Сущность понятия «мотивации» в психолого-педагогической литературе. Виды учебной мотивации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы учебной мотивации у студентов в отечественной и зарубежной психологии…………………………………......6

1.1. Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе.Виды учебной мотивации…………………………………………6

1.2. Гендерные различия мотивации в студенческом возрасте…………..10

1.3. Пути и способы развития учебной мотивации у студентов вуза……14

Выводы по 1 главе……………………………………………………………..21

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования гендерных особенностей учебной мотивации у первокурсников вуза…………………………………22

2.1. Методологический аппарат исследования……………………………...22

2.2. Особенности учебной мотивации у девушек-первокурсниц…………..23

2.3. Особенности учебной мотивации у юношей-первокурсников…………25

2.4. Гендерные различия в учебной мотивации у первокурсников……….27

2.5.Рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов………………………………………………………………………..29

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………...34

Приложения…………………………………………………………………….38

Введение

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса вузовского обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Проблема мотивации в переходный период от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В отечественной психолого-педагогической науке исследования проблемы мотивации сгруппированы вокруг общего методологического подхода – деятельностного. Вслед за А.Н.Леонтьевым современная отечественная психология связывает понятие «деятельность» с понятием «мотив», который представляет собой «…то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность». Деятельностный подход опирается на принцип единства человеческой психики и деятельности и задает системность в изучении потребностно-мотивационной сферы человека. В деятельностном подходе мотив является целостным способом организации активности индивида, интегральным побудителем и регулятором деятельности, в том числе и учебной.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными особенностями педагога, прежде всего, – связанными с его отношением к обучающимся и к своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Исследование учебной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности вузовского образования. Мотивационно-потребностные компоненты учебной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными такими как: В.Апельт, Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, И.П.Ильин, В.Я.Кикоть, А.Н.Леонтьев, Г.А.Мухина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников, Г.И.Щукина, П.М.Якобсон ,В.А.Якунин, и др.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей учебной мотивации первокурсников вуза.

Предмет исследования: учебная мотивация и ее виды: познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития, мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация

Объект исследования: студенты 1 курса юридического факультета МГЭИ (КФ), общее количество- 40 человек, из них девушек-20,юношей-20.

Гипотеза исследования: мы предполагаем что,

1)у девушек будет выражена познавательная мотивация и мотивация саморазвития;

2)у юношей будет выражена мотивация самоуважения и экстернальная мотивация.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования определены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ современной психологической литературы, изучающей учебную мотивацию студентов.

2) Изучить особенности мотивации девушек-студенток.

3) Изучить особенности мотивации юношей-студентов.

4) Выявить гендерные различия в учебной мотивации студентов 1 курса.

5) Разработать рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов.

Методы:

1.Опросник «Шкалы академической мотивации» Т.О.Гордеева, О.А.Сычев, Е.Н.Осин.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы учебной мотивации у студентов в отечественной и зарубежной психологии.

Выводы по 1 главе.

Проанализировав мнения отечественных и зарубежных психологов по вопросам мотивации мы сделали следующий вывод, что несмотря на различные подходы изучения мотивации основным мотивационным фактором является получение знаний.

Благодаря современным исследованиям маскулинность и феминность рассматриваются как независимые переменные, сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э. Маккоби, К. Джаклин, С. Бем, В.Е. Каган и др.).Феминность – совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин, таких как чувствительность, нежность, мягкость, жертвенность, сострадательность. Понятие женственности включает в себя как биологические, так и социальные и культурные элементы и не связано исключительно с женским биологическим полом. Противоположностью феминности является маскулинность – мужской гендерный стереотип, включающий в себя такие черты, как смелость, независимость, уверенность в себе, хладнокровие и рациональность.

Гендер- социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

В отдельности для каждого студента существует ряд факторов, который влияет на индивидуальную мотивацию.

В свою очередь, преподаватели вуза постоянно сталкиваются с отсутствием регулярной и целенаправленной учебной деятельности студентов и необходимостью ее мотивировать. Существует несколько способов мотивации учения со стороны преподавателя. Например, такие как:

· убеждение студентов в практической необходимости изучаемого;

· создание благоприятного учебного климатаи т.д.

Выводы по 2 главе.

В ходе проведения работы мы выявили, что выдвинутая для рассмотрения гипотеза не подтвердилась, т.к. результаты проведённого нами исследования показали следующее: у девушек преобладают познавательная (14,35), интроецированная (14,35) мотивации и мотивация самоуважения (14,6), а у юношей преобладают познавательная мотивация (14,25), мотивация самоуважения (14,05) и мотивация саморазвития (13,75). В гипотезе же предполагалось что, у девушек будет выражена познавательная мотивация и мотивация саморазвития, а у юношей будет выражена мотивация самоуважения и экстернальная мотивация.

Основным различием является то, что юноши стремятся получить образование и применить его на практике, а девушки хотят самоутвердиться. Студенты мотивированы на получение высшего образование, поэтому амотивационные факторы, как у юношей, так и у девушек играют незначительную роль.

В процессе анализирования результатов теста нами были разработаны рекомендации для преподавателей по мотивации студентов:

• помощь студентам, как можно быстрее адаптироваться к новым условиям жизни и учебы в ВУЗе;

• организация занятий так, чтобы студенту было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с преподавателем, одногруппниками;

• на занятии должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения;

• преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения.

Заключение

В данной курсовой работе была изучена проблема особенностей учебной мотивации у студентов - первокурсников.

В первой главе была дана общая характеристика учебной мотивации, виды мотивов учебной деятельности, а также факторы, влияющие на формирование положительной учебной мотивации. Здесь же были раскрыты особенности учебной деятельности студентов-первокурсников и психологические различия юношей и девушек.

Вторая глава посвящена исследованию гендерных особенностей учебной мотивации студентов. Здесь указаны цели, задачи, гипотеза, методы, использованные в исследовании, а также описание хода исследования, анализ и интерпретация его результатов.

Таким образом, поставленная цель: выявление гендерных особенностей учебной мотивации первокурсников вуза – была достигнута. А также выполнены следующие задачи:

1) Проведен теоретический анализ современной психологической литературы, изучающей учебную мотивацию студентов.

2)Изучены особенности мотивации девушек-студенток.

3)Изучены особенности мотивации юношей-студентов.

4)Выявлены гендерные различия в учебной мотивации студентов 1 курса.

5)Разработаны рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов.

Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод: во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения студента, связанный с его учебной деятельностью.

К видам учебной мотивации относят: познавательную, интроецированную, экстернальную, мотивации достижения, саморазвития, самоуважения и амотивацию.

В равной степени, и для юношей и для девушек изучение предметов дает возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности; некоторые предметы им интересны, и подростки хотят знать по ним как можно больше. И те, и другие стараются самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им подсказывают и помогают.

Предполагаемая гипотеза была опровергнута результатами исследования. Это объясняется малой численностью выборки и специфическим подбором групп испытуемых. Мы полагаем, что полученные данные могут быть полезны психологам и преподавателям вуза в целях совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Список литературы

1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

2.Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности: Дисс. … д-ра психол. наук в виде научного доклада. - М., 1995.

3. Бодалев А.А. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт /А.А. Бодалев, Л.И. Криволап // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974. – Ч. 1. – С.185-192.

4. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М: Просвещение, 1979. - 360 с.

5.Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии, Пер. с англ. З. Замчук, Н. Макарова, Е. Трифонова /Г. Гарфинкель. — СПб: Питер.- 2007

6.Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения / Л. А. Головей //Психол. проблемы самореализации личности. — СПб.: Изд-во СПбГУ.- 199. — Вып.3.- с.76–83

7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва: Педагогика, 1996. - 356 с.

8. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И.В. Дубровниа // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27–36

9.Жбиковская О. А. Гендерный подход при обучении иностранному языку / Жбиковская О. А.// Социально-культурные проблемы развития промышленности, транспорта и услуг: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции с международнымучаст. Омский гос. университет путей сообщения.- Омск, 2006.- с. 74–78

10.Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин СПб.- 2001

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2000

12.Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин // Серия «Мастера Психологии». — Питер.-2010

13.Казначевская Л. В. К вопросу о гендерном образовании: доклад на VI научно-практической конференции. Язык, культура, коммуникация / Л. В. Казначевская//Сб.М.: МГЛУ.- 2001.- с. 72–78

14.Клецина И. С. Гендерная психология и направления ее развития / И. С. Клецина // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. СМ. Клециной. — СПб.-2003

15. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Прогресс,1972.-514с. - 27.02.2013.

17. Лорбер Дж. Пол как социальная категория [Текст] / Дж. Лорбер // Альманах “THESIS”.- 1994. Вып. 6, с. 127–136

18. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: монография / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2000. – 212 с.

19.Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998

20.Матис Т. А. Мотивационные аспекты совместной учебной деятельности школьников. – Воспитание, обучение, психическое развитие. Тезисы докладов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 2. – М., 1983.

21. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина.-М.:Педагогика.1984.-144с. - 269 с.

22.Меламед Д. Л. Социально-психологические аспекты учебной мотивации студентов вуза [текст] / Д. Л. Меламед // «Личность и группа в образовательном пространстве». Сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. О. Б. Крушельницкой — М.: МГППУ, 2009. С 94—98.

23.Меламед Д. Л. Социально-психологические особенности динамики учебно-профессиональной мотивации студентов [текст] / Д. Л. Меламед // «Молодые ученые — столичному образованию». Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2009.

24.Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. – 1987. – № 5.

25.Непомнящая Э. А. Формирование мотивов учебной деятельности при обучении иностранному языку в вузе // Новые исследования в психологии. – 1979. – № 2.

26.Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.:Смысл.2004.

27.Овчинникова Т. Е. Гендерный подход в обучении студентов университета иностранному языку /Т. Е. Овчинникова: дис. …. канд. пед. наук. — Оренбург.- 2007.- 209 с.

28. Седова Е. А. Гендерный подход к формированию мотивации обучения иностранному языку у студентов технического вуза // Молодой ученый. — 2013.

29.Сененко С. Маскулинность и фемининность: от бинарной оппозиции к целостной человечности / С. Сененко //Зеркало недели.- 2005.- № 43

30.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М: Педагогика,1980.-96с.

31.Смирнова Н. А. Реализация гендерного подхода на уроках иностранного языка с использованием интерактивных методов обучения [Электронный ресурс]/Н. А. Смирнова//Режим доступа: http:// www. t21.rgups.ru/Arhiv2007s1
32.Сухомлинский В.А. О воспитании:[выдержка из работы] / Сухомлинский В.А.- М.:Политиздат, 1988.-269 с.

33.Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека. – М., 1969.

34. Ференци Ш. Интроекция и перенос. Издательство: ERGO , 2011 г.

35. Р. Е. Ф р э н к и н Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты 5-еи з д а н и е, 2001 г.

36.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

37.Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности. – Ярославль, 1991.

38.Шопенгауэр А. статья «Четыре принципа достаточной причины»/ 1900-1910. С. 86

39. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва:Педагогика,1989.-367с.

40. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1969.

Приложение 1.Таблица 1. Результаты тестирования у юношей

Юноши Познавательная мотивация Мотивация достижения Мотивация саморазвития Мотивация самоуважения Интроецированная мотивация Экстернальная мотивация Амотивация
среднее 14,25 12,5 13,8 14,05 12,4 11,2 7,7

Приложение 2. Таблица 2. Результаты тестирования у девушек

Девушки Познавательная мотивация Мотивация достижения Мотивация саморазвития Мотивация самоуважения Интроецированная мотивация Экстернальная мотивация Амотивация
среднее 14,35 12,5 13,6 14,6 14,4 13,15 7,5

Приложение 3

Текст опросника ШАМ

Инструкция.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение. Используя шкалу от 1 до 5, укажите ответ, который наилучшим образом соответствует тому, что Вы думаете о причинах Вашей вовлеченности в деятельность. Отвечайте, используя следующие варианты ответа:

1 - не соответствует совсем;

2 - скорее не соответствует ;

3 - нечто среднее скорее;

4 - соответствует вполне;

5 - соответствует

Почему Вы в настоящее время ходите на занятия в университет?

1. Мне интересно учиться.

2. Учёба доставляет мне удовольствие, я люблю решать трудные задачи.

3. Потому что я получаю удовольствие, превосходя самого себя в учебных достижениях.

4. Потому что я хочу доказать самому(ой) себе, что я способен(на) успешно учиться в университете.

5. Потому что мне стыдно плохо учиться.

6. У меня нет другого выбора, так как посещаемость отмечается.

7. Честно говоря, не знаю, мне кажется, что я здесь просто теряю время.

8. Мне нравится учиться, потому что это интересно.

9. Я чувствую удовлетворение, когда нахожусь в процессе решения сложных учебных задач.

10. Учеба дает мне возможность почувствовать удовлетворение в моем совершенствовании.

11. Потому что, когда я хорошо учусь, я чувствую себя значимым человеком.

12. Потому что совесть заставляет меня учиться.

13. Чтобы избежать проблем с деканатом и сессией.

14. Раньше я понимал(а), зачем учусь, а теперь не уверен(а), стоит ли продолжать.

15. Мне просто нравится учиться и узнавать новое.

16. Мне нравится решать трудные задачи и прикладывать интеллектуальные усилия.

17. Ради удовольствия, которое приносит мне достижение новых успехов в учебе.

18. Чтобы доказать самому(ой) себе, что я умный человек.

19. Потому что учиться – это моя обязанность, которой я не могу пренебречь.

20. Потому что близкие меня будут осуждать, если я стану плохо учиться.

21. Ходить-то я хожу, но не уверен(а), что мне это действительно надо.

22. Я действительно получаю удовольствие от изучения нового материала на занятиях.

23. Я просто люблю учиться, решать сложные задачи и чувствовать себя компетентным(ой).

24. Мне приятно осознавать, как растет моя компетентность и мои знания.

25. Потому что я хочу показать самому себе, что я могу быть успешным(ой) в учебе.

26. Потому что, поступив в университет, я должен посещать занятия и учиться.

27. У меня нет выбора, иначе я не смогу в будущем иметь достаточно обеспеченную жизнь.

28. Хожу по привычке, зачем, откровенно говоря, точно не знаю.

Ключ. Познавательная мотивация – пп. 1, 8, 15, 22, мотивация достижения – пп. 2, 9, 16, 23, моти-вация саморазвития – пп. 3, 10, 17, 24, мотивация самоуважения – пп. 4, 11, 18, 25, интроецированная мотивация – пп. 5, 12, 19, 26, экстернальная мотивация – пп. 6, 13, 20, 27, амотивация – пп. 7, 14, 21, 28.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы учебной мотивации у студентов в отечественной и зарубежной психологии…………………………………......6

1.1. Сущность понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе.Виды учебной мотивации…………………………………………6

1.2. Гендерные различия мотивации в студенческом возрасте…………..10

1.3. Пути и способы развития учебной мотивации у студентов вуза……14

Выводы по 1 главе……………………………………………………………..21

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследования гендерных особенностей учебной мотивации у первокурсников вуза…………………………………22

2.1. Методологический аппарат исследования……………………………...22

2.2. Особенности учебной мотивации у девушек-первокурсниц…………..23

2.3. Особенности учебной мотивации у юношей-первокурсников…………25

2.4. Гендерные различия в учебной мотивации у первокурсников……….27

2.5.Рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов………………………………………………………………………..29

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………...34

Приложения…………………………………………………………………….38

Введение

Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса вузовского обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Проблема мотивации в переходный период от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.

В отечественной психолого-педагогической науке исследования проблемы мотивации сгруппированы вокруг общего методологического подхода – деятельностного. Вслед за А.Н.Леонтьевым современная отечественная психология связывает понятие «деятельность» с понятием «мотив», который представляет собой «…то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность». Деятельностный подход опирается на принцип единства человеческой психики и деятельности и задает системность в изучении потребностно-мотивационной сферы человека. В деятельностном подходе мотив является целостным способом организации активности индивида, интегральным побудителем и регулятором деятельности, в том числе и учебной.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными особенностями педагога, прежде всего, – связанными с его отношением к обучающимся и к своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Исследование учебной мотивации студентов является задачей, имеющей большое значение для повышения эффективности вузовского образования. Мотивационно-потребностные компоненты учебной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными такими как: В.Апельт, Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, И.П.Ильин, В.Я.Кикоть, А.Н.Леонтьев, Г.А.Мухина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников, Г.И.Щукина, П.М.Якобсон ,В.А.Якунин, и др.

Цель исследования: выявление гендерных особенностей учебной мотивации первокурсников вуза.

Предмет исследования: учебная мотивация и ее виды: познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития, мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация

Объект исследования: студенты 1 курса юридического факультета МГЭИ (КФ), общее количество- 40 человек, из них девушек-20,юношей-20.

Гипотеза исследования: мы предполагаем что,

1)у девушек будет выражена познавательная мотивация и мотивация саморазвития;

2)у юношей будет выражена мотивация самоуважения и экстернальная мотивация.

В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования определены следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ современной психологической литературы, изучающей учебную мотивацию студентов.

2) Изучить особенности мотивации девушек-студенток.

3) Изучить особенности мотивации юношей-студентов.

4) Выявить гендерные различия в учебной мотивации студентов 1 курса.

5) Разработать рекомендации преподавателям по развитию учебной мотивации студентов.

Методы:

1.Опросник «Шкалы академической мотивации» Т.О.Гордеева, О.А.Сычев, Е.Н.Осин.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы учебной мотивации у студентов в отечественной и зарубежной психологии.

Сущность понятия «мотивации» в психолого-педагогической литературе. Виды учебной мотивации.

Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Термин «мотивация» по-разному используется разными авторами. Отмечая многообразие теоретических подходов к изучению этого явления, С.Гроссман приходит к выводу о том, что мотивация - это не более чем «ускользающая теоретическая конструкция». Вместе с тем, практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником (побудителем) активности[38].

В.Г.Асеев под мотивацией понимает «все виды побуждений: мотивы, потребности, - интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.». Подробный анализ мотивации различных конкретных форм поведения человека мы находим у П.М.Якобсона, который также включает в это понятие самые разные психологические образования, побуждающие субъекта к деятельности.Кроме побуждающей функции, мотивация определяет также направленность поведения и деятельности. Несовпадение этих двух функций подчеркивает Ж.Ньюгтен, указывающий на наличие двух аспектов мотивации - динамического, то есть порождающего активность личности, и аспекта направленности. Аналогичная мысль (хотя и довольно сложно сформулированная) содержится у Й.Лингарта. Частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющий потребностьучащегося в получении знаний – учебная мотивация[1, 26].

Учебная мотивация, как и любая другая, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная, побуждается иерархией мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, связанные с потребностью ученика занять определенное место в системе общественных отношений (успешно окончить школу, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду). С возрастом происходят развитие и взаимодействие имеющихся у учащегося потребностей и мотивов, что ведет к изменениям в их иерархии. Становление учебной мотивации есть не просто усиление положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за этим явлением усложнение структуры мотивационной сферы: появление новых, более зрелых, побуждений, возникновение иных, иногда противоречивых, отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности.

Важнейшие предпосылки формирования у учащегося интереса к учению – понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу, которые необходимо поощрять.Психологами и педагогами предлагаются разные способы учебной мотивации. Остановимся на некоторых из них.

Познавательная мотивация–это внутренняя деятельность или мотивация этой деятельности, не зависимая от внешних факторов. Познавательная мотивация вплотную связанна с такими понятиями как – познавательная активность, познавательная деятельность, познавательный интерес, познавательная потребность и так же мотивы учения. Познавательная мотивация – это внутренняя и самодостаточная направленность человека на познание нового, и получения удовлетворения от самого процесса и затраченных на это усилий [11].

Мотивация достижения – поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Преобладание той или иной мотивационной тенденции всегда сопровождается выбором трудности цели. Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Они предпочитают рисковать расчетливо. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам, одни из них нереалистично занижают, а другие -нереалистично завышают цели, которые ставят перед собой. Знание человеком своих способностей влияет на его ожидания успеха [36].

Мотивация саморазвития — это формирование себя как личности, развитие знаний и умений, работа над собственными качествами и развитие способностей. Стремление к саморазвитию заложено в человеке природой, он никогда не может быть доволен самим собой. К улучшению себя побуждают, как правило, три вещи:

§ Потребность человека в самоуважении, а также в одобрении себя другими людьми (так называемый «социальный престиж»).

§ Рассогласование образа своего «реального Я» с «идеальным Я».

§ Различные самооценки и взаимоотношения, возникающие на почве вышеописанного рассогласования [11].

Если один из этих трех компонентов будет отсутствовать, томотивация к саморазвитиюне возникнет.Различают несколько видов саморазвития:

1. Нравственное. Этот вид саморазвития связан с самовоспитанием.

2. Интеллектуальное саморазвитие связано с самообразованием.

3. Физическое – с саморазвитием.

Выбор пути саморазвития связан с врожденными склонностями человека, а также со сложившимися жизненными обстоятельствами.Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей [15].

Интроецированность- «стыдно, что не делаю». Это побуждение к учебе, обусловленное ощущением стыда и чувства долга перед собой и другими значимыми людьми. Амотивация - непреднамеренность поведения; оно обусловлено неконтролируемыми влечениями, эмоциями или внешними силами.Условия формирования- полное отсутствие интернализации, интереса к поведению или веры в его значимость [35].


Наши рекомендации