I. Организация и проведение наблюдений
Содержание
Пояснительная записка 5
I. Организация и проведение наблюдений 7
1.Ориентировочная схема фиксации результатов наблюдений 14
2.Наблюдение за отношением детей к занятиям 17
II. Метод беседы 19
1.Методика выявления представлений детей о правдивости путем беседы по рассказу 21
2.Методика проведения беседы на тему «Как по-вашему, что такое дружба?» 22
III.Организация экспериментальной работы по проблеме нравственного развития ребенка 24
1.Методика изучения взаимных оценок детей дошкольного возраста 24
2.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к сверстникам 27
3.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к малышам 28
4.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей-дошкольников по отношению к взрослым(к воспитателю) 29
IV.Методики на выявление эмоционального состояния ребенка - дошкольника 31
1.Рисунок несуществующего животного + методика М.З. Дукаревич 31
2.Методика изучения самоотношения и самопринятия 32
3.Рисунок «Плохой и хороший ребёнок» 34
4.Тест «Добро, Зло и Я» 35
5.Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон) 37
6.Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ). 38
7.Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека 43
8.Методика «Тест-рисунок» 44
9.Методика «Лестница» 46
10.Методика «Три желания» и «шапка-невидимка» 46
11.Методика «Акт добровольцев» 46
12.Методика сферограммы «Фантастический выбор», направленная на выявление круга интересов и духовных потребностей ребенка 47
13.Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет) 49
V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе 51
1.Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» 55
2.Методика определения динамики настроения в группе 59
3.Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности 60
VI.Анкетирование воспитателей и родителей 63
1. Анкета для воспитателя 63
2. Анкета для родителей 65
Литература 68
Пояснительная записка
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.
Дошкольники 3 — 5 лет уже могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. Ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.
Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т.п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить таких, которые на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимания воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности не исказили в дальнейшем траектории их развития. Чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания от общения с другими детьми, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре его личности.
Осуществляя диагностическую работу, воспитатель выполняет психотерапевтическую функцию. Рисунки, свободные сочинения, беседы с детьми — все эти формы работы нравятся детям, потому что соответствуют основным жизненно важным потребностям их возраста: способствуют положительным отношениям с людьми, свободному самопредъявлению, заинтересованности в положительной оценке взрослого и в его индивидуально адресованном внимании. С диагностикой связана и коррекционная работа, цель которой исправление непродуктивных форм поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в разрешении конкретных жизненных ситуаций. Диагностические процедуры также имеют и развивающее значение,так как в ходе выполнения заданий ребёнок получает возможность самовыражения, творчества, самопознания, личностной активности.
Таким образом, диагностический этап в работе имеет как самостоятельное, так и вспомогательное значение. Овладение методами изучения ребёнка значительно расширит поведенческую гибкость и психологическую компетентность воспитателя, станет условием творческого выполнения им деятельности и профессионального роста.
Воспитатель может воспользоваться всеми предложенными диагностическими процедурами для самодиагностики. Интерес к самоисследованию и самопознанию повысит степень внимания взрослого к личностным проявлениям детей, позволит научиться интерпретировать и понимать их слова и поступки, эмоционально откликаться на проявления внутреннего мира другого человека.
II. Метод беседы
В отличие от объективного наблюдения беседа рассматривается как вспомогательный метод изучения ребенка. С помощью беседы можно выявить особенности нравственных представлений, мотивы поступков и отношений детей. Она применяется для получения необходимых сведений о ребенке от воспитателей и родителей, а также при изучении отдельных сторон деятельности воспитателя (мотивов, интересов и т. д.). Однако материал, полученный таким способом, не всегда достоверен и точен, поэтому он сопоставляется с объективными данными, приобретенными в ходе наблюдения или экспериментов. Так же, как и наблюдение, данный метод отличается кажущейся простотой и доступностью. На самом деле его применять не так легко. От того, как исследователь подготовлен к беседе, как он ее организует и как истолковывает ответы, во многом зависит научная достоверность полученного материала и воспитывающее значение этого метода. В исследовании с помощью беседы сложных нравственных свойств личности ребенка особенно важно учесть следующие (рекомендации:
1) Необходимо заранее продумать цель, главный предмет беседы, составить план, определить участников, время и место проведения беседы. Особенно внимательно следует отнестись к вопросам, которые будут заданы детям, воспитателям и родителям: по форме они должны быть четкими, понятными, однозначными, но не шаблонными; не должны содержать внушения; по содержанию — соответствовать цели и предмету исследования; по построению — логически последовательными, дополняющими друг друга,
2) В процессе беседы сохраняется естественность условий, создается обстановка доверия, непринужденности с целью расположить испытуемых к откровенному разговору; учитываются индивидуальные особенности ребенка, соблюдаются требования педагогического такта со стороны исследователя. Для этого рекомендуется заблаговременно придумать повод для беседы (.прочитанный рассказ, конкретный жизненный случай, просмотренный фильм и т. д.).
3) Ответами детей нельзя пользоваться как заведомо достоверными источниками знаний, их нужно обязательно сопоставлять с объективными факторами, полученными методами наблюдения и эксперимента.
4) В случаях, когда дети обнаруживают неверные представления и суждения, необходимо исправлять ошибки и объяснять, как надо понимать то или иное событие, явление.
5) Ответы испытуемых фиксируются в протоколах или опросных листах, составленных по .заранее продуманной форме, с обозначением даты проведения беседы, с сохранением максимальной и точной записи ответов и особенностей поведения испытуемого; протоколы заполняются в зависимости от условий проведения беседы или в момент самой беседы (под каким-либо предлогам), или же сразу после нее, чтобы обеспечить естественность в отношениях исследователя и испытуемого.
Беседа может проводиться как до, так и после применения других объективных методов в соответствии с общим планом исследования. Обработка и оформление данных, полученных методом беседы, проводятся и при использовании метода наблюдения путем выбора наиболее типичных ответов, их сопоставления по содержанию (качественный анализ) и по критериям частоты повторений характерных факторов, времени, затраченному испытуемым на продумывание ответов, и т. д. (количественный анализ).
При изучении уровня развития детских представлений о каком-либо правиле поведения применяется балльная система оценок полученных ответов, позволяющая сопоставить уровни разных детей или уровень одного и того же ребенка в начале исследования и в конце, после проведенной с ним работы
Результаты беседы (для всей группы испытуемых) заносятся в таблицу 4.
Таблица 4
Фамилия, имя ребенка | Дата беседы | Содержание ответов | Поведение испытуемого | примечание | |||
1-й вопрос | 2-й вопрос | 3-й вопрос | 4-й вопрос | ||||
Поведение ребенка
(действия, поступки, словесные высказывания, эмоциональная реакция)
При объяснении правила «не мешать взрослым работать» | Во время работы воспитателя | При поощрении | При осуждении |
Рисунок «Плохой и хороший ребёнок»
Материал:лист бумаги, разделённый на три части, и четыре карандаша: красный, синий, чёрный, коричневый.
Инструкция:«Лист разделён на три части. Нарисуй в первой части плохого ребёнка чёрным и коричневым карандашами. Во второй части — хорошего ребёнка красным и синим карандашами, а в третьей части — себя любыми карандашами, которыми захочешь».
Анализ рисунка:
I.Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам — ребёнок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребёнок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший — большого размера, тщательно.
II. Автопортрет выполнен красным и синим карандашами — высокая степень с самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать — незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.
III. Автопортрет выполнен преимущественно чёрным и коричневым карандашами, фигура плохо про рисована, части тела непропорциональны — означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и одобрения взрослых.
IV. Автопортрет достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены чёрным и коричневым цветом — означает критичность по отношению к себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получить их одобрение.
Более полное представление можно получить сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребёнка, соответствует ли он полу ребёнка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы на занятиях.
Тест «Добро, Зло и Я»
Позволит получить представление о характере усвоения ребёнком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.
Материал:у каждого ребёнка лист белой бумаги и по три вырезанных кружка разного диаметра: красного, синего, чёрного цвета (большой, средний и маленький).
Инструкция:
1 вариант:
«Представь себе, что лист бумаги — это вся твоя жизнь, всё, что тебя окружает. Три кружка красного цвета — это «Добро», три кружка синего цвета — «Ты сам», три кружка чёрного цвета означают «Зло». Расположи на листе, где «Ты», где «Добро», где «Зло». Можешь выбрать подходящий размер кружка».
2 вариант:
Ребёнку дают лист бумаги и три разных карандаша, повторяют предыдущую инструкцию и предлагают нарисовать «Добро», «Себя», «Зло» такого размера, которого он захочет, и на том месте, где захочет. Этот вариант удобен для работы в группе, так как рисунок фиксирует место расположения кружков, что важно для интерпретации результатов.
Анализ результатов:
I. Расстояние «Я» ближе к «Добру» и далеко от «Зла» — самоощущение позитивное, правильно расставлены нравственные акценты.
П. Расстояние «Я» ближе ко «Злу» — тревога и наличие не отреагированных отрицательных эмоций, страхи, повышенная невротизация, особенно если «Зло» больше по величине.
III. Величина «Я» меньше других кружков — незащищенность, тревожность, подавленность.
IV. Все три кружка пересекаются — наличие противоречивых чувств, сложность внутренних переживаний, тревожность.
V. Отсутствие какого-либо изображения. Необхо
димо выяснить, почему. Отсутствие «Зла» может озна
чать вытеснение негативного опыта, психическую
травму, страх; отсутствие «Добра» — непонимание
нравственных категорий, отсутствие позитивных ресур
сов. Отсутствие «Я» — неуверенность и непринятие се
бя, эмоциональное отвержение.
Методика «Лестница»
Эта методика включает в себя задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дается рисунок лестницы и говорится, что идее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу — самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший — плохой», «умный — глупый» и др. Методика направлена па выявление уровня самовосприятия и самооценки ребенка.
Методика «Акт добровольцев»
Методика «Акт добровольцев» рассчитана на практическо-действенный свободный выбор. Детям предлагается избрать поведение, в котором реально проявляются их ценностные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто хочет сделать доброе дело? Кто мог бы поработать для общего блага? и т. д. При этом исключаются агитация, психологическое давление на личность и какая-либо оценка в адрес избранного поведения.
В предложенном варианте поведения уже присутствует позитивное отношение к ценностному объекту (человеку, труду, школе, малышам, обществу), но педагог не может в данной ситуации дать свою оценку этому положительному выбору, чтобы не привносить оценочную мотивацию в выбор детей.
Непременно предварительно подыскивается действительное дело — небольшое но объему и краткое по времени. Дети, сделавшие позитивный выбор, его исполняют. Педагог, если планирует воспроизвести данную методику в будущем, не акцентирует внимания на произошедшем. Но цифровое выражение выбора, произведенного детьми, фиксирует, чтобы иметь основание делать вывод об изменениях и социальном развитии воспитанников.
Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет)
Цель: Выявить, как ребенок воспринимает место в семье, семью в целом.
Необходимо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе. :Материал: лист белой бумаги 21x29, 6 цветных карточек (разные).
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Время не ограничено (до 40 минут).
В протоколе отметить: последовательность нарисованных деталей, пауза более 15 секунд, стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции и их связь с изображением (задумывается).
После рисования задать 7 вопросов:
1. Кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Кто из них самый счастливый?
5. Кто самый несчастный?
6. Почему?
Если бы соревновались, кто бы выиграл, ты или брат? Эксперт предлагает ребенку 6 ситуаций: 3 — отражения негативных, 3 — отражения позитивных чувств. Например:
1.Представь себе, что у тебя два билета в цирк.
Кого ты возьмешь с собой?
2.Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один за
болел.
Кто он?
3.Ты строишь из конструктора дом, вырезаешь бумажные платья для кукол. У тебя не получается.
Кого ты позовешь на помощь?
4.У тебя билеты на мультфильмы, но на один меньше, чем
членов семьи.
Кто останется дома?
5.Представь, что ты попал на необитаемый остров.
С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное .мою. Вся семья села играть, но вас на один человек больше, чем требуется по правилам.
Кто не будет играть?
Педагог анализирует структуру рисунка, интерпретирует особенности, графическую презентацию (выражение) членов семьи; процесс рисования.
Изображение полной семьи. Если в рисунке отражен конфликт, члены семьи, не связанные друг с другом, то ребенок испытывает чувство отверженности, покинутости, большой уровень тревожности.
В рисунке анализируется следующее: состав семьи — если уменьшение членов, то она для ребенка эмоционально не значима или он испытывает отрицательное отношение к ней; изображение животных показывает, что ребенок хочет выйти из позиции опекаемого; отсутствие в рисунке самого ребенка показывает отсутствие общения в семье; расположение членов семьи — если заняты одной деятельностью, означает общность; особенности изображаемых людей, детали тела, декорирование (детали одежды, украшение), количество используемых цветов: при позитивном отношении прорисовываются все детали, используются разные цвета, при негативном отношении показателем является половая принадлежность самого ребенка, пропуск частей тела; изображение зубов, пальцев, ногтей означает агрессию ребенка; кого рисует первым — наиболее значимый человек плюс как будет прорисовывать, если стирает — конфликтное отношение, остановки т— сомнения, включать в рисунок или нет.
V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе
Человек, компетентный в общении, прежде всего устанавливает определенную атмосферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.
Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей (рабочем коллективе, семье, школьном классе и т. п.). Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
1) отношениями между воспитателем и детьми;
2) отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать и проанализировать групповую ситуацию. Для этого можно использовать следующую форму анализа.
Обстановка в группе
1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
2. Почему я так думаю?
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Анкета для воспитателя
1. Для воспитателя детского сада (заполняется письменно самим воспитателем или экспериментатором)
2. Автобиографические данные:
3. Фамилия, Имя, Отчество.
4. Возраст
5. Стаж работы в дошкольных учреждениях .
6. Образование
7. Должность
8. Мотивы выбора профессии воспитателя и совершенствования квалификации:
· Почему вы выбрали для себя именно профессию педагога дошкольного учреждения?
· Чем она больше всего привлекает сейчас, когда у вас накопился практический опыт?
· Как вы совершенствуете свою квалификацию? Что вас побуждает это делать?
8.Трудности в работе воспитателя:
· Вспомните, что больше всего затрудняло вашу работу с детьми в начале педагогической деятельности?
· Что в воспитательной работе сейчас труднее всего? Чем вы это объясняете?
· Воспитание каких черт личности в ребенке доставляет вам больше
трудностей? С чем это связано?
9. Условия, необходимые для успеха:
· Каких знаний и умений вам особенно не хватает для практической работы?
· Какими нравственными качествами должен обязательно обладать воспитатель?
· Отсутствие каких нравственных качеств мешает лично вам в работе?
Анкета для родителей
Семья с ее своеобразным, только ей присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроем ее членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка. Для уточнения наблюдений со стороны воспитателя родителям можно задать вопросы, сформулированные в виде анкеты. Родителей просят охарактеризовать сон, аппетит и эмоциональное состояние (настроение) их ребенка, отвечая на следующие вопросы:
1.Как он засыпает?
Быстро;
медленно;
требует, чтобы с ним сидели;
требует, чтобы не гасили свет.
2. Как спит?
Крепко, спокойно;
неспокойно;
вскрикивает;
плачет;
разговаривает во сне.
3.Как просыпается?
Сразу;
не сразу.
4.В каком настроении просыпается?
Веселый, спокойный;
раздражительный;
грустный;
в слезах.
5. Как он ест?
Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам;
неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.
6. Замечаете ли вы проявления страха у вашего ребенка?
Да;
иногда;
нет.
7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
В темной комнате;
при наказаниях, окриках;
при недовольстве взрослых его поведением;
когда слушает страшную сказку;
когда видит собаку, змею;
без видимой причины.
8. Как проявляется страх у ребенка?
Плачет;
убегает;
впадает в ярость; зовет взрослых; справляется сам.
9. Чему радуется ваш ребенок?
10. Что вызывает у него огорчение?
11. На что он обижается?
12. Как быстро проходят у него переживания?
Быстро;
не очень быстро;
через длительное время.
13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?
Да;
редко;
нет.
14. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?
Доброжелательный интерес;
агрессивность;
индифферентность.
15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
Доброжелательность;
агрессивность;
индифферентность.
16. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
Да;
не всегда;
нет.
17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
Да;
не всегда;
нет.
18. Каким образом он отстаивает свои интересы?
Находит аргументы;
упрашивает;
вежливо требует;
агрессивно требует;
Целесообразно заполнить такие анкеты и родителям, и воспитателям. Это позволит более точно определить причины эмоционального неблагополучия каждого ребенка, выявить его поведенческие реакции на одни и те же ситуации дома и в саду.
Кроме того, необходимо иметь сведения о психологическом климате в семье, отношении родителей к ребенку, их воспитательной активности.
Литература
1. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448с.
2. Тищенко П.Н. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог: «Антон», 1995 – 176с.
3. Юдина Е.Г. Педагогические диагностики в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – 144 с.
4. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
Содержание
Пояснительная записка 5
I. Организация и проведение наблюдений 7
1.Ориентировочная схема фиксации результатов наблюдений 14
2.Наблюдение за отношением детей к занятиям 17
II. Метод беседы 19
1.Методика выявления представлений детей о правдивости путем беседы по рассказу 21
2.Методика проведения беседы на тему «Как по-вашему, что такое дружба?» 22
III.Организация экспериментальной работы по проблеме нравственного развития ребенка 24
1.Методика изучения взаимных оценок детей дошкольного возраста 24
2.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к сверстникам 27
3.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей по отношению к малышам 28
4.Методика изучения первых проявлений чувства долга у детей-дошкольников по отношению к взрослым(к воспитателю) 29
IV.Методики на выявление эмоционального состояния ребенка - дошкольника 31
1.Рисунок несуществующего животного + методика М.З. Дукаревич 31
2.Методика изучения самоотношения и самопринятия 32
3.Рисунок «Плохой и хороший ребёнок» 34
4.Тест «Добро, Зло и Я» 35
5.Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон) 37
6.Методика по выявлению эмоционального состояния ребенка (дом — дерево — человек, или ДДЧ). 38
7.Методика по выявлению понимания ребенком-дошкольником эмоциональных реакций человека 43
8.Методика «Тест-рисунок» 44
9.Методика «Лестница» 46
10.Методика «Три желания» и «шапка-невидимка» 46
11.Методика «Акт добровольцев» 46
12.Методика сферограммы «Фантастический выбор», направленная на выявление круга интересов и духовных потребностей ребенка 47
13.Методика «Рисунок семьи» (4 до 9 лет) 49
V. Методики на определение атмосферы (климата) в группе 51
1.Методика по определению избирательного отношения между детьми. Игра «Секрет» 55
2.Методика определения динамики настроения в группе 59
3.Методика изучения особенностей проявления эмоционального отношения детей друг к другу в зависимости от разных форм организации их совместной продуктивной деятельности 60
VI.Анкетирование воспитателей и родителей 63
1. Анкета для воспитателя 63
2. Анкета для родителей 65
Литература 68
Пояснительная записка
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия для того, чтобы избежать опасности. Когда ребенок грустен или разгневан, это означает, что у него что-то не в порядке. Когда ребенок радуется, когда он выглядит счастливым, это значит, что все хорошо в его мире. Эмоции ребенка — это «послание» окружающим взрослым о его состоянии.
Дошкольники 3 — 5 лет уже могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. Ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? И что такое плохо?». Если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций, как положительных, так и отрицательных, пресна и бесцветна.
Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т.п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема настолько обострена, что создает трудности воспитателю. Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить таких, которые на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимания воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности не исказили в дальнейшем траектории их развития. Чем раньше мы обратим внимание на возникшие у ребенка отрицательные переживания от общения с другими детьми, тем легче сможем избежать их закрепления в структуре его личности.
Осуществляя диагностическую работу, воспитатель выполняет психотерапевтическую функцию. Рисунки, свободные сочинения, беседы с детьми — все эти формы работы нравятся детям, потому что соответствуют основным жизненно важным потребностям их возраста: способствуют положительным отношениям с людьми, свободному самопредъявлению, заинтересованности в положительной оценке взрослого и в его индивидуально адресованном внимании. С диагностикой связана и коррекционная работа, цель которой исправление непродуктивных форм поведения, снятие эмоционального напряжения, помощь в разрешении конкретных жизненных ситуаций. Диагностические процедуры также имеют и развивающее значение,так как в ходе выполнения заданий ребёнок получает возможность самовыражения, творчества, самопознания, личностной активности.
Таким образом, диагностический этап в работе имеет как самостоятельное, так и вспомогательное значение. Овладение методами изучения ребёнка значительно расширит поведенческую гибкость и психологическую компетентность воспитателя, станет условием творческого выполнения им деятельности и профессионального роста.
Воспитатель может воспользоваться всеми предложенными диагностическими процедурами для самодиагностики. Интерес к самоисследованию и самопознанию повысит степень внимания взрослого к личностным проявлениям детей, позволит научиться интерпретировать и понимать их слова и поступки, эмоционально откликаться на проявления внутреннего мира другого человека.
I. Организация и проведение наблюдений
Метод наблюдения применяется как самостоятельный апробированный практикой многих исследований способ изучения, позволяющий видеть необходимые факты поведения ребенка в естественных условиях.
Варианты задач для метода наблюдения:
1. Установить наличие (или отсутствие) у ребенка нравственных представлений, способы поведения, формы нравственных переживаний, связанные с изучаемой стороной процесса становления личности (коллективизм, гуманизм, дружба и т. д.).
2. Выявить особенности нравственных проявлении (представлений, форм переживании, способов поведения), обусловленные возрастом, индивидуальностью ребенка, условиями его воспитания.
3. Изучить характер происходящих изменений, успехов в развитии отдельных нравственных качеств личности ребенка под влиянием специально применяемых воспитательных мер педагогического воздействия.
План (или программа) наблюдения должен быть детальным. В нем отражаются следующие моменты:
1. Кто из детей будет объектом наблюдения? По какому принципу производится отбор детей?
2. Сроки проведения наблюдения (график).
3. В каких возрастных группах, с кем из работников детского сада или родителей будет проводиться наблюдение?
4. За какими формами проявлений личностных свойств предполагается вести наблюдение (высказывания, действия и поступки детей, эмоционально-выразительные формы поведения)?
5. В каких типичных ситуациях, в процессе каких видов деятельности, с учетом каких условий организуется наблюдение?
6. Как будут фиксироваться факты в ходе наблюдения: в дневнике, в форме протокола, по какой схеме, с применением каких технических средств (фотографирование, киносъемка, магнитофонная запись)?
7. В каком порядке будет проводиться предварительная и окончательная обработка материала (количественный и качественный анализ)? Какое будет графическое оформление результатов наблюдений, какие виды иллюстраций будут использованы?
Немаловажное значение для успешного проведения работы имеет правильная постановка самого процесса наблюдения. Первое, на что нужно обратить внимание при использовании метода наблюдения, является объективность (фотографичность) при описании замеченных фактов. Поскольку наблюдение является определенным способом познания внутренних, психических явлений через действия, поступки и высказывания, очень важно уметь не только точно зафиксировать факты, но и разглядеть за внешними формами поведения ребенка их внутреннюю, психологическую сторону; мотивы поступков, особенности детских нравственных представлений, переживаний, привычных способов поведения и отношения к окружающим. Чтобы поведение ребенка было обычным, непосредственным, от исследователя требуется сохранение естественной обстановки, в которой дети не замечали бы проведения наблюдений и их фиксации.
Другим, не менее важным условием правильной организации наблюдения является непременное педагогическое воздействие на вое замеченные отрицательные факты поведения ребенка, связанные с нарушением установленных правил взаимоотношений с товарищами, со взрослыми. Как было уже сказано, изучая ребенка, нужно в то же время его и воспитывать.
И наконец, для получения более достоверного фактического материала в процессе наблюдения нужно всегда учитывать особенности ситуации, а также особенности поведения ребенка в тот момент, когда он, совершая какой-либо поступок, высказывая свое мнение, выражает эмоциональное отношение к кому-либо.
Приведем пример наблюдения за поведением детей во время игры с целью выявления уровня воспитанности, нравственной готовности детей к школе.
В один из моментов игры (на 35—40-й минуте) воспитатель говорит о том, что ему нужно поработать, а дети должны играть самостоятельно и обращаться к нему лишь в тех случаях, к