Предрасположенность не есть неизбежность
Истина такова: грехи родителей создают предрасположенность, но не судьбу. Вы не виноваты в склонности, переданной по наследству. Вы лишь ответственны за то, чтобы осознать дурную склонность, оценить ее опасность и избавиться от нее.
Эпигенетика включает в нас набор генов, которые могут побуждать нас курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть недовольным или раздражительным. Но это можно изменить. Можно заставить, например, гены ожирения не проявлять себя слишком рьяно. Можно повлиять на гены, которые не дают вашим стрессовым реакциям вовремя отключаться и крадут у вас и саму жизнь, и качество жизни – душевную гармонию и радость.
Еще мы ответственны за наши собственные решения. Здесь нам поможет покаяние перед Богом, исповедание своих грехов и принятие правильного
взгляда на будущие поступки. Также нужно помнить, что наши решения (эпигенетические сигналы) изменяют экспрессию наших генов (эпигенетичекий аккорд), которая передастся нашим детям и внукам, предрасполагая их к определенным поступкам до того, как они еще были зачаты. Наши дурные решения становятся их дурными наклонностями.
Вы, конечно, можете решить жить в унаследованных склонностях. Но не забывайте, что за это решение уже вы сами несете ответственность. Ваше намерение согласиться с дурными наклонностями и жить, следуя им, производит сигнал, который определит вас быть жирной желтой мышью- агути. Капля изопрена изменила наследственность зачатого мышонка.
Подобным образом правильное отношение или размышление над Писанием создадут сигнал, который изменит экспрессию генов.
То, что наворотил ваш разум, только он и может разгрести.
Научное доказательство благости Божьей
Еще одним доказательством благости Божьей является структура в середине мозга, называемая «гиппокамп». Это образование в форме морского конька занимается обработкой поступающей информации и переводит ее из краткосрочной памяти в долгосрочную, отвечает за ориентацию в пространстве и помогает контролировать уровень нашего стресса.
Ученые установили, что у людей, которые пребывают в обстановке заботы и любви, в области гиппокампа наблюдается рост эпигенетической ацетиловой конструкции в геноме, что делает их спокойными и мирными. Чем больше ацетиловых связей, тем больше генов умиротворения в гиппокампе и меньше склонность к стрессам. Нервозная обстановка или неправильное решение провоцируют уменьшение ацетиловых связей и увеличение метиловых, что приводит к потере душевного спокойствия[37].
Итак, ацетиловые молекулы включают генетическую экспрессию, а метиловые
– отключают. Но «включение-выключение» зависит от сигнала, подать который решаем именно мы. Мы можем захотеть что-то отключить – например, ген обжорства. Или, наоборот, включить – например, ген сдерживания стресса в гиппокампе. Включаем ли мы радость, умиротворение, доброе здоровье или настраиваемся на раздражение, волнение, уныние – мы изменяем физическую структуру нашего мозга.
Мозг перестраивается всю нашу жизнь
В 1930 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль утверждал, что нервные пути жестко зафиксированы и неподвижны[38]. Но современная наука знает, что мозг имеет удивительную пожизненную способность перестраиваться, менять свою структуру и функции в ответ лишь на мыслительную деятельность. Ткань мозга разрушается, если постоянно сосредоточиваться на плохом. И ткань мозга
может оздоровиться, если разобраться с бедой и удалить ее из центра внимания[39].
Парадокс нейропластики
Итак, нейропластика может послужить нам и во зло, и во благо. Попросту говоря, то, о чем мы больше всего думаем, больше всего и растет. Возьмем, к примеру, посттравматический стресс. В самых тяжелых случаях нейропластика действует против человека, который только что пережил сокрушительную ломку ценностей, изменившую смысл всей его жизни. Во время событий, которые стали причиной травмы, разум человека не был в гармонии с самим собой. То есть не было ни правильной реакции на событие, ни правильных мыслей и решений. Только хаос спутанных мыслей! Человек в своих воспоминаниях проживает событие снова и снова, оно прорастает в глубь мозга, становится критерием всего и нарушает нормальную жизнедеятельность[40].
Непроизвольное прокручивание в памяти произошедшего укрепляет нездоровые связи в мозге. С каждой прокруткой все становится только хуже, и здоровье от этого тоже не улучшается.