Личные качества и черты характера

Содержание

Введение

1.1 Дата рождения

1.2 Родители

1.3 Под воздействие чего складывались его взгляды

1.4Характеристика эпохи

Личные качества и черты характера

2.1Личные качества, влияющие на его деятельность

2.2 мое отношение

Деятельность

3.1 основная деятельность

3.2 подвиги

3.3 результата его деятельности

Заключение

Мое мнение

Список литературы

Введение

"Когда ум и сердце,- говорил Серафим Саровский,- соединены будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека".

Актуальность проблемы данного исследования определяется необходимостью изучения более детально значения духовного наследия Серафима Саровского для возрождения России как неотъемлемой части русской культуры. Развитие православной духовной мысли и жизни в XIX столетии в России, как и в предыдущие века, во многом было связано с практикой христианского жития и, прежде всего, с практикой русского монашества. Русское монашество XIX века дало немало примеров истинного христианского подвига, которые служили образцом для понимания смысла жизни, поведения и повседневного бытия обычных, мирских христиан.

Слова преподобного Серафима Саровского "стяжите дух мирен" актуальны и по сей день, потому что мирный дух - это и стабильность самой личности, это и устройство семьи, это и целостность нашего Российского государства. Преподобный предвидел, что именно мирный дух - это та сила, которая будет способствовать духовному возрастанию нашего общества.

Нравственность зависит, прежде всего от нашей веры. Насколько глубоко мы проникаемся своим сознанием в нашу отеческую православную веру, настолько и получаем от наших святых молитвенную помощь. Именно православная вера создала наше отеческое государство, которое в течении тысячи лет свидетельствовало миру особый феномен связанности культуры и религии.

Прославляя святых, мы проникаем в нашу историю, в нашу государственность, и прежде всего мы осознаем себя сопричастниками к православной вере. Феномен русского монастыря и русского монашества является многоаспектным и далеко выходит за рамки одного только религиозного сознания и религиозного культа.

Несомненно, преподобный Серафим Саровский в разные эпохи отразил народные представления об идеале праведной жизни.

Без жития святых невозможно представить русскую культуру. История монашества в России тесно переплетаются с историей нашего Отечества. Значение жития святых сегодня велико и далеко выходит за рамки "удовлетворения религиозных потребностей верующих людей". Поэтому как в прошлом, так и сейчас православные в монастыри устремляются православные паломники и светские туристы, их не оставляют вниманием политики и деятели культуры. саровский монашеский святой

1.1 Дата рождения

Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 году в г. Курске в семье Исидора и Агафии Мошниных.

15 января 1833 года во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Божьей Матери Серафим Саровский скончался. Руки подвижника крестом были сложены на груди.

1.2 Родители

Отец и в особенности мать Преподобного отличались высоким благочестием: Исидор Мошнин слыл за человека чрезвычайно честного, с усердием занимавшегося в качестве подрядчика строительством храмов. Он имел лавку, кирпичные заводы и за­нимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий: церквей и домов. Также Исидор Иванович был знаменит честностью, твердою верой и истовым благочестием .

После смерти отца, по следовавшей, когда Прохору было 3 года, он остался на попечении матери, Агафии Фотиевны Мошниной, также благочестивой и милосердной женщины. Она была одарена и глу­боким разумом, и мужественною душою. Она любила раздавать милостыню и принимала особенно теплое участие в судьбе бедных девочек сирот. О любви ее к храмам свидетельствует тот факт, что по смерти мужа она одна в течение 15 лет следила за постройкой храма в честь преподобного Сергия, начатую ее мужем за 10 лет до смерти.

1.3 Под воздействие чего складывались его взгляды

Высота ее духовного настроения открывается и в истинно христианском чувстве материнской любви, побудившем ее не противиться желанию Прохора вступить на иноческий путь и благословить его на этот путь медным крестом, который Преподобный с благоговением носил на груди поверх одежды в течение всей своей последующей жизни. Прохор унаследовал высокие душевные качества своей матери, среди которых необходимо отметить особую любовь к Богоматери.

Прохор начал учиться грамоте и продолжал учение. Изучив Часослов и Псалтырь, он приступил к чтению Библии и книг духовного содержания. Уже в то время пробуждается в нем любовь к церковной службе, уединению и богомыслию и укрепляется в душе решение посвятить всю жизнь возлюбленному им от юности Христу. На восемнадцатом году жизни решение это окончательно созрело в душе юного Прохора.

Известны чудесные знамения, сопровождавшие детство Прохора: когда ему было три года, живший в Курске юродивый, имя которого восстановить не удалось, предрек его матери, что ее сын будет горячим молитвенником за весь мир; семилетним мальчиком он упал с вершины строившейся колокольни – и остался целым и невредимым. Большое влияние на Прохора в эту пору его жизни имел тот самый юродивый, который некогда предсказал Агафии Фотиевне, что ее младший сын станет молитвенником за весь мир. Часто беседуя с Прохором, он оконча­тельно укрепил его в духовной жизни.

1.4 Характеристика эпохи

Житие преподобного Серафима охватывает эпоху четырех царствований – Екатерины Великой, Павла I, Александра I и Николая I. Эта эпоха характеризуется постепенным проникновением и внедрением в русское общество тех новых веяний, которыми жила Западная Европа конца XVIII – начала XIX вв. Наряду с полной утратой веры в одной части общества, в русском обществе начала XIX в. получают распространение различные мистико-религиозные течения. В этом отношении видная роль принадлежит Русскому библейскому обществу (1812–1826 гг.). Общество это было основано при содействии Британского и иностранного библейского общества, созданного в 1804 г. и имевшего целью широчайшее распространение Библии, без каких бы то ни было примечаний или комментариев.

Личные качества и черты характера

2.1 Личные качества, влияющие на его деятельность

По природе сво­ей Серафим Саровский одарен был исключительными способно­стями светлого ума, сильной памяти, сердеч­ной впечатлительности, которые сохранились до самой смерти; поэтому, за что бы он ни брал­ся, он все усваивал быстро и прочно. Так было и с грамотой. По мудрому и благочестивому обычаю старых времен обучение начиналось с Часослова и Псалтири, а потом переходило к Библии, житиям святых и другим духовным книгам, питая знаниями ум, а благочестием -сердце. Прохор весьма скоро научился книж­ному искусству, и все свое свободное от молит­вы и занятий время отдавал чтению.

С самого детства он сделался серьезным. Как и многие иные святые, отрок чуждается обычных детских забав и игр, и ищет себе то­варищей, подобных по духу. Из них пять его друзей определят себя на иночество: двое из них уйдут с ним вместе в Саров, а двое других -в иные монастыри; и лишь один останется в миру, да и то потому, что на его попечении ос­танутся, по смерти родителей, пять братьев и три сестры. Истинно христианская обстановка жизни в родительском доме и отличавшие юного Прохора высокие душевные качества – доброе сердце, кроткий характер и ясный ум – были тем талантом, который получил при вступлении в жизнь богоизбранный подвижник. Как верный раб, трудами всей своей жизни он возрастил и удесятерил этот талант и с чистой совестью вернул его своему Владыке

.

2.2 мое отношение

Серафим Саровский для меня — человек, который глубоко познал людскую природу. Все, что происходило вокруг него он воспринимал естественным, никого никогда не осуждая. Мне кажется, люди страдают по невежеству, а не по злобе, потому что если бы они знали, как не страдать, не страдали бы. Серафим обрел это знание, мудрость, открыл для себя глубокое пониманием человеческой природы… Его поведение и образ жизни показывают, каков каждый из нас на самом деле, и в сравнении с ним лишаешься ложных представлений о себе. В этом смысле Серафим для меня — образ русского духовного учителя, который жил когда-то среди таких же, как мы.

Деятельность

3.1 основная деятельность

Вступая в обитель, юный Прохор горел жаждой духовных подвигов, являющихся, по учению св. Отцов и позднейших подвижников благочестия, в частности, преосв. Феофана Затворника, безусловно необходимым условием «для действительного усвоения оправдания Христова, для достижения богоуподобления, обеспечивающего человеку способность, воспри имчивость к богообщению»*, т. е., по слову преподобного Серафима, для достижения истинной цели христианской жизни – стяжания Святаго Духа Божия

Преподобный Серафим в своих духовных поучениях указывает на две стороны подвижнической жизни – деятельную и умозрительную.

Со времени своего вступления в Саровскую обитель Прохор пользовался духовным руководством строителя обители Пахомия и казначея обители старца иеромонаха Иосифа. С любовью и усердием исполнял молодой послушник возлагавшиеся на него послушания в хлебне , просфорне , столярне, затем в качестве будильщика и, наконец, в качестве пономаря. Свободное от послушаний и служб время Прохор посвящал чтению Слова Божия, ЧетьихМиней и святоотеческих творений – подвиг, который преподобный Серафим неослабно совершал с юношеских лет в течение всей своей жизни и который он признавал абсолютно необходимым для достижения духовного совершенства. С самого поступления в монастырь подвижник вел строго аскетический образ жизни: спал три-четыре часа в сутки, пищу вкушал один раз в день, в среду и пятницу совсем не принимал пищи.

В эти годы стремление к самоуглублению и уединенной беседе души с Богом, пробудившееся в Прохоре уже в годы ранней юности, принимает характер настоятельной потребности духа. По учению православной аскетики, такое постоянное усиленное и неизменное тяготение внутрь себя самого служит «наиболее выдающейся, основною и выпуклой особенностью в жизни христианского аскета». Видя это стремление юного послушника, его духовный руководитель, иеромонах Иосиф, благословил Прохора уединяться в свободное время в лес, где в густой чаще он совершал правило св. Пахомия Великого. В 1780 г. Прохор заболел водянкой. Болезнь длилась около трех лет. Отказавшись от предложения настоятеля Пахомия пригласить врача, Прохор попросил лишь об одном – исповедаться и причаститься Святых Таин, что и было исполнено. После принятия Святых Таин Прохор удостоился явления Божией Матери, которая посетила его с апостолами Петром и Иоанном и, обратясь к апостолу Иоанну, произнесла: «Сей – нашего рода». Затем, коснув шись жезлом бедра больного, она исцелила его от недуга. Следы раны всегда оставались на теле преподобного Серафима. Пройдя восьмилетний искус и проявив полную готовность к принятию иноческих обетов, в августе 1786 г. Прохор был пострижен иеромонахом Пахомием во иночество. При пострижении ему было дано имя Серафим, что значит «пламенный». 27 октября того же года Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Молодой инок вступил в новый период своей монашеской жизни. Все свое время он посвящал выполнению своих служебных обязанностей, проводя ночи накануне воскресных и праздничных дней в непрерывной молитве и сожалея лишь о том, что человек не может, подобно ангелам, непрерывно служить Богу. О достигнутой преподобным Серафимом в эти годы высоте умозрительной жизни свидетельствуют божественные видения, которых он неоднократно удостаивался в эти годы. Так, схиигумен Серафим, пребывавший в Саровской пустыне под своим мирским именем Иоанна Тамбовского и имевший возможность постоянно пользоваться наставлениями Преподобного, сообщает в своих воспоминаниях, что иеродиакон Серафим видел иногда во время церковных служб ангелов, служащих и поющих с братиею.

Постоянное стремление к уединенной созерцательной жизни, не оставлявшее преподобного Серафима от ранней юности, было наконец удовлетворено. В Саровской пустыне хранился, как драгоценная память, билет, выданный преподобному Серафиму обителью для беспрепятственного проживания в пустыне. В этом документе в качестве причины удаления иеромонаха Серафима на лесную дачу приводятся «неспособность трудиться в обществе» и болезнь. Нельзя не подивиться смирению подвижника, скрывшего свою жажду высших духовных подвигов под предлогом болезни и бессилия! Таким образом, основной причиной, побудившей преподобного Серафима вступить на путь пустыннической жизни, послужило стремление к уединенной жизни, посвященной богомыслию и молитве, а предлогом – болезнь.

3.2 подвиги

1.Послушничество
На третий год послушничества он заболел водянкой. Первые месяцы, превозмогая боль, он с прежним рвением нёс послушание. Но через полтора года окончательно слёг. Тело его распухло. Но болезнь Прохор переносил смиренно, ни разу никому не пожаловавшись и даже отказавшись от помощи врачей. Он не ослабил свой строгий пост, продолжая принимать пищу раз в сутки, а по средам и пятницам не питаясь вовсе. Испытание продолжалось три года, а исцелила его Сама Богородица: «Правую ручку положила мне на голову, а в левой-то ручке держала жезл и этим-то жезлом и коснулась убогого Серафима; у меня на том месте, на правом бедре-то, и сделалось углубление: вода-то вся в него и вытекла», - позже рассказывал о случившемся с ним видении сам преподобный.

2. Монашество

После восьми лет послушничества Прохор был пострижен в монахи под именем Серафим. Через несколько месяцев он стал иеродиаконом, и почти семь лет с присущим ему усердием исполнял свои обязанности. При этом он продолжал вести уединённую жизнь. Всё чаще по ночам он удалялся в келью, поставленную им в шести километрах он монастыря.
В этот период жизни с преподобным произошло сильное духовное потрясение. Однажды во время службы он увидел, как по воздуху храма идёт Иисус Христос в окружении Небесных Бесплотных Сил. Три часа Серафим простоял неподвижно, не в силах промолвить ни слова. После этого случая он стал ещё строже к себе – до той степени, что к 39 годам на его ногах появились раны, которые стали гнить.

3. Пустынножительство

По смерти игумена Пахомия, бывшего одним из духовных наставников инока Серафима, он удалился в свою уединённую келью и там начал новый подвиг – пустынножительство. Слава об отшельнике Серафиме ширилась, и его посещали люди – не меньше, чем лесные звери. Некоторые из посетителей видели, как преподобный из рук кормил большого медведя. Он кормил хлебом животных и птиц, при этом сам ничего кроме хлеба и овощей в пищу не принимал. Постепенно он ужесточал пост: сначала отказался от хлеба, а затем и от овощей, в течение трёх с половиной лет питаясь одной лишь травой сытью. А всю первую неделю Великого поста не ел совсем ничего.

4. Столпничество

Согласно житию, когда отец Серафим находился в своей уединённой келье, дьявол всячески искушал и страшил его: приводил к порогу кельи диких зверей, которые жутко выли, однажды обрушил к ногам отшельника огромный кряж дерева, являл ему гроб с мертвецом. Наконец, наслал на преподобного «хульные мысли и уныние». Чтобы не поддаться дьяволу, Серафим тысячу ночей, стоя на коленях на гранитном камне, взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». До тех пор он совершал подвиг столпничества, пока снова не открылись и не стали гноить старые раны на ногах.

5. Молчальничество

После нападения разбойников отец Серафим, выздоровев, избрал новый подвиг – молчальничество. Он не только не разговаривал ни с кем, но стремился и в мыслях отойти от земных дел и сосредоточиться на Боге. Потому в течение двух лет он жил в своей пустынной келье, храня обет молчания. А когда встречался ему человек, преподобный падал ниц и лежал до тех пор, пока встреченный не уходил.

6. Затворничество

Преподобному Серафиму было 55 лет, когда новый настоятель монастыря призвал его вернуться из пустыни и вновь поселиться в монастыре. Смиренный инок послушал игумена и, придя в монастырь, ушёл в затвор. Пять лет он жил в келье площадью в 2,5 квадратных метра. Питался толокном и капустой. В келью не пускал никого, даже высших церковных сановников.
Другие гости бывали у Серафима. Однажды после пяти дней молитвы ему было видение славы святых. «Если бы ты знал, – говорил преподобный, – какая сладость ожидает душу праведного на Небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения, клевету с благодарением»

7. Старчество

Через 15 лет затворничества преподобный сподобился увидеть Богоматерь в окружении апостолов. Она указала Серафиму на целебный источник. Открыв тот источник другим людям, святой отец завершил затворническую жизнь, и встал на путь старчества, последнего своего подвига.
Как прежде послушником и рядовым монахом, теперь старец Серафим усердно и всегда радушно принимал посетителей, число которых в праздничные дни доходило до пяти тысяч человек. «Батюшка мой, матушка моя, радость моя», - называл каждого сияющий тихим светом, неунывающий старец. «Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога», - учил преподобный.
За год и девять месяцев до кончины отец Серафим увидел последнее – двенадцатое – в жизни видение. Ему явилась Богородица в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова и четыре часа о чём-то беседовала с угодником..

3.3 результата его деятельности

Серафим» не оказал столь глубокого политического влияния на судьбы России, как великие святители прошлого, и в особенности как игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский; но благодатное воздействие его на души ежедневно притекавших к нему тысяч людей в не меньшей мере способствовало приближению жизни русского общества к заветам Христовым, чем деятельность этих славных подвижников. Со всех концов России приходили к святому угоднику жаждущие духовного утешения люди. В монастырской келье или в сосновом бору неподалеку от обители они находили согбенного старца в белом ветхом балахончике с медным распятием на груди. Всех он принимал с любовью, всем кланялся до земли, сам целовал, благословляя, руку всякого человека, даже закоренелого грешника называл он «радость моя», провидя в нем божественный дар – его бессмертную душу, каждого в любое время года приветствовал словами: «Христос воскресе!» Нередко одна лишь такая встреча производила полный переворот в душе посетителя.Но особенно глубокое воздействие оказывала на души людей его беседа.

Заключение

Вся жизнь Серафима Саровского была одним неослабным горением, стремлением к одной ясно осознанной и решительно поставленной перед собою цели: стяжанию Духа Святаго Божия. Эта же цель, достигнутая им в результате испытанной почти полувековой борьбы с врагом спасения, была поставлена им и перед всем человечеством, и перед каждым человеком в отдельности. Стремление приблизить людей к достижению этой высшей цели жизни проникает все поучения Преподобного, особая сила которых состоит в том, что каждое из них является результатом живого личного духовного опыта подвижника. В своем воздействии на мирян преподобный Серафим не вводил что-то новое, необычное, но лишь стремился воскресить тот былой подвижнический идеал мирской жизни, который, как мы попытались показать в введении к этой работе, господствовал до XVIII в. Подобно древним подвижникам, он напоминал, что высший смысл жизни мирянина тот же, что и у монаха, а именно стяжание Святаго Духа. Воздействие преподобного Серафима на его эпоху было очень велико. Тысячи людей ежедневно уходили от него, испытав состояние духовного перерождения, и распространяли его поучения в самых отдаленных уголках России. По слову современника, «он сеял семя на сердца тысяч людей, и быть не может, чтобы от такого сеятеля не произшли плоды в ведомых и неведомых сердцах»*. Другой современник свидетельствует, что преподобный Серафим уже в то время был известен всей России**. Материнские заботы преподобного Серафима о русском народе не прекратились и после его кончины.

Мое мнение

Я считаю, что Серафим Саровский не зря причислен к лику святых.
Серафим всегда был занят какой-то работой, считая, что таким образом можно приблизиться к Богу. Он завещал окружающим не осуждать других и быть требовательным к себе. Святой говорил о том, что нужно радоваться тому, что имеешь, не говорить, а делать и никогда не опускать руки. Именно основываясь на этой информации, люди молятся перед иконой Серафима Саровского, чтобы не поддаваться искушениям и получить силы для выхода из сложных ситуаций.

.

Список литературы

1.ВОЛНЯНСКИЙ Н. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. ЖМП, 1947, № 8.

2.ЕЛАГИН Н. В. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. 6е изд. собственной Саровской обители. М., 1903.

3.ДЕНИСОВ Л. И. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, М., 1904.

4.ЗАРИН С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т. I. СПб, 1907.

5.КОЖЕВНИКОВ В. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. Ч. 2, М., 1910.

6.ЛЕВИТСКИЙ Н. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. Журнал «Душеполезное чтение», июль, август и декабрь. М., 1904.

7.ИЕРОМОНАХ МИХАИЛ. Вопросы веры и жизни. СПб., 1908.

8.ПОСЕЛЯНИН Е. Преподобный Серафим Саровский чудотворец. СПб., 1908 г.

9.ПЫПИН А. Н. Религиозные движения при Александре I. Пг., 1916.

10.СХИИГУМЕН СЕРАФИМ. Сказания о жизни старца Божия иеромонаха Серафима. СПб., 1913. 11.АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ). Летопись Серафимо-Дивеевско го монастыря. СПб., 1903.

Наши рекомендации