Выбор темы, формулирование цели и задач исследования выпускной квалификационной работы (курсовой работы) и назначение научного руководителя

Тема– краткая формулировка проблемы исследования. Проблема– сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Тема ВКР (КР) должна быть актуальной. Актуаль- ность– значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, соответствие современному состоянию и перспективам развития науки, тех- ники, общества. Умение сформулировать тему исследования и доказать ее ак- туальность является первым шагом к успешной защите.

Цель исследования– это мысленное предвосхищение (прогнозирова- ние) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследований в процессе подготовки ВКР (КР). Цель формулируется исходя из названия работы. Цель, как правило, имеет практико-ориентированный характер и не ограничивается «исследованием»,

«анализом», «изучением».

Примеры удачного формулирования цели:

Разработка…;

развитие … методов государственного регулирования; совершенствование инструментов стратегического и операционно-

го маркетинга для динамичного развития рынка внутреннего туризма; обоснование теоретических положений и разработка практических

рекомендаций, направленных на развитие методов и форм управления мар- кетинговой деятельностью в сфере …..

Задачи исследованияформируются исходя из цели, раскрывают и кон- кретизируют ее. Количество задач не может быть менее трех (по числу ос- новных разделов квалификационной работы), но не более 5-6, т.к. чрезмерная детализация задач усложняет адекватное представление материалов.

Под объектом исследованияпонимается явление (процесс), которое соз- дает изучаемую проблемную ситуацию и существует независимо от исследо- вателя. Предмет исследованияявляется частью объекта исследования: под ним понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

Метод исследования– это совокупность приемов, способ получения дос- товерных научных знаний, умений, практических навыков и данных в раз- личных сферах.

Научная новизнав зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная но- визна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуе- мого предмета. Для работ практической направленности научная новизна оп- ределяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвер- жден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные пред-




ставления и практические достижения1.

Если в работе нет научной новизны, следует указать на существенные результаты, полученные в результате исследования.

Практическая значимостьдолжна быть представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования.

Тематика ВКР разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой в соответствии с ее научным направлением. Студент может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки. Квалификационные работы по одной проблеме могут выполняться несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны.

Выпускная квалификационная работа должна отражать умение студента самостоятельнособирать, систематизировать материалы преддипломной практики и анализировать ситуацию (тенденции) в данной сфере обществен- ных отношений или деятельности.

При выборе темы работы студенту необходимо обратить внимание на ис- следование теории проблемы, используя при этом подходы разных авторов, фактический и статистический материал. Выбранная тема ВКР (КР) оформля- ется заявлением студента на имя заведующего выпускающей кафедрой (При- ложение А) не позднее чем за 6 месяцев до начала защиты и оформляется приказом директора ШЭМ ДВФУ.

Тема ВКР утверждается кафедрой до начала преддипломной практики. Одновременно студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты, устанавливаются сроки выполнения.

Руководитель ВКР назначается из числа сотрудников кафедр ШЭМ, имеющих высокую квалификацию, а также ведущих специалистов предпри- ятий, учреждений, научно-исследовательских институтов.

Руководитель составляет Задание на выполнение ВКР (Приложение Б) или КР. Тема ВКР и задание на выполнение работы обсуждаются на заседа- нии кафедры.

Задание подписывается студентом и руководителем ВКР, заверяется заве- дующим кафедрой и к моменту защиты вместе с работой предоставляется в государственную экзаменационную комиссию (ГЭК).

На основе задания студентом разрабатывается план ВКР, который согла- суется с руководителем. Выпускник несет ответственность за теоретическую и практическую разработку темы, качество, содержание и оформление ВКР.

Срыв сроков выполнения ВКР рассматривается как нарушение графика (Приложение В) и учитывается при итоговой оценке. Руководитель присутст- вует при защите работы.

Выбор темы, формулирование цели и задач исследования выпускной квалификационной работы (курсовой работы) и назначение научного руководителя - student2.ru

1 Разделы «Метод(ы) исследования» и «Научная новизна» рекомендуется включать только в магистерские диссертации.

1.3 Работа с библиографическими источниками и составление плана выпускной квалификационной работы (курсовой работы)

Необходимо ознакомиться с фундаментальными источниками информа- ции по теме (учебники, учебные пособия, монографии, статистические сбор- ники, справочники), периодическими изданиями (журналы, газеты, бюллете- ни нормативных актов, сборники научных трудов, материалы конференций).

Выбрав наиболее подходящие источники информации, необходимо их изучить, чтобы теоретически владеть проблемой, поставленной в работе, а также грамотно и полно составить план исследования.

При составлении плана необходимо учитывать требования, предъявляе- мые к структуре и содержанию ВКР (КР), а также проблемы, выявленные в процессе изучения литературы по выбранной теме. Названия разделов не должны повторять название темы, а названия подразделов (параграфов) не повторять названия разделов. Все названия должны отражать основные на- правления и ожидаемые результаты исследования. В процессе работы план может корректироваться, если это вызвано объективной необходимостью. Корректировка плана ВКР (КР) и контроль соблюдения графика ее подготов- ки осуществляется руководителем.

2 Структура и содержание выпускной квалификационной и курсовой работ

2.1 Структурными элементами ВКР и КР, следующими в нижеприве- денной последовательности, являются:

– титульный лист – первая страница (Приложение Г, Д). Оформление обо- ротной стороны титульного листа ВКР должно соответствовать Приложению Д;

– задание на выполнение работы – вторая страница (Приложение Б);

– оглавление – третья страница (Приложение Е);

– введение – четвертая страница;

– термины, определения и сокращения (при необходимости);

– основная часть (для ВКР – 1, 2, 3 разделы; для КР – 1, 2 разделы, как ис- ключение, возможен раздел 3);

– заключение;

– список использованных источников;

– приложение;

– график подготовки ВКР (Приложение В);

– отзыв (Приложение Ж);

– рецензия (Приложение И);

– справка на бланке предприятия о внедрении результатов ВКР – если имеется (Приложение К);

– лист нормоконтроля – последняя страницы работы (Приложение Л). График подготовки ВКР, отзыв, рецензия, справка о внедрении результа-

тов работы в ВКР не подшиваются, но прилагаются к работе.

2.2 Общий объем ВКР без учета приложений: специалиста – 70-100 стра- ниц печатного текста, бакалавра – 50-60 страниц печатного текста, магистер- ской диссертации – 100-120 страниц печатного текста. Оптимальный объем курсовой работы – 30-35 страниц печатного текста (в случае необходимости объем может быть увеличен).

2.3 Оглавление. Слово «Оглавление» размещают в верхней части посере- дине новой страницы, пишут с прописной буквы, выделяя полужирным шрифтом. Межстрочный интервал оглавления – одинарный, шрифт 14 пт. В оглавлении в хронологической последовательности даются все названия структурных элементов ВКР (КР) с указанием номеров страниц, на которых они помещены.

После заголовка и подзаголовка ставят отточие, затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.

2.4 Введение размещают на следующей странице после страницы, на ко- торой заканчивается элемент «Оглавление». Слово «Введение» помещают в верхней части страницы посередине, начинают с прописной буквы и выделя- ют полужирным шрифтом. Текст введения не делят на структурные элементы (пункты, подпункты и т.д.).

Объем введение не должен превышать пяти страниц, в нем не следует да- вать определений, таблиц, графического материала. Во введении необходимо отразить:

1 актуальность темы ВКР (КР);

2 формулировку проблемы, требующей решения, и состояние этой про- блемы на данный момент времени со ссылкой на работы ведущих специали- стов в этой области;

3 постановку цели и задач исследования;

4 обоснование предмета и объекта исследования; 5 указание методов исследования;

6 описание логики исследования;

7 степень разработанности выбранной проблемы с указанием ученых, внесших весомый вклад в исследования в изучаемой области;

8 структуру работы с указанием количества использованных источников.

2.5 Основная часть может состоять из нескольких разделов (обычно трех). Разделы нумеруются арабскими цифрами, подразделы – арабскими цифрами через точку. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Первый раздел, посвященный анализу теоретических положений и прак- тических подходов, должен обеспечивать теоретическую основу для после- дующего изложения. Студент излагает только тот теоретический материал, который ему потребуется для решения вопросов, определенных целями и за- дачами ВКР (КР). Отход от этого требования приводит к чрезмерному увели- чению объема первого раздела, либо к отрыву от содержания второго и тре- тьего разделов ВКР (КР).

Первый раздел должен представлять собой не изложение материала учеб- ных дисциплин, а являться критическим анализом теории по выбранной теме. О качестве материала этого раздела обычно свидетельствует перечень источ- ников литературы, на которые должны быть ссылки по тексту. В конце каж- дого раздела должны быть сделаны выводы (резюме).

Во втором разделе анализируется отечественная и зарубежная практика решения рассматриваемой проблемы, как правило, на примере конкретного предприятия. Анализ решения проблемы должен содержать не только поло- жительные, но и отрицательные оценки. Этот раздел предполагает анализ объекта исследования и должен содержать его краткую характеристику, включающую описание, экономический потенциал, степень использования ресурсов, эффективность функционирования, место в общественном разделе- нии труда, рейтинг в системе аналогичных объектов.

Далее следует проанализировать состояние объекта за последние 2-3 года, выявить тенденции развития объекта за ряд лет, дать оценку этим тенденци- ям. Качественный и особенно количественный анализ экономического про- цесса (проблемы) в значительной степени зависит от полноты и достоверно- сти используемой информационной базы. Получение доступа к этим базам является одной из задач, решаемых студентом самостоятельно.

По итогам исследования следует сделать выводы, которые должны под- черкнуть позитивные и негативные тенденции в развитии объекта исследова- ния, подтвердить наличие проблемы, выявленной в первой главе, и констати- ровать необходимость ее решения.

В третьем разделе, представляющем собой проектную часть исследова- ния, приводятся собственные данные о путях и методах улучшения (модерни- зации) объекта исследования. Предложения студента должны быть теорети- чески обоснованы, подкреплены соответствующими графиками, таблицами и расчетами. Здесь же следует определить экономический или социальный эф- фект, который может быть получен при внедрении предложений в практику хозяйствования и управления.

При отсутствии собственного решения проблемы студент должен изучить передовой отечественный и зарубежный опыт по рассматриваемой проблеме, рекомендации ученых и практиков и выбрать из них тот вариант, который можно осуществить в сложившихся условиях с наибольшей пользой. В лю- бом случае необходимо представить стратегию (стратегическое видение) ре- шения исследуемой проблемы на макро-, мезо- и микроуровнях. По результа- там исследования, выполненного в третьем разделе, необходимо сделать за- ключение (резюме).

2.6 Заключение объемом до 5 страниц отражает основные результаты ра- боты. В нем формулируются выводы, указывается степень достижения по- ставленной цели. Если были сформулированы предложения по улучшению деятельности исследуемого объекта, то они помещаются после выводов. Ре- комендации должны носить адресный характер, быть экономически обосно- ванными.

Желательно представить материалы, подтверждающие предполагаемый экономический эффект от внедрения. Если экономический эффект не может быть рассчитан, то указывается социальная, научная, правовая, национальная и другие ценности внесенного предложения.

2.7 Список использованных источников должен содержать источники литературы, сетевые ресурсы и давать представление об уровне теоретиче- ской и практической проработки проблемы. В список включается литература, на которую имеются сноски в ВКР (КР). Каждый источник в списке должен быть пронумерован:

Выбор темы, формулирование цели и задач исследования выпускной квалификационной работы (курсовой работы) и назначение научного руководителя - student2.ru

2.8 Выбор темы, формулирование цели и задач исследования выпускной квалификационной работы (курсовой работы) и назначение научного руководителя - student2.ru Приложение содержит материалы, которые невозможно использовать в тексте в силу их громоздкости, справочного характера или первичной информации.

ВКР (КР) оформляется в одном экземпляре в твердом переплете и с элек- тронной версией работы передается на кафедру с указанием в названии файла или папки года, фамилии и вида работы: Пример: 2014Иванов_ВКР.doc

Наши рекомендации