Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников

ПРУЖИНКА

Исходное положение:

Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.

После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка:

2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ

Исходное положение:

Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.

Содержание упражнения:

Перехватить ручку снизу другой рукой.

Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Дозировка:

2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

НАСОС

Исходное положение:

Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.

Содержание упражнения:

Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.

Дозировка:

До 5 раз с расслаблением кисти руки.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

КАЧЕЛИ

Исходное положение:

Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения:

Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Дозировка: 2-3 раза.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

ПРИЖМИ К ЛАДОШКЕ

Исходное положение:

Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Три остальных пальца находятся над катушкой в свободном положении.

Содержание упражнения:

По команде взрослого прижать катушку к ладони. Затем, тоже по команде, выдвинуть ее вперед как можно дальше.

Дозировка:

Повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

ИДИ СЮДА!

Исходное положение:

Ладонь опирается ребром на поверхность стола. Катушка удерживается за диски средним и указательным пальцами одной руки. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть. Приподнять кисть над столом.

Содержание упражнения

По команде взрослого отвести пальцы с катушкой вправо как можно дальше, затем влево, словно помахивая, подзывая кого-то.

Дозировка:

Повторить 3-4 раза, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

ШТАНГА

Исходное положение:

Ладонь с разведенными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.

Дозировка:

Повторить подъем «штанги» (катушки) 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

Исходное положение:

Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на ее перекладине.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.

Дозировка:

Повторить подъем 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

Литература:

1.Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.

2.Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь», Санкт-Петербург, 1997

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru Тест на развитие графического навыка

Уровень сформированности графического навыка у ребенка каждый родитель может определить самостоятельно. Для этого необходимо ребенку дать листок бумаги в клеточку, на котором предварительно пишется с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших — два маленьких — два больших — два маленьких, и предлагается продолжить этот «узор» до конца строчки. Например:

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графических навыков у младших школьников - student2.ru

Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов теста

  Баллы
Характер линий ровная, прямая, нажим ровный
        неровная, дрожащая, двойная, искривленная
Размер элементов соответствует эталону
        не соответствует эталону
Форма элементов соответствует эталону не соответствует эталону
Наклон соответствует эталону
      не соответствует эталону
Отклонение от строчки незначительное (не более 30)
    значительное
Последовательность элементов правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов
    неверно воспроизведена последовательность элементов о

Результат 6-5 балловговорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4-3 балла— у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2-0 балловграфический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:

· низкий темп письма;

· быстрая утомляемость при письме;

· неровная, «дрожащая» линия;

· «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;

· слишком сильный или слабый нажим;

· трудности в воспроизведении формы графических элементов;

· несоблюдение размера графических элементов;

· несоблюдение наклона письма;

· большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;

· нежелание выполнять письменные упражнения.

Наши рекомендации