Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время

Пространственная, или топологическая (греч. Topos-место), организация сущего оз­начает, что любой материаль­ный объект занимает определенное положение по отноше­нию к другим объектам. Каждый обладает размерами - длиной, шириной, высо­той. В мире нет всеобщего пространства, а есть беско­нечное множество индивидуальных пространств.

Согласно субстанциальной концепции, простран­ство представляет собой особую само­стоятельную субстан­цию, независящую в своем существовании от мира вещей. У Демок­рита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой сущест­вуют атомы. В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике Исаака Ньютона. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существовани­ем, оно есть лишь особая характеристика материальных яв­лений. Аристотель развивает концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Готфрид Вильгельм Лейбниц подчеркивал, что пространство есть порядок суще­ст­вования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности физика-тео­ретика Альберта Эйнштейна. В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.

При всем многообразии трактовок реальное простран­ство нашего мира обладает неко­торыми стабильными свой­ствами - трехмерностью и изотропностью( одинаковой зна­чимости каждого из трех прост­ранственных измерений вещи).

Пространственные свойства специфичны на разных структурных уровнях сущего, на­чиная с микромира и кончая нашей Вселенной. В современной культуре особое внима­ние уделяется социальному пространству, которое должно оцениваться не как абстрактная территория для прожива­ния, но как социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Со­циальное пространство обладает особым человеческим смыслом, определено отношениями человека к миру, исто­рически склады­вающимися особенностями человеческой деятельности и поведения, мировоззрением че­ловека в со­ответствующей исторической эпохе и социокультурной си­туации. Пространст­венная организация созданного челове­ком мира вещей всегда обладает надприродными, социаль­но значимыми характеристиками, пространственной архи­тектоникой, включаю­щей социальные связи, смыслы и об­щественно значимые идеи (города античной эпохи, средне­вековья и современности отличны в своей пространствен­ной композиции друг от другу).

Временная, или темпоральная (лат. Tempus-время), организация сущего понимается чаще всего как длитель­ность существования явления и порядок событий, происхо­дящих с ним. Время для каждой вещи, а «времен столько, сколько вещей» (Л.Ф. Ло­сев), есть след­ствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем мож­но понимать дление - продолжительность сохранения объ­ектом своих ка­честв в относительно неизменном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограничено, т.е. конечно: все они имеют начало и конец своего бытия. И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности: так постулируется вечность Бога, Абсо­лютной идеи, материи.

Представления о времени неоднозначны, противоречивы и исторически изменчивы. Во многом это объясняется спе­цификой самого времени - с одной стороны, оно невещест­ценно, его нельзя обнаружить каким-то опытным путем; с другой стороны, каждый из нас знает, что оно существует, и чувствует его.

Интерпретации времени: Для субстанциальной концепции время - особая самостоя­тельная сущность, нечто роде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и че­ло­века. Для реляционной концепции время есть особое отноше­ние между вещами и их со­стояниями, оно не может сущест­вовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).

Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Герак­лит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела вре­мени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая кон­цепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной раз­ницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разны­ми точками пространства.

В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и лич­ностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных ци­вилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии фор­мируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной ци­вилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на бу­дущее. Здесь же окончательно осознается необратимость вре­мени и его непреложная власть над человеком, невозмож­ность, в отличие от простран­ства, его покорения.

Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического вре­мени кажется нам коротким или долгим в зависимости от на­строения, ситуации и т. д. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оцени­вает и организует его.

Категория времени обладает огромной мировоззренчес­кой ценностью для человека. Если пространственные харак­теристики сущего не оказывают на жизнь человека опреде­ляющего влияния то со временем дело обстоит иначе: никто из нас не может вы­прыгнуть за пределы своего времени, замедлить или про­длить свое бытие. И когда человек осмыс­ливает свое бесси­лие перед временем, то проблема времени превращается для него из аб­страктной философской темы в «основную проб­лему человеческого существования, про­блему человеческой судьбы» (Н.А. Бердяев).

Наши рекомендации