По организации формирования, ведения и использования

Инструкция

По организации формирования, ведения и использования

Экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации[1].

2. Правовую основу деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов составляют Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, а также настоящая Инструкция.

3. Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации[2] об объектах учета, перечисленных в п. 9 настоящей Инструкции, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся в Экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Российской Федерации[3] – федеральные учеты; в экспертно-криминалистическом центре МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России – региональные учеты; в территориальных структурных подразделениях ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД по экспертно-криминалистическому обеспечению городского, районного органа внутренних дел[4], в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД на закрытых территориях и режимных объектах по преступлениям, совершенным на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел – местные учеты.

4. Формирование и использование экспертно-криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел[5], а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, в пределах их компетенции.

Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел[6] в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки, предусмотренных п.10 настоящей Инструкции, в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

5. Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками ЭКП и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

6. Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.

Виды учета, соответствующие им формы информационных карт, а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России.

7. В случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования, либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).

8. Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.

Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

9. Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

9.1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений.

9.2. Данные ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений.

9.3. Данные ДНК неопознанных трупов, установить личность которых иными методами не представилось возможным.

9.4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений.

9.5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

9.6. Самодельное (переделанное) оружие.

9.7. Самодельные взрывные устройства и их части.

9.8. Поддельные денежные билеты, ценные бумаги и документы.

9.9. Поддельные монеты.

9.10. Фонограммы речи (голоса) неустановленных лиц.

9.11. Следы подошв обуви.

9.12. Следы орудий взлома.

9.13. Следы протекторов колес транспортных средств.

9.14. Субъективные портреты устанавливаемых и(или) разыскиваемых лиц.

9.15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла).

9.16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

9.17. При наличии необходимости, соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в ЭКП в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке. Использование таких учетов в целях раскрытия и расследования преступлений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

10. Объектами проверки по экспертно-криминалистическим учетам являются лица, субъективные портреты[7], предметы, вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, использование которой может способствовать установлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной проверке по экспертно-криминалистическим учетам подлежат все объекты учета перед их постановкой на соответствующий учет, а также:

10.1. Установленные лица, подозреваемые в совершении преступлений либо представляющие иной оперативный интерес,[8] – по учетам:

следов рук;

данных ДНК биологических объектов, изъятых с мест преступлений;

субъективных портретов;

фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц.

10.2. Одежда и обувь лиц-объектов проверки ­– соответственно, по учетам:

микрообъектов (микроволокон);

следов подошв обуви.

10.3. Транспортные средства лиц­-объектов проверки, а также обнаруженные ранее угнанные транспортные средства – по учетам:

следов протекторов колес транспортных средств;

микрообъектов (частиц лакокрасочных покрытий) – при наличии на транспортных средствах повреждений или следов свежего ремонта.

10.4. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши) – по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки – по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

10.5. Предметы-объекты проверки (орудия преступлений) – по учетам:

следов орудий взлома;

микрообъектов (частиц металла).

10.6. Фотографии лиц, пропавших без вести – по учету черепов неопознанных трупов.

10.7. Данные ДНК биологических родителей (детей) лиц, пропавших без вести, ­– по учету данных ДНК неопознанных трупов.

11. Учет работы по ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений – в Журнале регистрации объектов, поставленных на учет (приложение № 1), журнале регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях, а также установленной форме статистической отчетности.

12. Контроль за ведением экспертно-криминалистических учетов осуществляют руководители экспертно-криминалистических подразделений.

13. Контроль за формированием и использованием экспертно-криминалистических учетов в пределах их компетенции осуществляется руководителями оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, а также подразделений дознания органов внутренних дел.

14. Организационное, штатное и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию, ведению и использованию предусмотренных настоящим приказом видов экспертно-криминалистических учетов в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах осуществляется начальниками соответствующих органов внутренних дел по представлению начальника ЭКЦ (ЭКП).

15. ЭКЦ МВД России является головным подразделением в системе МВД России по организации ведения экспертно-криминалистических учетов.

16. Содержащаяся в экспертно-криминалистических учетах информация имеет ограниченный доступ.

17. Основанием постановки объекта на экспертно-криминалистический учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалистическому учету, является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

Поручение или рапорт о постановке либо проверке объекта по учету может быть представлено в ЭКП в виде отдельного документа либо изложено в иных документах, содержащих поручения уполномоченного органа (лица) по исследованию объектов.

18. Основанием для снятия объекта с учета является:

18.1. Справка о совпадении объекта учета с идентифицируемым объектом.

18.2. Официальная информация о прекращении производства по делу.

18.3. Истечение сроков хранения объектов. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет – по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет – преступлениям средней тяжести; 10 лет – тяжким преступлениям; 15 лет – особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Срок хранения объекта в зависимости от степени устойчивости идентификационных признаков определяется Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

19. Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке, если настоящей Инструкцией не установлено иное.

20. Хранение информационных массивов учетов организуется в специально оборудованных служебных помещениях, оснащенных средствами охранной сигнализации, пожаротушения и ограничения доступа, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а применительно к натурным объектам – в соответствии с правилами хранения отдельных видов вещественных доказательств, в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу, а также несанкционированный доступ к ним.

Журнал регистрации

Журнал регистрации

Справка о результатах проверки/постановки

П Е Р Е Ч Е Н Ь

экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел

Российской Федерации

Код учета Наименование учета Целевое назначение Объекты учета Формы и уровни ведения учета
Учет следов рук Установление лиц, оста-вивших следы рук на месте происшествия, фактов ос- тавления следов рук одним и тем же лицом при совер-шении нескольких преступ-лений Следы рук, изъя-тые с мест пре-ступлений Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками следов рук в масштабе 1:1.   Федеральный, региональный, местный
Учет следов подошв обуви Установление лиц, оста-вивших следы обуви на месте происшествия, фак-тов оставления следов од-ного и того же экземпляра обуви при совершении не-скольких преступлений   Следы подошвы обуви, изъятые с мест преступле-ний Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками следов обуви в масштабе 1:1 или 1:2 (для оставленных всей подошвой).   Региональный, местный
Учет следов орудий взлома Установление орудий взлома, оставивших следы на месте происшествия, фактов использования од-ного и того же орудия взлома при совершении не-скольких преступлений Следы отжима, иные трасологии-ческие следы с достаточной сте-пенью отображе-ния индивидуаль-ных особеннос-тей следообразу-ющих инструмен-тов, изъятые с мест преступле-ний Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками следов орудий взлома в масштабе 3:1.   Региональный, местный  
Учет следов протекторов шин транс-портных средств Установление автотранс-портных средств, оставив-ших следы на месте проис-шествия, фактов использо-вания одного и того же ав-тотранспортного средства при совершении несколь-ких преступлений Следы протекто-ров шин транс-портных средств, изъятые с мест преступлений и происшествий Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками следов протекторов шин в масштабе 1:5.   Региональный, местный
Учет данных ДНК биологических объектов Установление лиц, оста-вивших биологические следы на месте происшествия; фактов оставления одним и тем же лицом биологических следов при совершении нескольких преступлений; установление личности неопознанных трупов Кровь, сперма, слюна, волосы, изъятые с мест преступлений, предусмотренных ст. 105, 111 и главой 18 УК РФ, образцы биологи-ческого матери-ала неопознан-ных трупов Информационные карты (форма ИК-2)и натурные объекты (выделенные из объектов пробы ДНК).   Федеральный, региональный
Учет микрообъектов (микроволокон, частиц лакокрасочных покрытий, полимеров и металла) Установление однородности происхождения микрообъек-тов, обнаруженных на местах происшествий, или (и) изъятых в качестве образцов у подозреваемых в совершении преступлений лиц Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокра-сочных покрытий и металла), изъя-тые с мест прес-туплений Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками, спек-трограммами, иными сведениями о строе-нии, составе и лока-лизации микрообъек-тов, натурные объек-ты.   Региональный (по тяжким и особо тяжким преступле-ниям)
Учет самодельных взрывных устройств Установление единого источ-ника происхождения самодель-ных взрывных устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктив-ным и технологическим особенностям изготовления Самодельные взрывные устрой-ства (СВУ), их основные элемен-ты и остатки после взрыва. Информационные карты (форма ИК-3), фототаблицы и схемы со сведениями о СВУ; натурные объекты, не содержащие радио-электронику (на ре-гиональном уровне) и содержащие радио-электронику (на феде-ральном уровне), не включающие в себя взрывчатых веществ и взрывоопасных эле-ментов.   Федеральный, региональный.
Учет самодельного огнестрельного оружия Установление единого источ-ника происхождения самодель-ного огнестрельного оружия (его отдельных частей, механизмов) по конструк-тивным и технологическим особенностям его изготовления Самодельное или переделанное ог-нестрельное ору-жие, предусмот-ренное п. 35 Правил ведения экспертно-крими-налистических учетов Информационные карты (форма ИК-4) с фотоснимками, натурные объекты.   Федеральный (картотека), региональный  
Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельно-го оружия, изъятых с мест происшествий Установление конкретного экземпляра, фактов приме-нения одного и того же экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений   Пули, гильзы и па-троны (калибра не более 14,5 мм) со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий Информационные карты (форма ИК-5), натурные объекты.   Федеральный, региональный
Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия Установление фактов использования утраченного служебного, гражданского, боевого огнестрельного ору-жия при совершении преступлений Контрольные пули и гильзы утрачен-ного нарезного слу-жебного, граждан-ского, боевого ог-нестрельного ору-жия калибра не более 14,5 мм Информационные карты (форма ИК-5), натурные объекты.   Федеральный
Учет поддельных денежных билетов, ценных бумаг и документов Установление единого источ-ника происхождения выяв-ленных поддельных денежных билетов Банка России, иностранной валюты, ценных бумаг и документов   Полностью под-дельные и час-тично изменен-ные денежные билеты Банка России и в ино-странной валюте, ценные бумаги. Поддельные бланки докумен-тов федерального значения, выпол-ненные полигра-фическим спосо-бом Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками лице-вой и оборотной сто-рон объекта в масс-штабе 1:1 (для денеж-ных билетов), 1:2 (для ценных бумаг и документов), натур-ные объекты.   Федеральный, региональный
Учет поддельных монет Установление единого источ-ника происхождения выявлен-ных поддельных монет Поддельные ме-таллические деньги (монеты) Банка России и в иностранной валюте Информационные карты (форма ИК-1) с фотоснимками аверса, реверса монет в масштабе 3:1, натурные объекты.   Федеральный, региональный  
Учет субъективных портретов разыскивае-мых лиц Установление личности разыскиваемых лиц по описанию их внешности Субъективные портреты разыс-киваемых лиц Информационные карты (форма ИК-6) с субъективными портретами лиц в массштабе с межзрач-ковым расстоянием 20 мм.   Региональный, межрегиональный[9], местный
Учет фонограмм речи (голоса) неустановлен-ных лиц Установление лиц, при-частных к совершению преступлений, по речи и голосу, фактов принад-лежности одному лицу речи (голоса) на фонограммах по нескольким преступлениям Аудиозаписи устной речи и голоса (в том числе телефон-ных сообщений) неизвестных лиц Информационные карты (форма ИК-7), натурные объекты (фонограммы).   Региональный (по ст. 207 УК РФ, тяжким и особо тяжким прес-туплениям)
Краниологии-ческий учет (учет черепов неопознанных трупов) Установление личности по черепам неопознанных трупов Черепа неопоз-нанных трупов, фрагменты кос-тей черепа, зуб-ные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом Информационные карты (форма ИК-8), натурные объекты.   Региональный

Приложение № 3

к приказу МВД России

от 10.02.2006 № 70

ПРАВИЛА

ведения экспертно-криминалистических учетов

в органах внутренних дел Российской Федерации

I. Учет следов рук

1. Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу.

2. Данный учет ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.

3. Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1» (приложение № 1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1:1.

4. Информационные карты группируются по двум разделам:

4.1. Первый раздел содержит фотоснимки следов рук с установленным типом и видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов этого раздела по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке;

4.2. Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней.

5. По первому разделу картотеки проверяются следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, и направляемые инициаторами с заданием дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Следы рук, подлежащие помещению в данный раздел проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел.

6. Проверке по второму разделу подлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.

7. Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных. При этом автоматизированный режим ведения учета осуществляется на основе программно–технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) и в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

8. Ведение автоматизированного учета следов рук осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией АДИС, сотрудниками, прошедшими соответствующую подготовку по работе на АДИС. При этом к работе по проверке рекомендательных списков допускаются только эксперты, аттестованные на право самостоятельного производства дактилоскопических экспертиз.

II. Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств

9. Учеты следов подошв обуви, орудий взлома[10], протекторов шин транспортных средств[11] предназначены для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений.

10. Данные учеты ведутся на региональном и местном уровнях.

11. Картотеки учетов трасологических следов формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-1» (приложение № 1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе:

для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой - 1:2, оставленных участком подошвы – 1:1;

для следов орудий взлома – 3:1;

для следов протекторов шин транспортных средств[12] – 1:5.

12. Объекты снимаются с учета и уничтожаются:

следы подошв обуви – по истечении двух лет;

следы орудий взлома и протекторов шин – по истечении трех лет.

13. Допускается формирование и ведение учетов в виде электронных баз данных.

III. Учет данных ДНК биологических объектов

14. Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы[13] на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.

15. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным статьями 105, 111 и главой 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий по установлению личности.

16. Биологические объекты (следы, образцы) исследуются с обязательным использованием следующих генетических маркеров (локусов): CSF1PO, D3S1358, D5S818, D7S820, D8S1179, D13S317, D16S539, D18S51, D21S11, FGA, TH01, TPOX, VWA, Amelogenin.

17. Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в десятидневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других розыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля.

Направление трупного материала неопознанного трупа в ЭКП для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в случае, если установить его личность иными способами не представилось возможным.

В случае установления личности неопознанного трупа, образцы подлежат захоронению в установленном порядке.

18. Учет данных ДНК состоит из двух разделов:

первый раздел содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц);

второй раздел содержит данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.

19. Учет данных ДНК ведется в виде картотеки данных ДНК, формируемой из информационных карт установленного образца «Форма ИК-2» (приложение № 2), а также электронной базы данных. При этом в разделе «Служебные отметки» информационной карты указывается порядковый номер пробы ДНК в натурном виде, выделенной из биологического следа, образца трупной ткани и неизрасходованной в процессе экспертного исследования.

20. По первому разделу картотеки проверяется:

20.1. Данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий.

20.2. Данные ДНК неопознанных трупов.

20.3. Данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии поручения лица, назначившего экспертизу). В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту установленного образца «Форма ИКЛ» (приложение № 3).

21. Проверка данных ДНК подозреваемого (проверяемого) лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки.

22. Поступившие на проверку ИКЛ регистрируются в соответствующем журнале.

23. В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступления на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с письменным заданием руководителя органа расследования направляется для проверки по федеральному учету данных ДНК.

24. Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести.

25. Выделенные из биологических объектов и неизрасходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по уголовным делам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище и снимаются с учета в установленном порядке.

26. Выделенные из образцов трупной ткани и неизрасходованные в процессе экспертного исследования пробы ДНК, изъятые по делам об установлении личности неопознанных трупов, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ и снимаются с учета по истечении пятнадцати лет с момента постановки на учет или в связи с установлением личности неопознанного трупа.

IV. Учет самодельных взрывных устройств

27. Учет самодельных взрывных устройств[14] предназначен для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления.

28. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

29. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).

30. Картотеки учета СВУ формируются из информационных карт установленного образца «Форма ИК-3» (приложение № 4). При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне). В случаях использования в СВУ радиоэлектронных исполнительных механизмов, СВУ (его остатки после взрыва) в натурном виде направляются в ЭКЦ МВД России.

Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.

31. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений в соответствии с Правилами заполнения информационных карт экспертно-криминалистических учетов.

Срок хранения информационных карт и элементов СВУ в учетах составляет не менее 15 лет.

32. Допускается формирование картотеки учета в виде электронной базы данных, а также направление в ЭКЦ МВД России электронных копий информационных карт на СВУ.

V. Учет

 
самодельного огнестрельного оружия

33. Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления.

34. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ведется только картотека учета.

35. Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с наиболее выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки:

изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия);

переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия);

переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства;

собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).

36. Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-4» (приложение № 5). При этом к информационным картам регионального учета могут приобщаться натурные объекты.

37. Заполнение информационных карт на самодельное огнестрельное оружие осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

38. После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие отнесено к одной из категорий, предусмотренных пунктом 35 настоящих Правил, оружие ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ЭКП УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.

39. Руководитель ЭКП, при постановке на экспертно-криминалистический учет самодельного огнестрельного оружия, направляет инициатору производства экспертизы (исследования) ходатайство о принятии решения о передаче оружия в ЭКП в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

40. Хранение самодельного огнестрельного оружия организуется в органах внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и настоящими Правилами.

41. Срок хранения информационных карт на учете и самодельного огнестрельного оружия в информационно-справочной коллекции ЭКП – не менее шести лет.

42. По истечении сроков хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.

43. Формирование и ведение картотеки дополнительно может осуществляться в виде электронной базы данных. При этом в ЭКЦ МВД России также дополнительно могут направляться электронные копии информационных карт на самодельное оружие.

VI. Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений

44. Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений.

45. Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

46. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий.

47. Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если установлено, что по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стреляных в одном и том же экземпляре оружия.

48. Картотека данного учета формируется из информационных карт установленного образца «Форма ИК-5» (приложение № 6), к которым приобщаются соответствующие объекты учета.

49. Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет - дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом.

50. После проверки по региональному учету объекты направляются с письмом произвольной формы и информационной картой «Форма ИК-5» в федеральную пулегильзотеку.

51. Ведение учета[15] дополнительно может осуществляться в виде электронных баз данных. При использовании программно–технических комплексов автоматизированных баллистических идентификационных систем (АБИС) ведение данного учета осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами, и в соответствии с эксплуатационной документацией АБИС. При этом к работе на АБИС допускаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку, а к работе по кодированию следов и проверке рекомендательных списков допускаются только эксперты, аттестованн

Наши рекомендации