Мир идей: личные проекты и свободные черты
Помимо биологических и социальных факторов, на наше поведение влияет мир идей, или идеогенные мотивы . Они представляют собой планы, стремления, обязательства и личные проекты, реализацией которых мы занимаемся. Они являются своеобразными и уникальными. Ссылка на биологию позволяет объяснить поведение человека естественными склонностями. Ссылка на социальные факторы делает возможным объяснение тех же поступков социальным влиянием. В свою очередь, идеогенные мотивы объясняют, почему человек ведет себя определенным образом. Какую цель преследовал мужчина, который в ресторане отвергал один стейк за другим? К чему стремился Марк, когда давал свои представления? Какими обязательствами можно объяснить сопротивление, которое Стефани оказывала двум своим натурам, чтобы несколько дней подряд быть любезной со своей родней? Для ответа на этот вопрос нужно понять, что такое личные проекты, и рассмотреть понятие «свободные черты».
Личные проекты – явление повседневное. Они варьируются от обычных планов на утро (например, «выгулять собаку») до главных жизненных целей (например, «освободить народ»). В главах 9 и 10 я подробно объясняю, какую роль личные проекты играют в повышении уровня фрустрации и благополучия. Сейчас же я хочу рассказать о том, как реализация важных проектов способна изменить наше поведение самым неожиданным – для нас и других людей – образом.
Возьмем, к примеру, Стефани. Мы знаем, что обычно она представляет собой крайне неприятную особу. Стефани имеет низкий показатель по такой достаточно стабильной черте, как доброжелательность, а воспитание и социальное окружение только акцентировали ее врожденные качества. Ее коллеги по работе, друзья и родственники, а также бывший муж привыкли к ее грубому и резкому поведению. Поэтому покладистость Стефани на День благодарения удивила абсолютно всех.
Но члены ее семьи не знали, что сразу после праздника Стефани собиралась лететь в Австралию, где издатель попросил ее возглавить новое предприятие. Она сознавала, что вернется назад только через три года и сможет бывать в Нью-Йорке лишь от случая к случаю. Ее дочь была на шестом месяце беременности, и все шло к тому, что повидаться с внуком Стефани предстояло нескоро. Она также думала о своем зяте и его родителях, которые тоже были приглашены на праздник. Их можно охарактеризовать как спокойных, заботливых и милых людей, и Стефани знала, что в ее компании им приходится нелегко. Поэтому, поразмышляв, Стефани решила поменять свое отношение к родным. Хотя ее проект нуждался в дальнейшей проработке, она пообещала себе «стать более заботливой мамой». Это требовало от нее доброжелательного поведения и заботы о близких. Если бы на празднике оказались гости, незнакомые со Стефани, они непременно пришли бы к выводу, что она имеет очень высокий показатель по шкале доброжелательности. Я называю такое поведение проявлением свободной черты в противовес другим, сравнительно устойчивым личностным качествам.
Марк также реализовывал личный проект, который позволил ему продемонстрировать свободные черты. Несмотря на биологическую склонность к интроверсии, Марк мечтал быть музыкальным продюсером. Эта цель казалась вполне реальной; он очень любил музыку, и все его внимание было приковано к ней. Открытие таланта к организации концертов и освоение бизнеса звукозаписи привели к тому, что Марк стал проводить очень много времени в компании других людей, в клубах и на различных мероприятиях, нередко возвращаясь домой лишь под утро. Только немногие догадывались, что на самом деле он вовсе не был неудержимым экстравертом. Ему больше подходило определение псевдоэкстраверта – человека, который играет социальную роль во имя реализации крайне важного личного проекта (и при этом является биологическим интровертом).
Почему люди демонстрируют свободные черты? На то есть ряд причин, из которых важнее всего две. Мы задействуем эти черты исходя из профессиональных соображений и когда нами движет любовь. Стефани, несмотря на всю свою желчность, искренне любит своих близких, к тому же она способна проявить характер и преодолеть свои биологические склонности. Марк – профессионал до мозга костей, и одна из его обязанностей состоит в общении с музыкантами и их аудиторией. Именно профессионализм помогает Марку выглядеть экстравертом, несмотря на врожденное стремление к тишине и покою. Это поведение является определяющим для Марка и поддерживает его репутацию среди коллег. Оно представляет собой его характерную особенность, его фирменный стиль.