Развитие умения отбирать слова-антонимы

А. Отбор антонимов (с исключением «конфликтных» слов).Материал — пособие «Барашки на мосту» и карточки со слова­ми: нищий, беда, богатый, радость, грубый, ласковый, синий. Ученика просят вставить в прорези «упрямых барашков» анто­нимы и назвать «лишнее» слово (синий).

Б. Нахождение антонимов в стихотворении.Детям предла­гается послушать стихотворение-загадку, найти отгадку и на­звать антонимы.

Бывает он в холод.

Бывает и в зной,

Бывает он добрый,

Бывает и злой.

В открытые окна,

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять.

Н. Найденова

В. Развитие умения заменять антонимы в предложении.Ма­териал — предложения: Наступила холодная снежная зима. Зимой рано смеркается. (Второй класс). Заяц бегает быстро. Весной птицы летят с юга на север. (Третий класс). Дается об­разец выполнения задания: Пустой колос легок, он стоит пря­мо. А полный колос тяжел, он к земле гнется. Ученикам предла­гается в предложениях найти антонимы и по представленному образцу изменить их.

Г. Развитие умения продолжать начатое предложение с ис­пользованием антонимов.Речевой материал — предложения: Летом дни увеличиваются, зимой же они... . Старые липы зи­мой кажутся уродливыми, но в июле они выглядят .... Школь­нику предлагается прочитать и закончить предложения слова­ми-антонимами.

Д. Подбор антонимов к многозначным словам.Речевой ма­териал — словосочетания:

свежий хлеб — ... (черствый хлеб),

свежий ветер — ... (прохладный, чистый ветер),

свежая газета — ... (старая газета),

свежие яблоки — ... (сушеные яблоки),

старый дом — ... (новый дом),

старый человек — ... (молодой человек).

Ученику предлагается прослушать словосочетания и подо­брать к ним противоположные по значению. (Например, ана­логичные словосочетания приведены в скобках).

Е. Подбор синонимических групп антонимов.Речевой мате­риал — предложения: Степные реки медленные, спокойные, а горные реки... (быстрые, бурные, шумные). Солнце яркое, жгу­чее, а луна... (бледная, холодная). Саша работает быстро, энер­гично, а Коля ... (медленно, вяло). Логопед предлагает учаще­муся закончить предложения несколькими словами (по аналогии со словами в скобках).

Развитие умения отбирать слова-синонимы

А. Отбор синонимов из ряда слов.Материал - аппликация двух человечков, держащихся за руки и слова: необходимый, грустный, нужный, отвага, печальный, смелость. Ученику пред­лагается вставить в прорези на груди человечков соответству­ющие карточки, объяснить свой выбор.

Б. Нахождение — синонимов в стихотворении.Речевой ма­териал — стихотворение:

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЮ

Деревья зимою.

Деревья зимою

Пронизаны ветром

И стужей самою.

И старые сосны,

И острые ели

Встают как солдаты

Навстречу метели.

В пургу по колени,

Буранами гнутся,

Вершинами машут.

Сдают? Не сдаются!

М. Дудин

Логопед просит послушать стихотворение, определить и назвать синонимы, подобрать синонимы к словам: стужа (хо­лод, мороз), солдат (воин, боец), встают (поднимаются), гнут­ся (сгибаются, склоняются).

В. Подбор синонимов к отдельным словам.Материал — сло­ва: косой, косолапый, серый, сохатый. Учащемуся предлагает­ся прочитать слова, назвать животных, о которых можно так I сказать (о зайце, медведе, волке, лосе), и объяснить почему.

Г. Группировка слов по смыслу.Материал — слова: громкий, теп­лый, громогласный, шумный, смешливый, большой, веселый, гро­мовой. Школьнику предлагается задание выбрать две группы близких по смыслу прилагательных и указать «лишние» слова.

Д. Классификация синонимов по возрастающей или убываю­щей степени одного признака.Материал — картинки с изобра­жениями кита, слона, зубра; воробья, мухи, муравья; карточки со словами: огромный, гигантский, большой, маленький, кро­шечным, микроскопический. Ученик получает инструкцию рас­смотреть картинки и положить под них соответствующие кар­точки с определениями. После чего логопед убирает картинки и просит составить и назвать «цепочку» слов в соответствии с увеличением или уменьшением размеров персонажей.

Е. Дифференциаций синонимов и антонимов.Материал — фигурки человечка, кошки, собаки; карточки со словами: глу­пый, умный, разумный, грубый, ласковый, нежный, высокий, маленький, низкий, враг, приятель, друг. Логопед объясняет правила игры «Не ошибись!». Под картинками кошки и собаки предлагается положить карточки со словами-антонимами, так как в жизни эти животные не дружат. Собака привязана к чело­веку, а кошка — к его дому. Поэтому под изображением челове­ка нужно положить карточку с напечатанным словом, синони­мичным лежащему под изображением собаки.



Наши рекомендации