Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении

Речевой материал — предложения: В парке гуляли дети. Собака сторожит дом. (Второй класс); На море неожиданно поднялся сильный ветер. По шоссе едет колонна велосипедис­тов. (Третий класс).

Процедура и инструкция: прослушай предложение, запиши его и с помощью грамматических вопросов разбери по членам предложения.

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и бе­зошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — пра­вильный разбор предложения по членам, единичные ошибки при определении грамматической категории второстепенных членов предложения, которые исправляются при самопроверке или пос­ле замечания педагога; средний уровень — выделение главных членов предложения не вызывает затруднений, многочисленные ошибки в выделении второстепенных членов предложения и при установлении грамматических связей между словами, помощь логопеда значительна; уровень ниже среднего — стойкие ошиб­ки при выделении и систематизации второстепенных членов предложения, неумение ставить к ним грамматические вопро­сы, задание выполняется до конца благодаря инструкциям лого­педа; низкий уровень — правильное определение лишь одного из главных членов предложения, помощь неэффективна.

Грамматический строй речи

Исследование словоизменения

5.1.1. Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе Исследование умения определять грамматическую категорию слова в предложении - student2.ru

Материал — картинки, изображающие один и несколько предметов: шар — шары, дом — дома, стул — стулья, яблоко - яблоки, маска - маски, шишка — шишки, дупло — дупла, стог — стога, крыша — крыши.

Процедура и инструкции: внимательно рас­ смотреть картинки и назвать то, что изображе­но на одной из них, а затем на другой. (Перед учеником поочередно раскладывают пары картинок, которые он затем называет).

Оценка результатов: высокий уровень — правильное и само­стоятельное выполнение задания; уровень выше среднего — само­стоятельное (или после указания логопеда) исправление отдельных ошибок; средний уровень — многочисленные ошибки в словоиз­менении, в усвоении сочетаемости грамматически сложных слово­форм, то есть в оперировании морфологическими нормами языка; уровень ниже среднего — в большинстве случаев нарушение усвое­ния морфологических норм языка, помощь логопеда ведет к вы­полнению задания; низкий уровень — правильные ответы лишь в отдельных случаях или отказ от выполнения задания.

Умение употреблять предложно-падежные конструкции

Материал — картинки с изображением двух предметов в различных пространственных соотношениях: мяча и стола (мяч на столе, мяч под столом, мяч перед столом, мяч в столе).

Процедура и инструкция. Логопед говорит: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением стола и мяча. Внимательно рас­смотри каждую и назови, где находится мяч по отношению к столу, например: "Мяч на столе"». Затем он кладет перед учеником картинку. В случае затруднения ребенку предлагается несколько вариантов ответа, из которых он должен выбрать правильный.

Оценка результатов: высокий уровень — отсутствие затрудне­ний при составлении предложно-падежных конструкций; уровень выше среднего — исправление отдельных ошибок после замечаний логопеда или в ходе самопроверки; средний уровень — затрудне­ния в построении сложных предложно-падежных конструкций, помощь логопеда позволяет выполнить задание до конца; уровень ниже среднего — стойкие ошибки как при составлении предложе­ний, так и при употреблении понятий с пространственным значе­нием, значительная помощь логопеда; низкий уровень — отдель­ные правильные ответы, помощь неэффективна.

Умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Материал — картинки с изображением синей футболки, синего ремня, синего ведра, синих баклажанов; красного сви­тера, красных туфель, красной вазы, красного платья.

Процедура и инструкция: внимательно рассмотри картинки и назови изображенные предметы, указав их цвет.

Оценка результатов: см. п. 5.1.1.

Наши рекомендации