Формулирование цели, гипотезы и задач исследования

Знаю:сущность понятий: цель, цель исследования, гипотеза, задачи исследования, метод, метод исследования; характеристику методов эмпирического и теоретического исследования.

Умею:разрабатывать гипотезу исследования; конкретизировать задачи, исходя из поставленной цели и гипотезы; выбирать теоретические, эмпирические методы исследования и методы математической обработки данных.

Владею навыками: разработки гипотезы исследования; постановки задачи, исходя из поставленной цели и гипотезы; выбора теоретических, эмпирических методов исследования и методов математической обработки данных.

Цель исследования - то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы

ü Специфические обороты научного стиля цели исследования:

ü разработать, теоретически обосновать и апробировать (экспериментальным путем проверить);

ü спроектировать и реализовать;

ü решение проблемы составило цель исследования.

ü Цель - это замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

ü Цель исследования - это мысленное предвидение его результата.

ü Структура цели включает в себя: целевой объект, целевой предмет и целевое действие.

Целевое действие Целевой предмет Целевой объект
разработать; пути и средства; профессионально-
обосновать; требования; теоретическое саморазвитие;
охарактеризовать; система критериев; нравственное воспитание
выявить; содержание и методы; учащихся;
определить; принципы формирования; профессиональная
экспериментально проверить; педагогические условия; подготовка;
проанализировать; личностно техническое творчество
раскрыть; ориентированный подход; учащихся;
изучить; педагогические основы; система трудового
обеспечить и т.д. система деятельности; воспитания;
  процесс воспитания; система производственного
  концепция; обучения;
  теоретическая модель и т.д. теория воспитания; процесс познания; методы проблемного обучения и т.д.

Цель нашего исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий, направленных на формирование способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО в процессе обучения.

Гипотеза

Гипотеза - это главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике (В.Я. Ядов).

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее научного подтверждения.

Гипотеза (от греч. hypothesis предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено. Основной источник гипотезы – это интуиция. Интуицией называют способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Основа интуиции – подсознательные информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез.

Гипотеза позволяет нам увидеть, что произойдет с объектом исследования в результате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза» имеет два значения:

• форма существования знания, которая характеризуется проблематичностью, недостоверностью;

• метод формирования и обоснования предложений, на основе которого устанавливаются законы, принципы, теории.

Выделяют следующие характерные черты гипотезы:

• необходимый компонент любого познавательного процесса, который является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами;

• вероятное знание, которое требует проверки при помощи опровержения или подтверждения;

• познавательное средство, при помощи которого осуществляется переход от прежнего, неточного знания к новому, точному знанию.

Гипотеза в своем составе имеет основание и предположение, которое возникает из логической обработки исходных данных и перехода к предположению. Предположение превращается в достоверное знание или опровергается при помощи проверки гипотезы.

Классификация гипотез

1. С точки зрения познавательных функций:

• описательная – предположение, выдвигаемое о предмете исследования и его свойствах для выявления структуры объекта, механизма его деятельности, процедурных особенностей, установления функциональных характеристик исследуемого предмета. Одним из видов описательной гипотезы является экзистенциальная гипотеза – гипотеза, в основе которой высказывается предположение о существовании какого-либо объекта. Например, гипотеза о существовании Атлантиды;

• объяснительная – предположение, выдвигаемое о причинах, послуживших основой для возникновения объекта исследования. Например, гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле, гипотезы о появлении человека на Земле и др.

2. С точки зрения объекта исследования:

• общая – это научно обоснованное предположение о закономерностях исследуемых объектов, выдвигаемое для объяснения всего класса описываемых явлений, установления закономерного характера их взаимосвязей независимо от времени и места. Например, гипотеза М.В. Ломоносова об атомическом строении вещества. После доказательства общая гипотеза становится научной теорией;

• частная – это научно обоснованное предположение о происхождении, свойствах и закономерностях части объектов, выделяемых из всего класса рассматриваемых объектов. Например, гипотеза о происхождении вирусов;

• единичная – научно обоснованное предположение о единичном объекте, его происхождении, свойствах и закономерностях. Например, гипотеза о ходе лечения конкретного больного;

• рабочая – первоначальное и временное предположение, которое является основой для формирования устойчивой гипотезы. Она является условным допущением, на основании которого группируются результаты наблюдений и даются их первоначальные объяснения.

Любая гипотеза состоит из следующих этапов:

• выдвижения (зарождения) гипотезы – выдвижение интуитивного предположения;

• развития (выделения следствий) – объяснение фактов, относящихся к данной гипотезе, на основе выдвинутого предположения;

• проверки (доказательство, обоснование, опровержение). Выдвинутые предположения могут быть доказаны: путем обнаружения этих явлений и процессов; с помощью выделения данного предположения из более общих положений; путем доказательства одного предположения и опровержения всех остальных

Гипотезы опровергаются: с помощью установления отсутствия данных явлений и предметов; путем доказательства обратного, т.е. доказательства положения, отрицающего гипотезу; путем приведения их к абсурду.

Источники разработки гипотезы:

1. Обогащение педагогического опыта.

2. Анализ уже существующих фактов.

3. Дальнейшее развитие научных теорий.

Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее научного подтверждения.

Источники разработки гипотезы:

1. Обогащение педагогического опыта.

2. Анализ уже существующих фактов.

3. Дальнейшее развитие научных теорий.

При разработке гипотезы соблюдали требования к психолого-педагогической гипотезе:

• логическая простота и непротиворечивость;

• вероятность;

• широта применения;

• концептуальность;

• научная новизна;

• верификация.

Структура гипотезы Двусоставная:

1) утверждение;

2) предположение.

Трехсоставная:

1)утверждение;

2)предположение;

3)научное обоснование.

Стадии конструирования гипотезы:

1. Фиксация возникновения проблемной ситуации.

2.Доказательство невозможности объяснения причины нового явления с помощью известных приемов и средств научного исследования.

3. Всестороннее изучение нового явления.

4. Формулировка научного предположения о возможной причине его возникновения.

5. Определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины.

6. Опытно-экспериментальная проверка соответствия этих следствий фактам действительности.

Таким образом, мы разработали следующую гипотезу исследования: - эффективность формирования способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний может быть повышена, если:

- уточнены понятия «саморегуляция психических состояний», «формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО»;

- выявлены и реализованы психолого-педагогические условия формирования способности студентов СПО к саморегуляции психических состояний:

а) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса;

б) содержание личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса будет разработано в соответствии с типологией психических состояний(эмоциональные, познавательные, волевые психические состояния;психические состояния, проявляемые в общении) и со структурой процесса саморегуляции психических состояний (рефлексия актуального состояния, визуализация желаемого состояния, актуализация необходимой мотивации, использование психорегулирующих техник);

в) развитие способности к саморегуляции психических состояний будет проводиться в процессе обучения студентов СПО техникам, мобилизирующим перед активностью и в процессе ее; направленным на психическое восстановление во время отдыха; психической и психофизической саморегуляции (аутогенная тренировка, самомассаж, ароматерапия, медитация, дыхательные упражнения, арт-терапия, цветотерапия, музыкотерапия, визуализация, аффирмация).

Задачи исследования – это конкретизированные или более частные цели.

Специфические обороты научного стиля задач исследования:

· изучить;

· выявить;

· определить;

· раскрыть;

· охарактеризовать;

· создать;

· разработать;

· проверить и т.д.

Цель и гипотеза конкретизированы нами в следующих задачах:

1) проанализировать теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению саморегуляции психических состояний;

2) раскрыть сущность саморегуляции психических состояний;

3) выявить структуру саморегуляции психических состояний личности студента СПО на основе теоретического обобщения научной литературы;

4) осуществить диагностику способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО;

5) разработать программу спецкурса, в которой будут реализованы психолого-педагогические условия формирования способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО;

6) экспериментально проверить действенность психолого-педагогических условий, реализуемых в форме личностно ориентированных занятий в рамках спецкурса, на формирование способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО.

Наши рекомендации