Исследование умения распределять слова на группы
Регевой материал — слова: дружба, вручает, тарелка, спешит, душистый, слабое, пищит, песня, танцевать, лед, другой, муравейник, служит, звонкий, река, фруктовый, побывала.
Процедура и инструкция. Учащемуся вручаются карточки, на которых написаны три слова: одно в начале, другое в середине, третье в конце строки: машина бежит голубой
Нужно записать слова из карточек в три колонки (принцип записи слов не объясняется).
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего -единичные ошибки обнаруживаются и исправляются учеником в ходе самопроверки или после замечания педагога; средний
118
уровень — значительные трудности при распределении данных слов, однако помощь логопеда в виде наводящих вопросов позволяет выполнить задание; уровень ниже среднего — задание выполняется благодаря интенсивной помощи, замедленный темп работы; низкий уровень — ошибки при распределении всех слов, помощь неэффективна.
4.2. Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении
Регевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (Второй класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедистов. (Третий класс).
Процедура и инструкция: прослушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения.
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — правильный разбор предложения по членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или после замечания педагога; средний уровень — выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и при установлении грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна; уровень ниже среднего — стойкие ошибки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопросы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям логопеда; низкий уровень — правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна.
119
5. Грамматический строй речи
5.1. Исследование словоизменения
5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе
Материал — картинки, изображающие один и несколько предметов: шар — шары, дом — дома, стул — стулья, яблоко — яблоки, маска — маски, шишка — шишки, дупло — дупла, стог — стога, крыша — крыши.
Процедура и инструкции: внимательно рассмотреть картинки и назвать то, что изображено на одной из них, а затем на другой. (Перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он затем называет).
Оценка результатов: высокий уровень — правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — самостоятельное (или после указания логопеда) исправление отдельных ошибок; средний уровень — многочисленные ошибки в словоизменении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных словоформ, то есть в оперировании морфологическими нормами языка; уровень ниже среднего — в большинстве случаев нарушение усвоения морфологических норм языка, помощь логопеда ведет к выполнению задания; низкий уровень — правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.
5.1.2. Умение употреблять предложно-падежные конструкции
Материал — картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч в столе).
Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рассмотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к сто-
120
лу, например: "Мяч на столе"». Затем он кладет перед учеником картинку. В случае затруднения ребенку предлагается несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать правильный.
Оценка результатов: высокий уровень — отсутствие затруднений при составлении предложно-падежных конструкций; уровень выше среднего — исправление отдельных ошибок после замечаний логопеда или в ходе самопроверки; средний уровень — затруднения в построении сложных предложно-падежных конструкций, помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего — стойкие ошибки как при составлении предложений, так и при употреблении понятий с пространственным значением, значительная помощь логопеда; низкий уровень — отдельные правильные ответы, помощь неэффективна.