Понятие и сущность мотивации. Основные модели мотивации.

Мотив – это движущая сила, которой направляется деятельность человека на достижение определенных целей. Он находится внутри человека и определяет его поведение, побуждает человека действовать. Поэтому выделена самостоятельная функция управления – функция мотивации. Функция управления мотивацией - набор приемов и средств, которые менеджер применяет для направления мотивов персонала на достижение поставленных целей. Приемы мотивации - принуждение, наказание, поощрение, а средства мотивации – воспитание, обучение, распоряжение и стимулирование. Средства и приемы мотивации лежат в основе мотивационных моделей. Этих моделей № типа: рациональная модель, модель человеческого отношения и самоактуализации. Эти модели базируются на власти, материальных и моральных стимулах и антистимулах. Рациональная модель самая простая, которая основана на вознаграждении за труд в соответствии с его количеством и качеством. Эта модель появилась исторически первой и долгое время оставалась единственной. Потому что долгое время уровень жизни людей был настолько низким, что любая награда за труд воспринималась как благо, а увеличение оплаты побуждало их выкладываться в полную силу. Но после того, как какой-то порог жизни был пройден на практике стало заметно нарастание разрыва между ростом оплаты за труд и результатами труда, и желанием работника трудится, его старанием. Поиски привели в сферу психологии, и в рамках теории человеческих отношений 2-ого этапа эволюции менеджмента как науки сформировалась соответствующая модель мотивации - модель человеческого отношения. В ее основе лежит удовлетворение психологических, социальных потребностей людей в процессе их трудовой деятельности. Появление этой модели не означало отказа от оплаты труда в соответствии его качества и количества. Эта модель просто внесла дополнение в систему материальных стимулов. Внимание менеджера к нуждам работников, индивидуальный подход к каждому человеку с учетом его психологии, жизненной ситуации. Модель человеческих отношений оказалась весьма продуктивной и получила широкое распространение в практике управления. Но действенность этой модели во времени оказалось ограниченной. Наступил такой момент, когда модель перестала давать прежний эффект. Опять потребовались научные изыскания для того, чтобы найти для менеджера новые приемы, чтобы направить мотивы персонала на достижение целей фирмы. Теоретические поиски привели к модели самоатуализации. Эти модели учитывают выводы социологии и психологии. Они ориентированы на современного высокообразованного работника, имеющего достаточно высокий уровень жизни, и, следовательно, высокий уровень притязаний. Модель мотивации этого типа предполагает использование высших мотивов поведения человека, мотивов, связанных с собственным интеллектуальным развитием, реализацией своих природных способностей, удовлетворением потребностей сомоутверждения, уважения окружающих. В этой модели предложены такие приемы мотивации, как повышение квалификации, привлечение к выработке важных для фирмы решений, предоставление интересной работы, работу, соответствующей профессиональному квалификационному уровню конкретного человека. Естественно, что и эта модель не предполагает отказа от двух предыдущих, а в реальной практике сочетается.

Учет и контроль как функция менеджера.

Если подходить к менеджменту с позиции процессного подхода, то можно рассматривать управление как последовательность этапов: выработки и принятия решения, организации их выполнения, мотивации и контроля. В этом перечне этапов учет и контроль являются как бы завершающими функциями управленческого цикла. это такая деятельность, которая позволяет оценить достигнутые результаты и сопоставить их с теми решениями, которые принимались в начале управленческого цикла. Учет и контроль позволяют вносить необходимые коррективы во все остальные функции менеджмента с учетом реально полученных результатов. Можно представить эту функции в виде некоторой системы, в которой имеются субъект, объект и предмет. Субъект – это тот сотрудник или группа людей, или технические средства, или организации, которые занимаются сбором информации о достигнутых результатах, оценкой этих результатов, анализом причин отклонения результатов от намеченных управленческих решений, вырабатывают меры по корректировке действий фирмы и самих управленческих решений. Субъект может быть расположен внутри фирмы и вне нее, поэтому можно говорить о внешнем и внутреннем учеты и контроле. Объект – это тот человек или группа людей, часть фирмы или фирма в целом, результаты деятельности которой измеряют и оценивают. Наконец, предмет - это тот аспект деятельности, на который направлена функция учета и контроля. Надо сказать, что учет и контроль можно рассматривать как единую функцию, а можно как две подфункции в составе некой общей функции. Второй подход более продуктивен как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики управления. Это позволяет более четко классифицировать каждую из видов деятельности по соответствующим признакам, определить конкретные формы этой деятельности в зависимости от классификационного признака. Прежде всего, если рассматриваем учет, то здесь принято говорить об учете статистическом, бухгалтерском, оперативном и управленческом. Если речь идет о контроле, то здесь надо говорить о производственном контроле и управленческом контроле. Производственный контроль это оперативный контроль, а управленческий – стратегический. Каждый из видов учета и контроля имеет свою специфику, которая касается информации, периодичности измерений, методов обработки информации, характера использования полученных результатов. Управленческий учет – особый вид учета, который позволят менеджерам лучше узнать действия своей фирмы. В отличие от статистического и бухгалтерского учета управленческий учет регламентируется исключительно внутренними потребностями менеджмента. В этой связи сфера управленческого учета гораздо шире статистического и бухгалтерского. Нет никаких предписанных форм, показателей, которые должны обследоваться, все зависит от возникшей необходимости. В сферу управленческого учета входит не только фактически достигнутые показатели, но и запланированные показатели. В сферу управленческого учета попадают не только те события, которые уже произошли на фирме, но и те события, которые еще только могут произойти. Управленческий учет в отличие от бухгалтерского и статистического введется в реальном режиме времени, т.е. по мере возникновения потребностей. Это нужно для того, чтобы полученная информация в процессе учета тут же могла быть использована в процессе управления. Еще одной особенностью управления является то, что все показатели, которыми оно оперирует, должны быть обязательно сопоставимыми и интегрируемыми по горизонтали и вертикали, т.е. этот учет должен быть прозрачным, фирма должна быть перед менеджером «как на ладони».

Контроль можно классифицировать по фазе контролируемого процесса: входной или предварительный, текущий контроль, последующий или заключительный контроль. По обхвату объекта может быть сплошным или выборочным, по времени измерений – систематическим, периодическим или разовым. Сама по себе контрольная деятельность может быть представлена как некоторый процесс, который имеет ряд стадий. Первая стадия - это установление стандартов, т.е. некоторых нормативных значений для измеряемых результатов и определение пределов допустимых отклонений от этих стандартов. Вторая стадия –это измерение результатов и их сопоставление со стандартами. Третья стадия – объяснение причин отклонений и принятие решений в отношении последующих действий. Эти действия могут касаться самой деятельности контролируемого объекта, а могут касаться нормативных значений результата, т.е. требовать пересмотра этих результатов. Для того чтобы контроль на фирме приносил полезный эффект в управлении, нужно правильно построить отчетность, саму систему контроля. Важнейшими организационными формами внутрифирменного контроля является: контроль по центрам издержек производства, контроль по центрам прибыли, по центрам капиталовложения. В каждой фирме есть разные виды деятельности: одни виды деятельности приносят фирме основную прибыль, другие – необходимы для нормального функционирования фирмы, но приносят лишь затраты, третий вид деятельности - развивающиеся, которые требует от фирмы капиталовложения. Для того чтобы был действенный контроль, нужны разные системы оценки и отслеживания результатов по этим подразделениям.

Контроллинг – это особая функция по консультированию менеджеров, которая призвана обеспечить выживание фирмы в долгосрочной перспективе. Контроллинг – это функция, которая осуществляется ведущими специалистами, экспертами, консультантами в области экономики и управления предприятием. Это могут быть собственные работники фирмы, это могут быть приглашенные из вне специалисты.

Важнейшие требования к менеджеру, качества менеджера, основные типы менеджера.

Требования, которые предъявляют к менеджеру, весьма разнообразны. 1)Менеджер должен прежде всего уметь ставить задачи для себя и для других людей. 2)Должен уметь сделать выбор в любой ситуации в том числе в такой, когда нет достаточной информации для прояснения этой ситуации. 3)Менеджер должен уметь сформировать единую команду, сплоченный коллектив, который работал бы на достижение общей цели. 4)Менеджер должен уметь делиться своими полномочиями с другими людьми, предоставлять им возможность удовлетворить свои социальные и психологические потребности. 5)Менеджер должен уметь поддерживать межличностные коммуникации, уметь работать с людьми с тяжелым характером, уметь мотивировать людей соответственным образом, налаживать и поддерживать соответствующий климат в коллективе, должен уметь вести переговоры, создавать и поддерживать определенный имидж организации среди ее общественности. 6)Важнейшим требованием к менеджеру является требование быть компетентным, обладать знаниями и в области руководства людьми, и в той области, которая является сферой деятельности фирмой. Он должен быть деловитым, т.е. уметь применять свои знания в реальной практике. 7)На современном этапе, когда бурно развивается научно-технический прогресс, быстро меняется рыночная ситуация, возникли новые требования к менеджеру, которые еще относительно в недавнем прошлом не ощущались. Это требование масштабно мыслить, эффективно действовать в нестандартной обстановке, уметь быстро реагировать на любые изменения, уметь воздействовать на внешнюю среду. Для того чтобы быть менеджером, человеку необходимы некоторые личностные качества: общительность, властность, терпеливость, настойчивость, инициативность, физическая выносливость, хладнокровие, самокритичность. В управленческой литературе существует большое число различных классификаций типов менеджеров, в основу которых положены разные признаки. Первый вид классификации:классификация по стилю руководства, который доминирует в их поведении. Можно выделить менеджеров-автократов, демократов и менеджеров-либералов. Втораяклассификация распределяет менеджеров в зависимости от направлений их главных усилий. Здесь можно говорить о менеджерах, преимущественно ориентированных на работу и на людей. Могут быть разные сочетания, иногда приводятся достаточно развернутые решетки по этому признаку классификации (менеджер с сильной заботой о работе и о людях, менеджер с сильной заботой о работе и слабой о людях, слабый о работе и сильной о людях и т.д.). Классификация менеджеров по их характеру: волевые руководители; руководителей с сильной волей, но отзывчивых к людям; слабовольные или слабохарактерные. Классификация менеджеров в зависимости от их главных преимуществ. В этой классификации выделяют архитипы менеджеров. Лидер - менеджер, который особенно хорошо умеет налаживать контакты с людьми, умеет вдохновлять их на труд, умеет ставить перед ними цели – пользуется большой популярностью среди людей. Администратор – хорошее знание дела, знание того, что надо сделать в трудных ситуация, какие надо принять меры, как быстро претворить решение в жизнь. Сильными сторонами его являются логичность мышления, объективность суждений, высокая преданность делу. Плановик – характерен аналитический склад ума, лучше всех справляется с задачей подготовки многовариантных решений, лучше всех способен организовать и вести методичную работу в спокойной стадийной обстановке. Предприниматель – инициативность, новаторство, способность пойти на разумный риск, поставить задачу на перспективу, способность осуществить прорыв в какой либо области. Политик –ему присуще умение налаживать внешние связи, умение так вести любые переговоры, чтобы организация всегда оказывалась в выигрышном положение, лучше всех способен поддерживать имидж фирмы у общественности, часто умеет наладить взаимоотношение фирмы с представителями местной или центральной государственной власти. Созидатель системы – способность системно подходить к любым проблемам, силен в области информатики, хорошо знает современные средства обработки ,передачи и хранения информации, владеет современными приемами подготовки управленческих решений. Эксперт – обладает способностью критически мыслить, оценивать различные варианты и выбирать наилучший, способен давать советы, способен найти выход из самой неожиданной ситуации. Конечно, в реальной практике не найти такого менеджера, который точно подходил бы под той или иной тип, под ту или иную классификацию. В каждом руководителе присутствую черты различных типов, причем в разных ситуациях они по-разному человеком применяются. В последнее время все чаще встречается система множественного руководства, когда во главе организации стоит не один, а несколько менеджеров, которые последовательно передают управление друг другу в руки. Например, на этапе становления фирмы с задачей лучше справляется менеджер-предприниматель, на этапе зрелости администратор и плановик и т.д.

Сущность и виды управленческих решений.

Решение - вид мыслительной деятельности, связанный с целенаправленным выбором и требующий проявление воли человека. В этом определение важно подчеркнуть ряд моментов – признаки решения. 1) Наличие цели, решение это целенаправленный вид деятельности. 2) Возможность выбора, т.е. решение принимается только в том случае, если имеется разные варианты, возможности. 3) Необходимость применить волевое усилие, т.е. отдать предпочтение одному из вариантов, отказавшись от других, тем самым лишив себя возможности реализовать другие. Решения, которые принимаются менеджерами, управленческие решения, касаются не только самого человека, который делает выбор, и его ближайшего окружения, но многих людей. Эти решения называются организационными. Специфика организационных решений заключается в том, что они обязательно несут за собой определенные негативные последствия для какой-то части организации. В этой связи организационные решения имеют такую отличительную черту, как компромиссность. Решения, принимаемые менеджерами это всегда компромисс. Управленческие решения можно рассматривать с двух точек зрения: как конечный результат выбора и как процесс. Когда управленческое решение рассматривается как процесс, оно выступает в роли самостоятельной функции вида управленческой деятельности. Это первая, исходная функция управленческого цикла. Управленческое решение принято считать центральным звеном в системе всех функций управления. Объясняется это тем, что управленческое решение предопределяет исходный результат всех остальных функций. Именно посредством управленческого решения обеспечивается непрерывный процесс управления во времени. Переход от настоящего к будущему с учетом не только прошлого. Управленческое решение выполняет в управленческом цикле несколько ролей: направляющую, координирующую, организующую и стимулирующую роль. В теории менеджмента существует масса классификаций управленческих решений, которые позволяют определить их характер, позволяют рассмотреть их сущность со всех сторон. Наиболее часто упоминаемые классификации управленческих решений: важнейший признак классификации управленческих решений – степень обязательности. Управленческие решения могут носить обязательный характер, а могут иметь рекомендательный характер. По своей направленности различают решения стратегического характера и тактического. По временному признаку – долгосрочные или перспективные решения, текущие или оперативные решения. По повторяемости могут быть разовыми, циклическими и постоянными. Можно классифицировать управленческие решения и по содержанию: экономические, технические, социальные, политические решения. По объекту управления – могут быть решения глобального масштаба (компаньон, сама фирма и ее отделения) и локальные решения (группа, отдел, сотрудник).

Наши рекомендации