Формулирование цели и задач исследования

Цель представляет собой конечный результат исследования, то, ради чего оно выполняется. Цель работы конкретизируется в поставленных задачах, которые являются шагами, приближающими к ее реализации. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», «оценить уровень» и др.

Описание их решения и составляет содержание соответствующих глав и параграфов в работе. Заголовки глав следуют из формулировок задач исследования. Таким образом, задачи исследования определяют логику и этапы работы. В сумме задачи должны «укладываться» в цель, не выходить за ее пределы, не превышать ее. Оптимальное число задач для работы от 3 до 5.

Описание задач должно представлять собой определенную последовательность. Задачи исследования могут включать в себя следующие элементы (они изменяются в зависимости от характера исследования):

1. Решение определённых теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятия, педагогического явления, дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования, критериев эффективности, принципов и условий применения и т.п.). Чаще всего такие задачи начинаются глаголами: изучить, обобщить, проанализировать, раскрыть, обосновать, выявить, описать и др.

2. Эмпирическое или экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление ее типичного состояния, типичных черт передового опыта и пр. В этом классе задач часто используются такие действия как: описать, охарактеризовать, определить, изучить, ознакомиться, вскрыть, установить, выделить, оценить, проследить и др.

3. Обоснование необходимой системы мер для решения поставленной педагогической задачи. Исследовательские действия данного класса задач: определить, разработать, смоделировать, усовершенствовать, классифицировать, систематизировать, обобщить, выявить, подготовить, создать, произвести, выработать, сформулировать и др. Эти задачи самым прямым образом связаны с преобразованием предмета исследования.

4. Экспериментальную (или эмпирическую) проверку предложенной системы мер с точки зрения соответствия её критериям оптимальности, т.е. достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов решения этой задача. Исследовательские действия: экспериментально проверить и установить, выполнить экспериментальную проверку, экспериментально изучить, опытно-экспериментальным путем проверить, апробировать, провести эмпирическую проверку (пробу) и др.

5. Разработку на основе всего исследования определенных методических рекомендательных материалов. Виды исследовательских действий: разработать, составить, раскрыть, описать, создать, выработать, наметить, сформулировать и др. Эти действия всегда предполагают определенные дополнения, указывающие на составление программ, учебных планов, методических рекомендаций, указаний, инструкций, карт, схем и другой проектной документации.

Например:

Цель исследования – обоснование возможности использования музыкально-дидактических игр в ходе режимных моментов в ДОУ как инструмента развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

2. Выявить уровень творческих способностей детей и интерес к музыке у детей дошкольного возраста.

3. Разработать и апробировать систему мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей в процессе использования музыкально-дидактических игр.

4. Выявить эффективность проведенной работы.

Цель исследования - анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы «Роза ветров», осуществляющей деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта.

Задачи:

1. Осуществить краткий обзор туристского рынка на примере г.Сыктывкара.

2. Дать общую характеристику потребителей туристского продукта.

3. Провести маркетинговое исследование потребителей турпродукта для фирмы «Роза ветров».

4. Составить план мероприятий по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта.

Цель исследования - изучение и анализ проблем, а также перспективы развития экстремального туризма.

Задачи:

1. Изучить интернет-источники по проблеме развития экстремального туризма.

2. Рассмотреть понятие «экстремальный туризм».

3. Охарактеризовать «Чернобыльское сталкерство» как вид нелегального и экстремального туризма.

Цель исследования - исследование содержания деятельности службы планирования семьи и перспективных направления социальной работы в этой службе.

Задачи:

1. Охарактеризовать социально-медицинские аспекты репродуктивного поведения населения;

2. Рассмотреть направления деятельности службы планирования семьи;

3. Выявить и обосновать необходимость развития социальной работы в центре планирования семьи;

4. Выявить и охарактеризовать перспективные направления и формы социальной работы в центре планирования семьи.

5. Разработать проект должностных обязанностей специалиста по социальной работе в центре планирования семьи.

Цель исследования - исследование эффективности социальной работы с многодетными семьями (на примере «Центра социальной помощи семье и детям» города Салават.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к социальной работе с многодетными семьями;

2. Выявить проблемы многодетных семей и возможные пути их решения;

3. Изучить систему социальной работы с многодетными семьями в «Центре социальной помощи семье и детям» города и оценить ее эффективность.

4. Разработать предложения по совершенствованию системы социальной работы с многодетными семьями в "Центре социальной помощи семье и детям" города и оценить ее эффективность.

Цель исследования - определение взаимосвязи результатов физической подготовленности и физического развития, занимающихся спортивным плаванием с целью оценки их перспективности.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «физическое развитие» и «конституции».

2. Определить влияние занятий плаванием на организм.

3. Выявить взаимосвязь физической подготовленности и физического развития у пловцов на основе анализа научно-методической литературы.

4. Определить взаимосвязь показателей физического развития и подготовленности в плавании и их роль в определении перспективности пловцов.

Цель исследования - оценка развития координационных способностей детей 7-10 лет, занимающихся рукопашным боем.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «координационные способности».

2. Определить методы и средства развития координационных способностей.

3. Рассмотреть особенности развития координационных способностей в единоборствах.

4. Определить динамику развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий рукопашным боем.

5. Дать практические рекомендации по развитию координации движения у детей младшего школьного возраста, занимающихся рукопашным боем.

Цель исследования – изучение возможности графического моделирования как средства развития восприятия музыкальных произведений младшими школьниками.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы восприятия музыкальных произведений младшими школьниками.

2. Раскрыть приемы использования линий на уроках музыки в младших классах.

3. Разработать фрагменты уроков по музыке.

Цель исследования – исследование возможности песенного творчества, созданного в период ВОВ как одного из средств социализации подростков.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ социально-психолого-педагогической и музыкальной литературы по проблеме исследования.

2. Выявить и теоретически обосновать возможности песенного творчества как средства социализации современного подростка.

3. Выявить уровень песенного творчества подростков.

4. Подобрать и апробировать цикл песен, созданных в период ВОВ на уроках музыки в школе.

5. Проверить эффективность проведенной работы.

Наши рекомендации