Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности

Содержание

Введение
I. Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности
II. Типы учебных проектов и учебных исследований
III. Этапы написания индивидуального проекта
IV. Структура индивидуального проекта
V. Требования к оформлению индивидуального проекта
VI. Рекомендации по подготовке к защите индивидуального проекта
VII. Критерии оценивания индивидуального проекта
Приложения

Введение

Выполнение индивидуального проекта рассматривается как вид учебной работы, обязательной для каждого обучающегося уровня среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов общеобразовательного учебного цикла в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Для обучающегося целью выполнения индивидуального проекта является демонстрация своих личностных достижений в самостоятельном освоении избранной области исследования; способности к использованию информационно-коммуникационных технологий; способности к самоорганизации, творческой деятельности, рефлексии.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Типы учебных проектов и учебных исследований

Проекты бывают:

1.По доминирующей деятельности:

· исследовательские,

· творческие,

· информационные,

· практико-ориентированные (прикладные),

· инновационные,

· социальные.

2. По предметно-содержательной области:

· монопроекты,

· межпредметные проекты.

3. По количеству участников проекта:

· индивидуальные,

· групповые,

· коллективные

4. По продолжительности проекта:

· краткосрочные,

· среднесрочные,

· долгосрочные.

Исследования могут быть 2-х видов:

а) теоретические

б) эмпирические

Оформление текста работы

Индивидуальный проект выполняется на компьютере в одном экземпляре и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги. Формат бумаги – А4 (210 х 297 мм). Каждый лист должен иметь поля по 20 мм каждое. Шрифт – 14, типа Times New Roman. Межстрочный интервал – полуторный. Отступ красной строки – 1,25 см. Ориентация: книжная. Выравнивание текста – по ширине. Выравнивание заголовков – по центру строки. Переносы в словах не допускаются. Цвет шрифта основного текста дипломной работы – черный.

Количество страниц – от 10 листов, не считая приложений. Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждая новая глава начинается с новой страницы.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами справа внизу, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу, последовательно, начиная с 2-й страницы (содержание). На титульном листе номер страницы (1) не проставляется.

Заголовки пишутся строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом по центру строки. Заголовки разделов и подразделов, указанные в содержании, в тексте работы должны быть выделены и идентично пронумерованы.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Каждый раздел (введение, глава, заключение, приложение) начинается с новойстраницы.

Не допускается наличие текста вне разделов и подразделов, помещение на разных страницах заголовка подраздела и его текста. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовок не имеет переносов. После заголовка точка не ставится.

Оформление списка используемой литературы

Список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании индивидуального проекта, включает в себя наименования источников, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:



  • нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты)
  • учебники, брошюры
  • периодические издания
  • электронные ресурсы

Пример оформления книги:

Иванов И.И. Название книги. Город: Название издательства, год.

Пример оформления учебного пособия, учебника:

Волков М.В. Современная экономика: учебное пособие / М.В. Волков. - СПб.: Питер, 2014.

Пример оформления статьи из журнала:

Боков В.К. Причины кризиса экономической модели США// РБК. 2014. №4 (11).

Пример оформления электронного источника:

Крохин, Е.Е. Реставрация памятников архитектуры [Электронный ресурс].URL: http://www.architechos.ru/restovrat.htm.

6. Рекомендации по подготовке к защите индивидуального проекта

Задача выступающего – точно и эмоционально изложить саму суть проекта/исследования. Нельзя зачитывать работу. Следует кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Поэтому при подготовке доклада отбирается самое главное. Все остальное – в ответах на вопросы.

Время на представление работы – 5-7 минут. Ответы на вопросы – 3 минуты. Форма одежды – деловая.

Речь должна быть четкой, логичной, продуманной, грамотной, достаточно громкой.

Можно выходить с папкой и иметь перед собой план выступления, но полностью читать текст нельзя.

Выступление сопровождается презентацией. Презентация призвана не дублировать текст выступления, а сделать его более полным, интересным и наглядным, облегчить восприятие. Много текста в презентации быть не должно, она должна содержать лишь основные положения, а также фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и другой иллюстративные материал.

Примерный порядок слайдов:

1 слайд – Титульный лист;

2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);

3 слайд – Цели и задачи работы;

4 слайд – Методы, применяемые в работе;

5…n слайд – Основная часть;

n+1 слайд – Заключение (выводы);

n+2 слайд – Список основных использованных источников;

n+3 слайд – Спасибо за внимание!

В процессе выступления рекомендуется обращать внимание слушателей на слайды, используя указку. Например: «Как проводился этот опыт — вы видите на слайде»; «Результаты проведенного опроса представлены в диаграмме на слайде», «Как мы видим, схема …» и т.д.

Отвечая на вопросы, выступающий должен показать знание материала, умение рассуждать, вести дискуссию и соблюдать научную этику. Используемая форма самопрезентации — «мы», например «Проведенное нами исследование …» (мы = я, мой научный руководитель, слушатели, ученые, книги которых я взял за основу).

В ответах на вопросы рекомендуется и возможно использование фраз «Спасибо за вопрос», «Как нам кажется …», «Мы полагаем …», «Можно предположить, что …», «Я затрудняюсь ответить, однако обязательно обращусь к изучению этого вопроса» и т.д.

Схема защиты проекта:

- Проблема, ее актуальность;

- Цели и задачи работы;

- Продукт проекта;

- Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ;

- Выводы;

- Результаты самооценки и самоанализа.

План выступления при защите исследования:

- Обоснование выбора темы, проблема, ее актуальности и новизны; гипотеза;

- Цели и задачи работы;

- Структура работы (сколько и какие главы, кол-во страниц);

- Обзор изученной литературы и иных использованных источников (откуда брали информацию);

- Основные теоретические положения (самое важное и интересное из теоретической части);

- Описание собственного исследования (представление практической части);

- Полученные результаты, выводы;

- Самоанализ (что дала мне работа, чему я научился);

Содержание

(14 шрифт, заголовок - полужирный, первая буква прописная, остальные – строчные,

в самом содержании - шрифт 14, обычный)

  стр.
Введение
Глава 1.Общие сведения о продукте
1.1. История возникновения продукта
1.2. Классификация продукта
1.3. Функции продукта
Глава 2. Изготовление продукта
2.1. Этапы работы
2.2. Материалы и инструменты для изготовления
2.3. Полученный результат
Заключение
Список литературы
Приложения

Приложение 3

Содержание

Введение
I. Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности
II. Типы учебных проектов и учебных исследований
III. Этапы написания индивидуального проекта
IV. Структура индивидуального проекта
V. Требования к оформлению индивидуального проекта
VI. Рекомендации по подготовке к защите индивидуального проекта
VII. Критерии оценивания индивидуального проекта
Приложения

Введение

Выполнение индивидуального проекта рассматривается как вид учебной работы, обязательной для каждого обучающегося уровня среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов общеобразовательного учебного цикла в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Для обучающегося целью выполнения индивидуального проекта является демонстрация своих личностных достижений в самостоятельном освоении избранной области исследования; способности к использованию информационно-коммуникационных технологий; способности к самоорганизации, творческой деятельности, рефлексии.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», специально отведенной учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Словарь основных понятий проектно-исследовательской деятельности

Актуальность – важность, значимость чего-либо для настоящего момента.

Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

Задачи проекта, исследования – это выбор путей и средств для достижения цели.

Индивидуальный проект – проект, выполняемый одним обучающимся под руководством педагога.

Инновационный проект – это проект, решение задач которого направлено или на создание новшества, или на освоение новой технологии или нового метода (нового способа или новой возможности действий), новой системы или структуры.

Информационный проект – проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам.

Методы исследования – основные способы проведения исследования.

Монопроект – проект, проводящийся в рамках одного учебного предмета.

Портфолио (папка) проекта – подборка материалов проекта.

Презентация проекта – публичное предъявление результатов проекта.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся. Например: документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-либо физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т.д.

Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др.

Продукт проектной деятельности – разработанное автором проекта реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность– совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Руководитель проекта – преподаватель, непосредственно координирующий проектную деятельность индивидуального исполнителя.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений, графического изображения (чертежей, схем и т.д.), числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации автора проекта.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта).

Наши рекомендации