Психолого-педагогические рекомендации по формированию учебной мотивации у младших подростков для педагогов

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. В основе учебной мотивации – эмоциональный фактор (нравится – не нравится) и волевой (хочу - не хочу). Ребенок, у которого мотивация обучения развита хорошо, учится совершенно самостоятельно, для него не нужно ставить учебные задачи, он формулирует их сам, учение для него становится потребностью [14, С. 12].

При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте) [19, С.42].

Общий путь формирования учебной мотивации заключается в том, чтобы способствовать превращению широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устойчивой структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации в целом способствуют:

· общая атмосфера положительного отношения к учению, профессиональным знаниям;

· включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе учебной группы (через парные, групповые, бригадные формы работы);

· построение отношения «педагог- учащийся» не по типу вторжения, а на основе совета, создания ситуаций успеха, использования различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

· занимательность, необычное изложение нового материала;

· образная, ярко звучащая речь, укрепление положительные эмоции в процессе учения;

· использование познавательные игр, дискуссий, создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное разрешение;

· построение изучения материала на основе жизненных ситуаций, опыте самих педагогов и учащихся;

· развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в учебной деятельности, планирования, постановки целей и реализации их в деятельности, поиске нестандартных способов решения учебных задач.

Основные виды воздействия должны быть направлены на:

-актуализацию ранее сложившихся мотивов учения и социализации, т. е. не разрушать, а укреплять и поддерживать);

-на создание условий для проявления новых качеств имеющихся мотивов (устойчивости, осознанности, действенности) и появления новых мотивов; на коррекцию дефектных мотивационных установок) [12, С.10].

А.К. Маркова в своих исследованиях видит два пути формирования учебной мотивации. Первый путь — его называют иногда путем «сверху вниз — состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений. Второй путь — «снизу вверх» — состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия па мотивацию учения, причем воспитание мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно-политической и других видов деятельности [19, С.47].

Не менее значимую роль в формировании учебной мотивации играет характер взаимоотношений между учителем и учащимися. Позитивное отношение к учителю способствует формированию интереса и к преподаваемому им предмету. В своем исследовании В.Л. Грабал подчеркивает, что способ общения между учителем и учеником оказывают значительное влияние на качество мотивации учебной деятельности [5].

Мы считаем, что подобранные нами рекомендации, буду способствовать формированию высокой мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте.

Заключение

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выяснено, что мотивация является важный компонент любой деятельности человека. Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность (Немов Р.С.). Мотивация является частью мотивационной сферы личности, которая составляет совокупность потребностей, мотивов и целей, формируется и развивается в течение всей его жизни. Мотивация же формируется на определенном этапе жизни человека. В школьном возрасте ведущая деятельность – учебная, следовательно, на этом этапе формируется мотивация учебной деятельности или учебная мотивация. Зимняя И. А. определяет учебную мотивацию как частный вид мотива­ции, включенной в деятельность учения,

Возраст младших подростков можно назвать переходным от младшего школьного к старшим подросткам. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.

В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.

Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать «борьба за оценку», даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников. Также одной из важных причин снижения мотивации является недостаточный учет учителем социальных мотивов подростков, когда для них не раскрывается связь обучения с социальными значимыми видами деятельности (трудом, самообразованием), когда в ходе обучения не реализуются специфические для подростка стремления к взрослости, самостоятельности, к взаимодействиям со сверстниками.

Подобранные нами методики диагностики позволили определить состояние мотивации у младших подростков. В результате проведенного исследования подтвердилась наша гипотеза о том, что в подростковом возрасте внешние мотивы преобладают над - внутренними, и что мотивация учебной деятельности в большей степени имеет направленность на отметку, чем на получение новых знаний.

Исходя из результатов изучения мотивации учебной деятельности, мы составили психолого-педагогические рекомендации, которые будут способствовать формированию и развитию положительной мотивации учения младших подростков. Мы считаем что, при формировании учебной мотивации следует применить индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия подростка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ и зачетов, всевозможных помех и усталости, создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.

Библиографический список:

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М.: Издательство, 1999. 320 с.

2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Просвещение, 1976. 375 с.

3. Божович Л. И. Проблема формирования личности: Избр. психолог. труды / ред. Д.И. Фельдштейн. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 2001. (Психологи отрочества). 349 с.

4. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс]: психология/разные статьи: http://psymania.info (дата обращения 02.03.2013).

5. Грабал В. Л. Некоторые проблемы мотивационной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: //Вопросы психологии 1987. № 1.: http://www.voppsy.ru (дата обращения 15.02.2013)

6. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Теория обучения. М.: 2003. 384 с.

7. Еникеев М. И. Психологическая диагностика: Стандартизированные тесты. М.: Приор. издат., 2003, 283 с.: ил.

8. Зимняя И. А Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. / Е. П. Ильин.- СПб. и др., 2006. (Мастера психологии). 508 с. : ил.

10. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. Спб.: Питер, 2006. 240 с.: ил.

11. Кибальченко И. А. Психодиагностика: учеб. пособие на модульной основе с диагностико – квалиметрическим обеспечением / Голубева Е. В. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. (Высшее образование). 320 с.: ил.

12. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 с.

13. Колупаева Л. А. Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся: (рабочая тетрадь для педагогов) / Л. А. Колупаева. //Современный урок. 2011. № 2 с.2-14.

14. Кулагина И. Ю. психология развития и возрастная психология: полный жизнен. Цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М.: Триеста: Академ. Проект, 2011. (учебное пособие для вузов). 420 с.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов. М.: Академия: Смысл, 2005. (Классическая учебная книга. Высшее образование). 346 с.

16. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА – М, 1999. 691 с.

17. Макклеланд Д. Мотивация человека: ред. Е. П. Ильин. СПб. и др.: Питер, 2007. (Мастера психологии). 669 с.

18. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. 640 с.

19. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 96 с.

20. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.

21. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Электронный ресурс]: // Вопросы психологии. 1987. №5: http://www.voppsy.ru (дата обращения 15.02.2013)

22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 456 с.

23. Немов Р. С Психология: учеб. М.: Высшее образование. 2008. (Основы наук). 639с.

24. Никандров В. В. Экспериментальная психология. СПб.: 2007. 512 с.

25. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В.Столина, В. С. Аванесов и др. СПб.: Речь, 2004 . 439 с.: ил.

26. Оленникова М. В. Возрастная психология. Конспект лекций. [Электронный ресурс]: СПб.: 2000.: http://kafpsy.spbstu.ru

27. Практикум по общей и экспериментальной психологии / под ред. В. П. Прядеина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 117 с.

28. Просвирова И. Г Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста [Электронный ресурс] : // Вестник ТГПУ 2006 №10 URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения:15.01.2013).

29. Психология подростка. Учебник/ Под общей ред. А. А. Реана. М., 2003. 480с.

30. Реан А. А.Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб : Питер, 2002. 360 с.

31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: учеб.пособие для вузов. СПб. и др.: Питер. 2206. (Мастера психологии). 712 с.

32. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.

33. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М.: Мысль, 1981. 360 с.

34. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 310 с.

35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: [Пер. с нем.]. М.: Педагогика, 1986. 406с.: ил.

36. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / сост. В.В Петровский. 2-е изд. перераб. и доп. М.: просвещение, 1987. 446 с.

37. Чирков В. И. Мотивация учебной деятельности: Учеб.пособие. Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 1991, 51 с.: ил.

38. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 567 с.

39. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. 560 с.: ил.

40. Якобсон П. М. психология чувств и мотивации: Избр.психолог.труды/ под ред. Е. М. Борисовой. М.: Моск. психол.- соц.ин-т; Воронеж: МОЗД, 1998. (Психологи отечества). 304 с.

Приложение 1

Методики изучения учебной мотивации

Методика диагностики направленности учебной мотивации автора В.Э. Мильмана.

Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

 верно – (+ +);

 пожалуй, верно – (+);

 пожалуй, неверно – (–);

 неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета

Анализ результатов.Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

0–10 баллов – внешняя мотивация;

11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

Данная анкета может быть использована для индивидуального и группового обследования. Возможны два варианта:

1. учитель читает вслух вопросы, предлагает варианты ответов, а дети записывают те ответы, которые они выбирают;

2. анкеты в напечатанном виде раздаются всем учащимся, а учитель просит их отметить те ответы, которые им подходят.

Инструкция

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

Ф.И._____________________Класс_________Дата проведения________

1.Тебе нравиться в школе?

1) Да

2) Не очень

3) Нет

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

1) Иду с радостью

2) Бывает по-разному

3) Чаще хочется остаться дома

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

1) Пошел бы в школу

2) Не знаю

3) Остался бы дома

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

1) Не нравиться

2) Бывает по-разному

3) Нравиться

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

1) Не хотел бы

2) Не знаю

3) Хотел бы

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

1) Нет

2) Не знаю

3) Хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе своим друзьям и родителям?

1) Часто

2) Редко

3) Не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

1) Мне нравиться наш учитель

2) Точно не знаю

3) Хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

1) Много

2) Мало

3) Нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

1) Нравятся

2) Не очень

3) Не нравятся



Ф.И.___________ Класс____Дата проведения________

вопрос № ответ№1 ответ №2 ответ №3

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

• ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

• нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

• ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности).

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация).

3-й уровень. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

2-й уровень. 10-14 баллов — низкая школьная мотивация.

1-й уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Качественный анализ

Анализируется выбор ребенка по каждому из 10 вопросов анкеты.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта — о психологической защите.

О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5 («Как ты относишься к домашнему заданию?»).

Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8 («Как ты относишься к своему классному руководителю?»). О возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

Для выделения детей группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 («Есть ли у тебя друзья в классе?») и 10 («Как ты относишься к своим одноклассникам?»). О полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответов на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос — первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен самим коллективом.

Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 («С каким настроением ты идешь утром в школу?») и 3 («Если бы вам сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?») в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7 («Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?») при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филлипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

Методика «направленность на отметку» предложенная Е.П.Ильиным и Н.А.Курдюковой

Инструкция:

Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «-» («нет»),

Текст опросника:

Вопросы Да Нет
Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?    
Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?    
Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?    
Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?    
Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?    
Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?    
Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?    
После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно скоро не спросят?    
Тревожит ли тебя ожидание опроса?    
Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?    
Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?    
После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?    

Первичные данные получаются в виде бланков с ответами «да» и «нет».

Обработка первичных данных:

Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1-9 и за ответы «нет» — по позициям 10-12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Интерпретация полученных результатов:

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена на­правленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Методика «направленность на приобретение знаний» предложенная Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой

Инструкция:

« Прочтите ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов выберите один и рядом с позицией вопроса напишите букву (а или б), соответствующую выбранному ответу».

Текст опросника:

Вопросы Варианты ответов
Получив плохую отметку, ты, придя домой а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил; б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
После получения хорошей отметки ты а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку; б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спро­сят.
Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой а) да; б) нет.
Что для тебя учеба: а) познание нового; б) обременительное занятие.
Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку: а) да; б) нет.
Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно а) да; б) нет.
Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от­метки: а) да; б) нет.  
Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул: а) да; б) нет.
Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя а) да; б) нет.
Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о чем в них идет речь: а) да; б) нет.  
Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть: а) учиться; б) болеть.
Что для тебя важнее — отметки или знания а) отметки; б) знания.

Первичные данные получаются в виде бланков с отмеченными ответами.

Обработка первичных данных:

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику.

О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6,8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.

Интерпретация полученных результатов:

Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приоб­ретение знаний

Приложение 2

Сводная таблица результатов исследования по методики изучения направленности учебной мотивации автора В.Э. Мильмана

в 5б классе МБОУСОШ №3

  №   Фамилия, имя Результаты выполнения диагностического задания
Баллы за анкету Направленность мотивации Уровень внутренней мотивации
А.В. внутренняя высокий
Б.А. внутренняя средний
Б.Л. внутренняя средний
Г.В. внешняя средний
Г.Д. внутренняя средний
И.В. внешняя средний
К.Д. внутренняя средний
К.К. внутренняя средний
К.Л. внешняя средний
М.И. внешняя средний
М.М. внутренняя средний
Н.В. внутренняя средний
Н.К. внешняя средний
П.А. внешняя средний
Р.З. внешняя средний
Р.Л. внешняя средний
С.Ср. внешняя средний
См.С внутренняя средний
Ф.А. внешняя средний
Ф.Н. внешняя средний
Ч.Н. внешняя средний
Ш.А. внешняя средний
Ш.Д. внутренняя высокий
Направленность мотивации Количество учащихся (%)
Внешняя мотивация 57%
Внутренняя мотивация 43%
Средний уровень внутренней мотивации 91%
Высокий уровень внутренней мотивации 8%

Сводная таблица тестирования по методики Н.Г. Лускановой

в 5б классе МБОУСОШ №3

  №   Фамилия, имя Результаты выполнения диагностического задания
Баллы за анкету Уровень мотивации
А.В.
Б.А
Б.Л
Г.В
Г.Д.
И.В
К.Д.
К.К
К.Л.
М.И.
М.М.
Н.В.
Н.К
П.А
Р.З.
Р.Л.
С.Ср.
См.С.
Ф.А.
Ф.Н
Ч.Н
Ш.А.
Ш.Д.
Уровни мотивации Количество учащихся (%)
1-уровень 21%
2-уровень 26%
3-уровень 39%
4-уровень 9%
5-уровень 4%

Сводная таблица сопоставления результатов исследования по методикам «направленность мотивации на отметку» и направленность мотивации на знания» в 5б классе МБОУСОШ №3

  №   Фамилия, имя Результаты выполнения диагностического задания
Направленность на приобретение знаний Направленность на отметку
А.В.
Б.А
Б.Л
Г.В
Г.Д.
И.В
К.Д.
К.К
К.Л.
М.И.
М.М.
Н.В.
Н.К
П.А
Р.З.
Р.Л.
С.Ср.
См.С.
Ф.А.
Ф.Н
Ч.Н
Ш.А.
Ш.Д.
Направленность учебных мотивов Количество учащихся (%)
на отметку 74%
на получение знаний 26%

Наши рекомендации