Исследование умения анализировать предложения на слова и синтезировать слова в предложении

А. Анализ структуры предложения.

Речевой материал - предложения: Дети сажают дерево. По дороге едет машина. Ребята собирают в лесу грибы. (2-й класс). На улице идет дождь. В класс пришел новый ученик. В саду созрел богатый урожай. На уроках школьники узнают много интересного. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор читает вслух предложения и просит ученика внимательно их прослушать и определить, сколько в них слов.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное определение количества слов во всех предложениях; уровень выше среднего — определение слов в предложении требует неоднократного их повторения, допущенные ошибки находятся и исправляются испытуемым самостоятельно; средний уровень - допускаются ошибки в половине предложений, смешиваются такие понятия, как приставка и предлог; уровень ниже среднего - задания выполняются только с помощью логопеда при неоднократном исправлении им ошибок, с привлечением либо моторного компонента в виде загибания пальцев рук или наглядного материала в виде полосок; низкий уровень - задание не выполняется, помощь неэффективна.

Б. Составление предложения из слов, данных в беспорядке.

Данное исследование позволяет уточнить, насколько правильно ученик устанавливает между словами смысловую и синтаксическую связь.

Речевой материал - слова предложений: в, грибы, собирать, лес, дети; на, ловить, мальчики, пруд, рыба.

Процедура и инструкция. Перед началом исследования ученику дается инструкция внимательно прослушать слова предложения, постараться изменить некоторые из них, порядок расположения слов и составить предложение.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение заданий; уровень выше среднего - для правильного выполнения задания от ученика требуется повторение слов предложений, отдельные ошибки замечаются им и исправляются самостоятельно; средний уровень - безошибочное составление половины предложений при помощи экспериментатора); уровень ниже среднего - стойкие ошибки в установлении смысловой и синтаксической связи слов предложения, предложение составляется при предъявлении заданных словоформ в письменном виде, с помощью логопеда; низкий уровень - задание не выполняется при многократном повторении слов предложений, а также при предъявлении их в письменном виде, помощь экспериментатора неэффективна.

Деление, слов на слоги

А. Исследование умения делить только что произнесенные экспериментатором слова на слоги.

Речевой материал — слова: мошка, кнопка, картофель, столяр, пригревает (2-й класс); стенка, фиалка, котельная, квадрат, электричество (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать последовательно названные экспериментатором слова и отхлопать в ладоши количество слогов в каждом слове.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и самостоятельное выполнение задания; уровень выше среднего – для определения количества слогов ученику требуется повторение отдельных слов или уточнения задания, неправильные ответы исправляются самостоятельно, темп работы - замедленный; средний уровень - ошибки отмечаются в половине предложенных слов, самопроверка в ряде случаев не дает положительных результатов, наблюдается смешение понятий слога и звука; уровень ниже среднего - стойкие ошибки, правильное определение количества слогов в отдельных словах только с помощью экспериментатора; низкий уровень — задание не выполнено, помощь экспериментатора неэффективна.

Б. Исследование умения определять количество слогов в словах при повторении их учеником.

Речевой материал - слова: лист, компот, вермишель, сороконожка (2-й класс); тумба, сковорода, примчался, велосипедист (3-й класс); карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию: "Сейчас я будут называть слово, повтори по слогам и назови, сколько в этом слове слогов".

Оценка результатов — см. п.6.2.А.

В. Исследование умения определять количество слогов в названных экспериментатором словах без повторения их учеником.

Речевой материал - слова: дать, правило, жаворонок, красивее.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно слушать слова и просит назвать, сколько слогов в каждом слове.

Оценка результатов - см. П.6.2.А.

Г. Анализ слоговой структуры слова на основе представлений.

1. Определение количества слогов в названиях картинок.

Материал - картинки со следующими изображениями: мяч. лодка, парашют, самосвал.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно рассмотреть картинки и определить, сколько слогов в названии этих картинок (картинки вслух не называются).

Оценка результатов: высокий уровень - задание выполняется быстро и безошибочно; уровень выше среднего - картинки долго рассматриваются, цифры кладутся неуверенно, самопроверка помогает найти ошибки; средний уровень -для определения количества слогов требуется произнесение1 названия персонажа картинки самим учеником или экспериментатором, при этом цифры карточек в половине случаев соответствуют числу слогов; уровень ниже среднего - отмечаются смешения понятия слога и звука, единичные правильные ответы достигаются при помощи логопеда в виде называния персонажей картинок и уточнения содержания инструкций; низкий уровень - все задания не выполняются, интенсивная помощь логопеда неэффективна.

2. Определение количества слогов с помощью цифр.

Материал - картинки со следующими изображениями: булка, стол, береза, экскаватор, земляника; карточки с цифрами.

Процедура и инструкция. Ребенок получает инструкцию внимательно рассмотреть картинки, определить количество слогов в словах и положить под каждую картинку соответствующую цифру.

Оценка результатов - см. П.6.2.Г. 1.

Д. Исследование умения делить слова на слоги, предъявленные в письменном виде.

Речевой материал - слова, напечатанные на карточках: машина, прогулка, пропуск, обруч, пуговица (2-й класс); пароход, постучали, разбежался, бетономешалка (3-й класс).

Процедура и инструкция. Перед началом исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прочесть слова, напечатанные на карточках, а затем разделить их вертикальными черточками на слоги.

Оценка результатов: высокий уровень - деление слов на слоги не вызывает затруднений; уровень выше среднего - выполнение задания сопровождается комментированием, отдельные ошибки исправляются самостоятельно, темп работы -замедленный; средний уровень - ошибки допущены почти в половине слов, не все из них исправляются в ходе самопроверки; уровень ниже среднего - медленный темп работы, неправильное деление слов на слоги в большинстве предложенных слов, самопроверка не выявляет ошибок, смешение понятий слог-звук-буква; низкий уровень - стойкие затруднения не позволяют справиться с заданием, помощь экспериментатора неэффективна, отказ от выполнения задания.

Е. Исследование умения делить слова на слоги с учетом правила переноса.

Речевой материал - слова, напечатанные на карточках: собирать, покрывать, прогремел, наступила.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция внимательно прослушать слова, напечатанные на карточке и разделить их на слоги с учетом правил переноса, затем объяснить выполнение задания.

Оценка результатов: высокий, уровень - задание выполняется быстро и без исправлений; уровень выше среднего - самостоятельное выполнение задания, самопроверка приводит к исправлению допущенных ошибок, темп работы - замедленный; средний уровень - нарушение основных правил переноса в половине предложенных слов, самопроверка не ведет к исправлению допущенных ошибок; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, смешение таких понятий, как слог-буква, слог-звук; низкий уровень — беспорядочное, неаргументированное деление слов, повторение и уточнение инструкции экспериментатором не позволяет исправить ошибки, отказ от выполнения задания.

Ж. Исследование умения делить слова на слоги в предложении.

Материал-- предложение: Кошка пьет из миски молоко. (2-й класс), Солнечные лучи лились ослепительным потоком. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученик получает инструкцию внимательно прослушать предложение и записать его, проговаривая вслух по слогам. Экспериментатор фиксирует правильность выполнения работы. Дополнительно предлагается разделить некоторые слова на слоги с помощью вертикальных черточек.

Оценка результатов: высокий уровень - четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы - быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уровень - деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев - увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца; низкий уровень - с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.

Наши рекомендации