Формулирование цели, гипотезы и задач исследования
Знаю:сущность понятий: цель, цель исследования, гипотеза, задачи исследования, метод, метод исследования; характеристику методов эмпирического и теоретического исследования.
Умею:разрабатывать гипотезу исследования; конкретизировать задачи, исходя из поставленной цели и гипотезы; выбирать теоретические, эмпирические методы исследования и методы математической обработки данных.
Владею навыками: разработки гипотезы исследования; постановки задачи, исходя из поставленной цели и гипотезы; выбора теоретических, эмпирических методов исследования и методов математической обработки данных.
Цель исследования - то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы
ü Специфические обороты научного стиля цели исследования:
ü разработать, теоретически обосновать и апробировать (экспериментальным путем проверить);
ü спроектировать и реализовать;
ü решение проблемы составило цель исследования.
ü Цель - это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
ü Цель исследования - это мысленное предвидение его результата.
ü Структура цели включает в себя: целевой объект, целевой предмет и целевое действие.
Целевое действие | Целевой предмет | Целевой объект |
разработать; | пути и средства; | профессионально- |
обосновать; | требования; | теоретическое саморазвитие; |
охарактеризовать; | система критериев; | нравственное воспитание |
выявить; | содержание и методы; | учащихся; |
определить; | принципы формирования; | профессиональная |
экспериментально проверить; | педагогические условия; | подготовка; |
проанализировать; | личностно | техническое творчество |
раскрыть; | ориентированный подход; | учащихся; |
изучить; | педагогические основы; | система трудового |
обеспечить и т.д. | система деятельности; | воспитания; |
процесс воспитания; | система производственного | |
концепция; | обучения; | |
теоретическая модель и т.д. | теория воспитания; процесс познания; методы проблемного обучения и т.д. |
Цель нашего исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, направленных на формирование способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения.
Гипотеза
Гипотеза - это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике (В.Я. Ядов).
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее научного подтверждения.
Гипотеза (от греч. hypothesis предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено. Основной источник гипотезы – это интуиция. Интуицией называют способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Основа интуиции – подсознательные информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез.
Гипотеза позволяет нам увидеть, что произойдет с объектом исследования в результате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза» имеет два значения:
• форма существования знания, которая характеризуется проблематичностью, недостоверностью;
• метод формирования и обоснования предложений, на основе которого устанавливаются законы, принципы, теории.
Выделяют следующие характерные черты гипотезы:
• необходимый компонент любого познавательного процесса, который является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами;
• вероятное знание, которое требует проверки при помощи опровержения или подтверждения;
• познавательное средство, при помощи которого осуществляется переход от прежнего, неточного знания к новому, точному знанию.
Гипотеза в своем составе имеет основание и предположение, которое возникает из логической обработки исходных данных и перехода к предположению. Предположение превращается в достоверное знание или опровергается при помощи проверки гипотезы.
Классификация гипотез
1. С точки зрения познавательных функций:
• описательная – предположение, выдвигаемое о предмете исследования и его свойствах для выявления структуры объекта, механизма его деятельности, процедурных особенностей, установления функциональных характеристик исследуемого предмета. Одним из видов описательной гипотезы является экзистенциальная гипотеза – гипотеза, в основе которой высказывается предположение о существовании какого-либо объекта. Например, гипотеза о существовании Атлантиды;
• объяснительная – предположение, выдвигаемое о причинах, послуживших основой для возникновения объекта исследования. Например, гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле, гипотезы о появлении человека на Земле и др.
2. С точки зрения объекта исследования:
• общая – это научно обоснованное предположение о закономерностях исследуемых объектов, выдвигаемое для объяснения всего класса описываемых явлений, установления закономерного характера их взаимосвязей независимо от времени и места. Например, гипотеза М.В. Ломоносова об атомическом строении вещества. После доказательства общая гипотеза становится научной теорией;
• частная – это научно обоснованное предположение о происхождении, свойствах и закономерностях части объектов, выделяемых из всего класса рассматриваемых объектов. Например, гипотеза о происхождении вирусов;
• единичная – научно обоснованное предположение о единичном объекте, его происхождении, свойствах и закономерностях. Например, гипотеза о ходе лечения конкретного больного;
• рабочая – первоначальное и временное предположение, которое является основой для формирования устойчивой гипотезы. Она является условным допущением, на основании которого группируются результаты наблюдений и даются их первоначальные объяснения.
Любая гипотеза состоит из следующих этапов:
• выдвижения (зарождения) гипотезы – выдвижение интуитивного предположения;
• развития (выделения следствий) – объяснение фактов, относящихся к данной гипотезе, на основе выдвинутого предположения;
• проверки (доказательство, обоснование, опровержение). Выдвинутые предположения могут быть доказаны: путем обнаружения этих явлений и процессов; с помощью выделения данного предположения из более общих положений; путем доказательства одного предположения и опровержения всех остальных
Гипотезы опровергаются: с помощью установления отсутствия данных явлений и предметов; путем доказательства обратного, т.е. доказательства положения, отрицающего гипотезу; путем приведения их к абсурду.
Источники разработки гипотезы:
1. Обогащение педагогического опыта.
2. Анализ уже существующих фактов.
3. Дальнейшее развитие научных теорий.
Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее научного подтверждения.
Источники разработки гипотезы:
1. Обогащение педагогического опыта.
2. Анализ уже существующих фактов.
3. Дальнейшее развитие научных теорий.
При разработке гипотезы соблюдали требования к психолого-педагогической гипотезе:
• логическая простота и непротиворечивость;
• вероятность;
• широта применения;
• концептуальность;
• научная новизна;
• верификация.
Структура гипотезы Двусоставная:
1) утверждение;
2) предположение.
Трехсоставная:
1)утверждение;
2)предположение;
3)научное обоснование.
Стадии конструирования гипотезы:
1. Фиксация возникновения проблемной ситуации.
2.Доказательство невозможности объяснения причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования.
3. Всестороннее изучение нового явления.
4. Формулировка научного предположения о возможной причине его возникновения.
5. Определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины.
6. Опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности.
Таким образом, мы разработали следующую гипотезу исследования: - эффективность формирования способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний может быть повышена, если:
- уточнены понятия «саморегуляция психических состояний», «формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО»;
- выявлены и реализованы психолого-педагогические условия формирования способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний:
а) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса;
б) содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний(эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния;психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник);
в) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).
Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели.
Специфические обороты научного стиля задач исследования:
· изучить;
· выявить;
· определить;
· раскрыть;
· охарактеризовать;
· создать;
· разработать;
· проверить и т.д.
Цель и гипотеза конкретизированы нами в следующих задачах:
1) проанализировать теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению саморегуляции психических состояний;
2) раскрыть сущность саморегуляции психических состояний;
3) выявить структуру саморегуляции психических состояний личности студента СПО на основе теоретического обобщения научной литературы;
4) осуществить диагностику способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО;
5) разработать программу спецкурса, в которой будут реализованы психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО;
6) экспериментально проверить действенность психолого-педагогических условий, реализуемых в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса, на формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО.