Развитие умения находить слова-омонимы

А. Нахождение омонимов.

Речевой материал - стихотворение:

Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Д. Лукич

- Кто вы?

- Мы - лисички,

- Дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже!

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, еще со шляпкой.

А. Шибаев

Ученика просят назвать слова стихотворений, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение (второй класс), омонимы (третий класс).

Б. Объяснение значения омонимов.

Речевой материал - слова: мир, полотно, ракета, высота, язык. Учащемуся предлагается назвать все значения указанных слов, составить с ними предложения.

В, Подбор синонимов к каждому значению.

Материал - карточка со словом сырой. Ребенку предлагается прочитать слово и на концах стрелок написать два слова, отражающие значение данного. Затем к каждому из написанных необходимо дописать синоним, например:

СЫРОЙ

(влажный, мокрый) (незрелый, зеленый)

Г. Подбор антонимов к каждому значению.

Материал - слова СЫРОЙ, СВЕЖИЙ. Логопед просит подобрать к каждому слову по два антонима, например:

СЫРОЙ

СВЕЖИЙ -

(сухой)

(пропеченный) „(черствый) "(теплый)

Развитие умения узнавать слова и объяснять их значения

A. Узнавание слов по описанию (имен существительных).

Материал - предметы и картинки с изображением пчелы, самолета, стола, норы, тарелки. Учитель описывает определенный предмет или то, что изображено на картинке, а учащийся называет и показывает.

Б. Выделение имен существительных среди других частей речи.

Речевой материал - слова: парта, дом, море, взошла, крыша; ложка, солнце, оловянный, дверь, моряк. Ученик должен найти «лишнее» слово и аргументировать свое решение.

B. Замена словосочетания, обозначающего действие, одним словом. Речевой материал - словосочетания: посмотреть вправо, влево, назад, вперед; передвигаться по воздуху; двигаться по воде; говорить очень тихо, водить за нос, тянуть кота за хвост. Ученика просят заменить словосочетание одним словом (глаголом).

Г. Объяснение значения глаголов.

Речевой материал - слова: вычитать, петь, плясать, бегать, ловить, плакать, рассмешить. Логопед называет слово и просит объяснить его значение, ответив на вопрос «Что значит?».

Д. Развитие умения соотносить предмет и его признак.

Материал - картинки с изображением ежа, стакана, цыпленка, снеговика, апельсина. Учитель показывает картинки. Называет их персонажи и предлагает указать как можно больше предметов и персонажей, имеющих такой же признак. Например, Еж колючий. Щетка тоже колючая. Злой взгляд человека также называют колючим.

Е. Характеристика предмета по заданным признакам.

Материал - картинки, с изображениями яблока, арбуза, вишни, лимона, дыни. Школьнику предлагается охарактеризовать соответствующие предметы по цвету, форме, величине, вкусу.

Ж. Соотнесение названия признака предмета и лексического значения слова. Материал - слова: багряный, длинный, гадалка, благородный, богатый, догадливый, добрый; - карточки с описаниями: 1) тот, кто имеет много денег или других ценностей; 2) тот, кто делает добро; 3) темно-красный, пурпурный цвет; 4) высоконравственный, честный человек; 5) высокий человек; 6) сообразительный; 7) гадающий на картах. Логопед произносит слово и просит ученика показать карточку, на которой содержится толкование значения данного слова.

3. Объяснение значения имен прилагательных. Речевой материал - слова: грустная, грязный, покрытая, крепкое, прозрачный. Учащегося просят объяснить значение слов с помощью вопросов «Это какой?», или «Что такое?», или «Кто такая?».

Развитие умения выделять и объяснять переносное значение словосочетаний и предложений

A. Объяснение значения слов в словосочетаниях и предложениях.

Материал - словосочетания: золотые руки, умные вещи, тяжелый взгляд, летящая походка; предложения: Его мысли были далеко от дома. Сердце бабушки от радости было готово выпрыгнуть наружу. Учитель просит прослушать словосочетание (предложение) и объяснить его значения (прямое и переносное).

Б. Объяснение образных выражений.

Материал - стихотворение «Ноги в руки»:

Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки,

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки!

Б. Заходер

Процедура и инструкция - те же.

B. Нахождение устойчивых оборотов и объяснение их значений.

Речевой материал - стихотворение:

По узкой тропинке гусиным шажком

Гусиное войско шагает гуськом.

А. Санин

Школьника просят внимательно прослушать двустишие, найти устойчивые обороты и объяснить их значения.

Г. Актуализация устойчивых оборотов с заданными словами. Материал - слова: голова, нос, рука, нога, палец, ухо, зуб, язык. Ученику предлагается прочитать слова, вспомнить и назвать устойчивые обороты с каждым из них (например: зарубить на носу).

Д. Объяснение значения пословиц, поговорок. Материал - пословицы, поговорки: Встречают по одежке, а провожают по уму. Один в поле не воин. Волков бояться - в лес не ходить. И воробей на кошку чирикает. Что посеешь, то и пожнешь; что пожнешь, то и посеешь. Делу - время, потехе - час. Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

Ученик должен прослушать поговорки и пословицы, объяснить значение каждой из них.

Наши рекомендации