Наблюдение за отношением детей к занятиям

Дополнительный диагностический материал вос­питатель получает, наблюдая за поведением детей на занятиях. Отношения к занятиям оцениваются по се­мибалльной шкале.

1. Положительное, заинтересованное поведение, активность, включенность, сохраняется интерес после окончания занятия, преобладают радость, восторг: «+3» балла.

2. Заинтересованность и участие проявляются в доброжелательном отношении, в выполнении всех не­обходимых действий, в активности: «+2» балла.

3. Ребенок участвует в занятии, не проявляя ярких позитивных чувств, но при этом сохраняет интерес и не «выпадает», не отвлекается: «+1» балл.

4. Интереса к занятию нет, не включается, не от­вечает на вопросы, бездействует, задания не выполня­ет: «О» баллов.

5. Быстро устает, невнимателен, начинает мешать, не выполняет заданий, проявляет негативные эмоции, скуку, стремится прилечь, уйти в сторону: «-1» балл.

6. Мешает другим, рассеян, не включён, заданий не выполняет, толкается, ссорится с детьми, проявляет негативные стороны поведения: «-2» балла.

7. Занятия напрягают, сжимается в комок, смотрит исподлобья, старается уйти от общения, эпизодов вни­мания не наблюдается, тревожен, защитно-оборони­тельная позиция, неконтактен: «-3» балла.

Первые три формы поведения означают положи­тельное отношение к занятию и отличаются разной степенью интенсивности. Наблюдение за развитием положительной динамики в отношениях детей к заня­тиям очень важно для воспитателя, таким образом он получает обратную связь — знание о том, правильно ли он работает на каждом занятии. Эти знания помогут ему внести необходимые коррективы в темп, содержа­ние и другие моменты занятий.

Нулевое отношение к занятию (если оно не связа­но с недомоганием и конкретным настроением в дан­ный момент) означает неготовность к участию в разви­вающей программе (но это не значит, что ребёнка нужно исключить из группы, само участие в ней эту готовность развивает). Воспитателю следует в свобод­ное время уделить ребёнку внимание, помочь ему включиться в занятия.

Отрицательное отношение к занятиям — свиде­тельство определенных проблем в развитии личности ребёнка. При подборе детей в группу следует следить за тем, чтобы количество детей с негативной направ­ленностью не превышало число детей с позитивным отношением к занятиям. Негативистов лучше включать в уже сформированную группу со сложившимся эмо­ционально-психологическим климатом. Прийти к та­кому выводу воспитатель может на основании всех по­казателей, которые будут получены для каждого ребён­ка на этапе диагностики.

II. Метод беседы

В отличие от объективного наблюдения беседа рассмат­ривается как вспомогательный метод изучения ребенка. С помощью беседы можно выявить особенности нравствен­ных представлений, мотивы поступков и отношений детей. Она применяется для получения необходимых сведений о ре­бенке от воспитателей и родителей, а также при изучении от­дельных сторон деятельности воспитателя (мотивов, интере­сов и т. д.). Однако материал, полученный таким способом, не всегда достоверен и точен, поэтому он сопоставляется с объективными данными, приобретенными в ходе наблюдения или экспериментов. Так же, как и наблюдение, данный метод отличается кажущейся простотой и доступностью. На самом деле его применять не так легко. От того, как исследователь подготовлен к беседе, как он ее организует и как истолковы­вает ответы, во многом зависит научная достоверность по­лученного материала и воспитывающее значение этого ме­тода. В исследовании с помощью беседы сложных нравствен­ных свойств личности ребенка особенно важно учесть сле­дующие (рекомендации:

1) Необходимо заранее продумать цель, главный предмет беседы, составить план, определить участников, время и ме­сто проведения беседы. Особенно внимательно следует от­нестись к вопросам, которые будут заданы детям, воспита­телям и родителям: по форме они должны быть четкими, понятными, однозначными, но не шаблонными; не должны со­держать внушения; по содержанию — соответствовать цели и предмету исследования; по построению — логически по­следовательными, дополняющими друг друга,

2) В процессе беседы сохраняется естественность условий, создается обстановка доверия, непринужденности с целью расположить испытуемых к откровенному разговору; учиты­ваются индивидуальные особенности ребенка, соблюдаются требования педагогического такта со стороны исследователя. Для этого рекомендуется заблаговременно придумать повод для беседы (.прочитанный рассказ, конкретный жизненный случай, просмотренный фильм и т. д.).

3) Ответами детей нельзя пользоваться как заведомо до­стоверными источниками знаний, их нужно обязательно со­поставлять с объективными факторами, полученными мето­дами наблюдения и эксперимента.

4) В случаях, когда дети обнаруживают неверные пред­ставления и суждения, необходимо исправлять ошибки и объяснять, как надо понимать то или иное событие, явле­ние.

5) Ответы испытуемых фиксируются в протоколах или опросных листах, составленных по .заранее продуманной фор­ме, с обозначением даты проведения беседы, с сохранением максимальной и точной записи ответов и особенностей пове­дения испытуемого; протоколы заполняются в зависимости от условий проведения беседы или в момент самой беседы (под каким-либо предлогам), или же сразу после нее, что­бы обеспечить естественность в отношениях исследователя и испытуемого.

Беседа может проводиться как до, так и после примене­ния других объективных методов в соответствии с общим пла­ном исследования. Обработка и оформление данных, полученных методом беседы, проводятся и при использовании метода наблюдения путем выбора наиболее типичных отве­тов, их сопоставления по содержанию (качественный анализ) и по критериям частоты повторений характерных факторов, времени, затраченному испытуемым на продумывание отве­тов, и т. д. (количественный анализ).

При изучении уровня развития детских представлений о каком-либо правиле поведения применяется балльная систе­ма оценок полученных ответов, позволяющая сопоставить уровни разных детей или уровень одного и того же ребенка в начале исследования и в конце, после проведенной с ним работы

Результаты беседы (для всей группы испытуемых) зано­сятся в таблицу 4.

Таблица 4

Фамилия, имя ребенка Дата беседы Содержание ответов Поведение испытуемого примечание
1-й вопрос 2-й вопрос 3-й вопрос 4-й вопрос
               

Наши рекомендации