Состояние навыков словоизменения у младших школьников
У детей с нормальным развитием речи навыки словоизменения сформированы на достаточно высоком уровне (все школьники выполняют задание успешно). При изучении навыков словоизменения у школьников с дизорфографией отмечается большой разброс данных. 72
Наибольшие трудности они испытывают при употреблении предложно-падежных конструкций и при дифференциации глаголов прошедшего времени. Только небольшая часть второклассников и третьеклассников с патологией речи правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Самыми сложными оказались данные задания для учеников вторых классов с дизорфографией (иногда дети полностью не справляются с заданием). Учащиеся данной категории допускают многочисленные и стойкие ошибки при словоизменении, проявляя недостаточную сформированность усвоения грамматически сложных словоформ в оперировании морфологическими нормами языка. Для них характерны следующие ошибки (по степени убывания): замена одним предлогом нескольких предлогов (около — перед, за, справа, слева), смешение предлогов (на — над, за — перед, из — под). Дети используют ненормативные окончания имен существительных («мяч над стола»), а также упрощают структуру предложений. В активном словаре школьников с дизорфографией не отмечается отдельных сложносоставных предлогов (например, из-под, из-за).
Данные нарушения свидетельствуют о трудностях синтеза языковых единиц при образовании грамматически сложных словоформ. Несформированность процессов актуализации слов проявляется, прежде всего, в длительных паузах перед ответом, в многочисленных ошибках при воспроизведении той или иной словоформы и в их характере. В ряде случаев у детей отмечаются недостатки латерализации (проявляются в смешении пространственных ориентировок относительно выбранной оси). У детей нарушены ориентировки в пространстве и в частях собственного тела, а также не сформированы пространственные представления. Младшие школьники с данной патологией не умеют удерживать в памяти зрительные образы предметной ситуации (на материале сюжетных картинок, а также в бытовой обстановке).
Сложным для школьников с дизорфографией является и изменение имен существительных по числам и падежам. Лишь небольшой процент второклассников и третьеклассников верно называют один и несколько предметов, изображенные на
картинках. У отдельных учеников (вторых и третьих классов) наблюдаются ошибки стойкого характера. Они часто употребляют неправильные флексии имен существительных множественного числа (дома — «домы»). Иногда при выполнении заданий на словоизменение они основываются на словообразовании (стул — «стульчик») или на семантических ассоциациях (яблоко— «груша», дупло— «нора»).
Гораздо лучше у детей с дизорфографией сформированы умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Однако преобладающее большинство детей все же допускают ошибки. Чаще всего они нарушают согласование имен прилагательных и имен существительных единственного числа женского и среднего родов (синее ведро — синяя ведро).
При словоизменении глаголов дети с дизорфографией испытывают затруднения в употреблении глаголов прошедшего времени, не дифференцируют глаголы совершенного и несовершенного вида. Большое количество ошибок они допускают при дифференциации глаголов прошедшего времени по родам. И второклассники, и третьеклассники систематически ошибаются при различении глаголов прошедшего времени; среднего и женского рода («Яблоко упала»); мужского рода («Блюдце разбился»). Иногда дети с речевой патологией привносят в ответ предполагаемый объект действия (например, вместо Стакан разбился говорят «Стакан разбила»). Значительная часть второклассников не соблюдает заданную программу действий, допуская ошибки. Так, название действия и объекта дети заменяют описанием («Это куски (осколки) вазы»). При ответе они вводят действие в контекст какого-либо события («Взяли и разбили вазу»). Причинами данных ошибок можно считать трудности дифференциации глаголов прошедшего времени по родам, несформированность обобщенного значения категории рода, а также синтаксических обобщений.
Отдельные затруднения у учеников с дизорфографией выявляются и при дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида. Большинство второклассников и третьеклассников не могут безошибочно назвать глаголы совершенного и несовершенного вида (по картинкам). Дети ошибаются при 74
образовании глаголов несовершенного вида с помощью приставок (Девогка оделась — «Девочка наделась»). В отдельных случаях отмечаются трудности дифференциации ситуации на основе выделения семантического признака законченности действия. Например, после демонстрации двух картинок с изображением девочки, собирающей цветы, и девочки, собравшей цветы, следовал следующий комментарий ученика: «Здесь девочка собирает маленький букет, а здесь девочка собирает большой букет». У детей с речевой патологией имеются трудности выбора глаголов (строит — лепит, собирает — помает).
У школьников с речевыми нарушениями вызывает сложности различение глаголов единственного и множественного числа настоящего времени. Почти половина из них не справляется с этим заданием. У 10% учащихся отмечаются стойкие ошибки: неточное употребление глаголов, нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа («Девочки ездит на коньках» — «Эти тоже ездит на коньках»). Неправильные ответы детей исправляются только благодаря активной помощи логопеда в виде повторения обучающей инструкции.
Таким образом, уровень усвоения навыков словоизменения у младших школьников со средней успеваемостью (без патологии речи) и их сверстников с дизорфографией различен. Выделены те формы словоизменения, которые являются наиболее трудными для усвоения детей с речевой патологией: предлож-но-падежные конструкции, дифференциация совершенного и несовершенного вида глаголов, а также согласование в среднем и женском роде.
4.9. Состояние навыков словообразования у младших школьников
Процесс словообразования является для младших школьников более трудным, чем процесс словоизменения. Однако при выполнении детьми серии заданий значительно различаются уровни сформированности навыков словообразования у школьников с речевым недоразвитием и без патологии речи.
Обратимся к количественной характеристике выполнения заданий детьми второго и третьего годов обучения. Большинство учащихся без речевой патологии показывают высокий уровень выполнения заданий на образование притяжательных прилагательных. У школьников с речевой патологией данное задание вызывает самое большое количество ошибок. Лишь часть второклассников и третьеклассников способны верно образовать некоторые словоформы и только по образцу. В отдельных случаях третьеклассники с речевой патологией совсем не справляются с заданием (хотя понимают его инструкцию и содержание).
Выявляются две наиболее характерные ошибки детей с речевым недоразвитием: неправильное использование суффиксов при словообразовании («лисиная», «рыбиный», «птитячее крыло», «утячее яйцо») и использование вместо словообразования приема словоизменения. Эти ошибки у детей с дизорфографи-ей свидетельствуют о недостаточной сформированности словообразовательных эталонов языка, о неразличении процессов словоизменения и словообразования.
В отличие от сверстников без речевой патологии, ученики с дизорфографией допускают большое количество ошибок и при назывании детенышей животных, птенцов, пресмыкающихся и молоди рыб. При этом дети с речевым недоразвитием второго и третьего года обучения допускают одинаковое количество ошибок, что свидетельствует о стойком характере затруднений.
В большинстве случаев в пассивном словаре учащиеся с дизорфографией различают названия тех детенышей животных и других представителей мира фауны, которых неправильно называют при предъявлении соответствующих картинок. Однако такие ошибки, как «у свиньи свиненок, у лошади — лошаденок», указывают на трудности актуализации словаря и свидетельствуют о недостатках процессов сличения, сопоставления собственного ответа с разнообразием форм словообразования в русском языке. В активном словаре этих детей отсутствуют отдельные названия детенышей (например, ягненок, малек и др.). 76
Итак, ошибки школьников с дизорфографией объясняются не только их небольшим словарным запасом, но и снижением способности к обобщению языковых закономерностей, трудностями организации системы словообразования.