялась ее величина: от 422000 до 100000 человек по пути к Москве, и от 100000 до 10000 человек — на обратном пути. Эта графическая иллюстрация исторического события богата по содержанию, статистике и дизайну. Картограф ухватил сложную идею и передал ее ясно, точно и эффективно, сумев создать у наблюдателя такое ощущение реальности, которое было бы трудно передать одними только словами. По мнению Тафта, превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время, "с наименьшим количеством чернил в наименьшем пространстве" (см. Рис.9.10). В ряде остроумных экспериментов Коселин и его коллеги (Kosslyn, 1973, 1975, 197ба, 1977, 1980, 1981; Kosslyn and Pomerantz, 1977) исследовали пространственные характеристики образов. Их главная мысль заключалась в том, что умственный образ аналогичен восприятию реального объекта. Большинство экспериментов Косслина основаны на предположении, что образ обладает пространственными свойствами, что его можно сканировать и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется. В одном из экспериментов (1973) Косслин просил испытуемых запомнить набор рисунков и затем представлять их мысленно по одному. В какой-то момент он просил испытуемых сосредоточиться на одном конце воображенного ими объекта (например, если этим объектом был катер, их просили "посмотреть" на корму). Затем называлась какая-нибудь деталь первоначальной картины, и испытуемого просили ответить, имелась ли она в оригинале. Результаты показали, что когда сканируемые свойства располагались на большом расстоянии, для ответа требовалось больше времени (например, если нужно было просканировать от кормы до носа (Рис.9.11), чем при сканировании от иллюминатора до носа). У испытуемых, которых просили мысленно сосредоточиться на всем образе сразу, различий во времени идентификации деталей, находящихся в разных местах, не наблюдалось. Отсюда можно заключить, что мысленные образы можно сканировать и для сканирования образов требуется примерно
Рис.9.11. Картинка для изучения пространственных характеристик образа.
Мысленные образы 297
Рис. 9.12.Типичные отношения, воображаемые испытуемыми в эксперименте Коссли-на. Адаптировано из: Kosslyn (1975).
то же время, что и для сканирования реальных картин. Сходные результаты получили Косслин и др. (Kosslyn, Ball, and Reiser, 1980); их мы обсу-^дим далее.
Если образы в чем-то сходны с восприятием реальных объектов (например, во времени сканирования), то нет ли у образов и перцептов других общих черт? Воспользовавшись тем, что небольшие объекты обычно видны менее четко, чем большие, Кослин продемонстрировал, что общее у них есть. В нескольких экспериментах (1974, 1975) он предлагал испытуемым вообразить животное (например, кролика) рядом с маленьким или большим существом (мухой или слоном). По отчетам испытуемых, кролик рядом со слоном был меньше, чем такой же кролик, но рядом с мухой (Рис.9.12).
Когда испытуемых просили определить принадлежность определенного свойства (например, ушей) данному животному, на оценку животного в паре со слоном у них уходило в среднем на 211 мсек больше, чем в паре с мухой.
Чтобы проверить, не объясняются ли такие результаты просто бо'ль-шим интересом к слонам, чем к мухам, Косслин помещал животных рядом со слоноподобной мухой и крошечным слоном. Но и при таких условиях оценка животного в паре с гигантской мухой занимала больше времени, чем в паре с крошечным слоном.
В еще одном эксперименте Косслин (1975) просил испытуемых вообразить четыре квадрата, каждый из которых был по размерам в-шесть раз больше соседнего, и все они назывались по своим цветам. После того как испытуемые научались определять величину квадрата по его цвету, им давали цвет и название животного, например, "зеленый медведь" или "розовый тигр" и просили подогнать образ требуемого животного под величину квадрата, соответствующего данному цвету (Рис.9.13). После этого им предъявлялось какое-нибудь свойство этого животного. Время, необходимое для того, чтобы решить, что это свойство принадлежит данному животному, было гораздо больше для животных в малых квадратах, чем для животных в больших квадратах (Рис.9.14).
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 298
Рис. 9.13.Что происходило в эксперименте, в котором испытуемые оценивали принадлежность некоторого свойства животному, воображаемому в паре с квадратами различной величины. Адаптировано из: Kosslyn (1975).
Взятые вместе, эксперименты Косслина и Шепарда показывают, что зрительные образы, по-видимому, отражают внутренние репрезентации, функционирующие аналогично восприятию физических объектов. С другой стороны, были исследованы далеко не все или хотя бы значительное число характеристик образов.
Рис. 9.14.Время, требуемое для определения присутствия у животного некоторого свойства, в эксперименте, изображенном на Рис.9.13. Данные из: Kosslyn (1975J.
Мысленные образы 299
Против мысленных образов
Возродившийся недавно интерес к мысленным образам был встречен более чем неоднозначно. Некоторые ученые (Пэвио, Шепард, Косслин) с энтузиазмом приветствовали их возвращение в психологию; некоторые (Аткинсон, Роуф, Бауэр) отнеслись к ним прагматически как к средствам мнемоники; а некоторые включили это понятие в теорию пропозициональной репрезентации знания (Андерсон и Бауэр). А еще одна группа ученых (особенно Пилишин 1973, 1981; Брюэр, 1974) полагает, что мысленные образы едва ли представляют собой нечто большее, чем просто субъективный эпифеномен, изучение которого только выводит нас на бо'лыную проблему — как информация представлена в уме. Из этих разногласий возникло несколько направлений. Важным остается вопрос о том, как информация представлена в человеческом мозге.
По этому поводу Пилишин (1973, 1981) утверждает, что знание по сути своей является концептуальным и пропозициональным, а не сенсорным или картинным. В его контексте пропозиции определяются как абстрактные когнитивные структуры, используемые для выражения отношения между элементами и событиями. Например, отношения между Лениным и Троцким можно представить высказыванием "Ленин уважал Троцкого"; отношение между вином и бутылкой — фразой "старое вино в новой бутылке"; и т.д. "Лежащая в основе" реальность между Лениным и Троцким, вином и бутылкой выражена здесь в абстрактной пропозиции; форма пропозиции аналогична форме "поверхностной структуры" предложения (см. Глава 11), тогда как сама пропозиция — это аналог "глубокой структуры".
Аргументация Пилишина против мысленных образов имеет два аспекта: во-первых, он выступает против гипотезы "картинок в голове", утверждая, что обработка и хранение информации в образном виде превысила бы емкость мозга; во-вторых, он выступает за пропозициональное знание, поскольку хранение информации в зрительной форме не может объяснить наше знание отношений между несопоставимыми понятиями. Вот суть его аргументов.
"...неизбежно возникает необходимость постулировать более абстрактную репрезентацию — ту, что не похожа ни на картины, ни на слова и не доступна субъективному опыту. Пока мы признаем, что люди могут переходить от мысленных картин к мысленным словам и наоборот, мы вынуждены заключить, что должна существовать репрезентация (более абстрактная и не представленная в сознании), которая обслуживает и то, и другое. Иными словами, должен существовать некоторый общий формат или язык общения. Эта проблема усугубляется, если мы упорствуем в использовании распространенной, но совершенно ошибочной метафоры "мысленного взора", ибо тогда нам приходится объяснять форму репрезентаций в(<разуме мысленного взора", который очевидно не доступен интроспекции."
Косслин и Померанц (Kosslyn and Pomerantz, 1977; Kosslyn, 1981) высказались в том плане, что первый вопрос Пилишина (о гипотезе "картин в голове") на самом деле не вопрос, поскольку ни один ученый, изуча-
Обнаружение и интерпретация сенсорных сигналов 300
ющий образы всерьез, не подпишется под таким взглядом, полагая, что огромная масса ощущений сводится к более простым и более организованным формам. Касательно второго аспекта критики (что пропозициональная форма знания необходимая для объясниения отношений в мире) они отвечают, что знания можно представлять в пропозициональной форме, но есть также и другие способы их представления. Так что эта критика не относится к основной теме.
Следует отметить, что в результате интереса к обсуждаемой проблеме были не просто открыты некоторые законы мысленных образов, но брошен весьма серьезный вызов сторонникам пропозиционального объяснения структуры памяти.
Дебаты по образам продолжаются и два их наиболее активных представителя Зенон Пилишин и Стефен Кослин определили свои позиции в этом конфликте в журнале Psychological Review (1981). Этот источник рекомендуется всем, кто хочет понять эти вопросы более детально, чем мы смогли представить их здесь.
Краткое содержание
Как мы отмечали в начале раздела по образам, ранние экспериментальные попытки были неутешительными. Эта ситуация сохраняется. Мы представили три взгляда на образы — радикальную гипотезу образов, концептуально-пропозициональную гипотезу и гипотезу двойного кодирования. Каждая из этих точек зрения одновременно теоретически изящна и интуитивно привлекательна, так что тем, кто изучает образы, едва ли удастся выбрать "лучшую" модель. Видимо, информация кодируется образно на некотором уровне обработки, тогда как на другом уровне обработки та же самая информация кодируется концептуально. Возможно, проблему, затронутую тремя привлекательными гипотезами, удастся разрешить с учетом всех трех, если признать, что кодирование информации может охватывать несколько уровней когнитивной обработки, каждый из которых переписывает информацию своим особым способом.
/. Изучение мысленных образов связано с вопросом о том, как информация представлена в памяти человека.
2. История исследования мысленных образов включает философский, донаучный период (например, работы британских эмпириков), ориентацию на количественную оценку (например, ранние работы Гальтона, а позднее — Беттса и Гордона) и современную когнитивную эру, начавшуюся в 1960-х годах.
3. Относительно того, как информация представлена в памяти человека, существует три различные теоретические позиции: гипотеза двойного кодирования, концептуально-пропозициональная гипотеза и радикальная теория образов.
4. Согласно гипотезе двойного кодирования, информация может кодироваться и храниться в одной из двух или обоих системах — вербальной и образной. Эта позиция подтверждается неврологическими и поведенческими данными.
Мысленные образы 301
~
5. Концептуально-пропозициональная гипотеза говорит, что информация хранится в абстрактном пропозициональном формате, который определяет объекты, события и их отношения. Эта позиция теоретически изящна, но не может объяснить данные, указывающие на на наличие образных процессов, подчиняющихся изоморфизму второго порядка (например, работы Шепарда).
6. Радикальная теория образов предполагает, что некоторая информация представлена только в виде образов.
7. Высказывались аргументы за то, что мысленные образы — это просто субъективные эпифеномены (например, Пилишин), но современные эмпирические данные говорят о том, что на одном этапе обработки действует образное код<