Глава V Понимание пространственно-временных
И причинно-следственных отношений
Слабослышащими детьми
При изучении умственного развития детей существенное значение имеет, как они понимают словесные и наглядные ситуации.
А. Р. Лурия (1974) указывает, что исследование понимания сюжета, выраженного в словесной или наглядной форме, один из наиболее распространенных и важных приемов изучения интеллектуальных процессов. Ссылаясь на Л. С. Выготского (1956), А. Р. Лурия подчеркивает необходимость строго различать непосредственное восприятие смысла картинок и его словесное выражение.
В нашем эксперименте были использованы две группы отношений между событиями: пространственно-временные и причинно-следственные. Достаточно определенно эти отношения могут быть восприняты и выделены детьми в условиях развернутой наглядной ситуации, содержащейся в серии последовательных картин.
Особенности речевого развития слабослышащих детей, трудности понимания речи и пользования ею обусловили выбор в качестве материала исследования наглядных ситуаций, а не словесных текстов. Мы выясняли, как дети понимают единый развертывающийся сюжет в серии картинок, как устанавливают логические отношения между отдельными звеньями. Словесное объяснение серии сюжетных картинок не рассматривалось в качестве основного показателя понимания изображенного в них события, в центре внимания был порядок раскладывания картинок. Словесная формулировка смысла картинок учитывалась и оценивалась в зависимости от характера их подбора, поскольку, как и следовало ожидать, у слабослышащих детей наблюдался значительный разрыв между установлением последовательности картинок и словесным объяснением их содержания.
В исследованиях, которые проводились со слышащими детьми, направленных на анализ понимания наглядных ситуаций, большое место отводится изучению понимания скрытого смысла. Скрытый смысл в сериях сюжетных картинок выражается в пропуске отдельных звеньев события. В этих случаях дети должны самостоятельно восстановить ход события, непосредственно не изображенный в картинках. Мы выбрали серии картинок, в которых представлены все звенья. Во-первых, мы исходили из трудно-
стей восприятия картинок, которые cправедливо отмечает В.Я. Василевская (I960): с одной стороны, в картинке содержится много конкретных деталей, которые не одинаково важны для понимания содержания рассказа, с другой — не все содержание рассказа может быть изображено на картинке и требуется мысленное воссоздание пропущенного. Следовательно, даже при наличии всех звеньев в серии картинок, при составлении рассказа требуется дополнять, «домысливать» изображенную наглядную ситуацию. К этим трудностям добавляется еще необходимость уяснить определенные временные отношения, имеющие в серии картинок лишь пространственное выражение. Дети должны самостоятельно перевести наглядно данные пространственные отношения в определенную временную последовательность. Во-вторых, мы учитывали ограниченные речевые возможности слабослышащих детей.
Таким образом, при выполнении слабослышащими детьми данного задания следует учитывать как объективные трудности установления последовательности картинок, заложенные в самом наглядном материале, так и ограниченные речевые возможности этой категории учащихся.
В нашем эксперименте слышащие дети выполняли задание на основе словесной инструкции: «Составь рассказ из этих картинок. Найди первую, вторую и т. д. картинки, сложи их по порядку. Расскажи, что на них нарисовано». Недоразвитие речи у слабослышащих детей определяло иной способ предъявления им серии сюжетных картинок. Перед испытуемыми раскладывалась серия из трех картинок в нужной последовательности, затем картинки перемешивались, ребенка просили снова их сложить и рассказать, что нарисовано; после этого предлагались следующие по порядку серии (см. рис. 8—14).
Полученные нами экспериментальные материалы показывают, что слышащие первоклассники успешно справляются с раскладыванием серий сюжетных картинок. Общие количественные данные выполнения этого задания представлены в табл. 4
Первые три серии («Кошка», «Лыжи», «Лодки») не предлагались слышащим детям, так как были слишком легкими для них. Экспериментальное задание слышащие начинали выполнять с серии «Башмак». Данные, представленные в табл. 4, показывают, что дети успешно справились со всеми сериями: помощь потребовалась только при раскладывании картинок последней серии «Дружок».
В рассказах, составленных по сериям картинок, дети не просто описывали развертывающийся ход события, но устанавливали необходимые отношения, четко выявляющие причинно-следственную зависимость между отдельными звеньями. Так, в серии «Башмак» все дети объясняли, почему кошка не поймала мышку («Ботинок оказался рваным, и мышка убежала от кошки»); в серии «Коза» понимали, из-за чего мальчик оказался привязан к
Таблица 4