Логопедическая работа над связной речью
Коррекционная работа над развитием связной монологической речи учащихся с дизорфографией учитывает основные этапы формирования языковых операций при порождении связного текста.
Содержание направлений логопедического воздействия опирается на психологическую структуру процесса порождения связных высказываний и состояние умений и навыков данного процесса у младших школьников с дизорфографией. При этом детей учат анализировать изображение на картинке, выделять главное и второстепенное, находить причинно-следственные отношения. Работа с серией картинок способствует выработке умения располагать отдельные сюжетные изображения в определенной последовательности событий и явлений. Ответы на вопросы логопеда по содержанию отдельных картинок, пересказ частей текста формирует умение удерживать в памяти смысловую программу всего сообщения.
Наконец, работа по развитию внутреннего программирования отдельных высказываний, внугреннего программирования связных высказываний, по формированию языкового оформления речевого высказывания ведет к перекодированию каждого элемента смысловой программы в языковую форму. 196
Основу коррекционного обучения школьников с дизорфог-рафией составляют два направления:
— развитие внутреннего программирования;
— формирование языкового оформления речевого высказывания.
6.1. Развитие внутреннего программирования
6.1.1. Формирование внутреннего программирования связных высказываний
А. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием диалогигеской реги. Материал — сюжетная картинка «На речке». Учащемуся предлагается познакомиться с содержанием картинки и ответить на следующие вопросы:
— Куда пришли ребята?
— Что они делают? Как можно сказать иначе? (Резвятся, бултыхаются, прыгают, барахтаются, плещутся, шалят, брызгаются).
— Что делает собака?
— Какое настроение у детей? Почему ты так решил?
— Какое время года изображено на картинке? Как ты догадался?
— Какой мы составили текст? (Текст-повествование.)
— Как его озаглавим?
Б. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием диалогигеской формы реги. Материал — серия сюжетных картинок «Защитник». Учащийся должен рассмотреть серию картинок и ответить на следующие вопросы:
— О чем будет рассказ?
— Что произошло сначала? (За кошкой гнались собаки.)
— Кого увидела кошка? (Осла.)
— Где она увидела осла? (На лугу.)
— Что сделала кошка? (Кошка прыгнула ослу на спину.)
— А что сделали собаки? (Собаки бросились на осла.)
— Что произошло дальше? (Осел защитил кошку от собак.)
— Как можно назвать осла? (Защитником.)
— Какой мы составили текст? (Повествование.)
— Как мы его озаглавим? (Защитник.)
Далее ребенку предлагается составить рассказ «Защитник». Картинки не убираются. В случае затруднений задаются наводящие вопросы по содержанию сюжетной картинки.
6.1.2. Развитие внутреннего программирования отдельных высказываний (глубинно-семантического структурирования)
Логопедическая работа по развитию структурирования учитывает этапы формирования умственных действий детей (по П. Я. Гальперину). Умственное действие сначала формируется во внешнем плане (с использованием материальных опор: условных обозначений, схем, идеограмм), затем — в речевом плане. Далее логопедическое воздействие осуществляется в умственном плане, то есть мыслительные действия выполняются про себя.
Младшие школьники с дизорфографией при составлении предложений различной структуры не учитывают структурно-семантические отношения словоформ. В связи с этим первоначальные этапы логопедической работы включают традиционные приемы составления предложений по схемам. Тренировочные упражнения опираются на уровень сформированное™ речи ребенка и включают одно-три предложения. Логопед задает вопросы по сюжетной картинке, помогая определить субъект действия (кто?), предикат (что делает?) и объект действия (что?). Уточняются условные обозначения, которые соотносятся с персонажами и действиями, изображенными на картинке:
Мальчик собирает грибы.
Предлагается по аналогии составить предложения к другим картинкам. При этом схемы предложений выкладываются под соответствующими картинками.
Формирование глубинно-семантической структуры у младших школьников с дизорфографией учитывает последовательность появления различных типов предложений в он-198
тогенезе и осуществляется в следующей последовательности (по Р. И. Лалаевой):
1) субъект — предикат;
2) субъект — предикат — объект;
3) субъект — предикат — локатив (место действия);
4) субъект — предикат — объект — объект;
5) субъект — предикат — объект — локатив;
6) субъект — предикат — локатив (орудие действия);
7) атрибутивные отношения словоформ в высказывании.
Особое место занимает работа над содержанием изображения на картинке. С помощью вопросов («Кто это?», «Что это?») уточняется субъект действия. Далее выделяется объект действия и отношения между ними.
Таким образом, логопедическая работа направлена, прежде всего, на актуализацию предикатов и включает следующие упражнения.
1. Определение грамматика-синтаксигеской отнесенности слов (с опорой на сюжетную картинку). Логопед показывает картинку и называет предложение Малъгик катается на лыжах. Учащийся должен показать соответствующую схему предложения.
2. Определение грамматико-синтаксигеской отнесенности слов на слух. Логопед называет предложение. Учащемуся предлагается отобрать из нескольких образцов соответствующую схему, обосновать свой выбор.
\ 3, Развитие операций грамматигеского структурирования [ (с использованием одного из субъектов). Логопед указывает на | определенный персонаж картинки и называет его, а затем про-|сит ребенка составить предложение.
г 4. Развитие синтаксигеских представлений (с использованием двух структурных компонентов высказывания). Логопед I называет слова: имя существительное, глагол (щенок, бежать); |имя существительное, имя прилагательное, глагол (цветок, по-Iлевой,расти); глагол, наречие (говорить, громко). Затем он про-|сит придумать предложения с этими словами. В случае затруд-I нений предлагается образец предложения и его схема. I 5. Развитие синтаксигеских представлений (с опорой на не-I сколько компонентов высказывания). Материал — слова: вело-I 199
сипеды, дорога, мчаться, лесная, ребята. Учащемуся предлагается придумать предложение, используя названные логопедом слова.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся с дизор-фографией (в частности, включение в лексикон качественных и притяжательных имен прилагательных, наречий, местоимений) создает базу для дальнейшей работы по распространению двусоставного предложения, по формированию умения составлять сложные предложения, делать обобщения и выводы. Усложнение структуры предложения предполагает совершенствование навыков словоизменения и словообразования.
6.2. Формирование языкового оформления речевого высказывания
Логопедическое воздействие опирается, прежде всего, на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. В специальной литературе отмечается, что переход к самостоятельному пересказу и рассказу возможен лишь после усвоения предметных отношений (на уровне отдельных предложений).
Коррекционная работа по развитию связной речи направлена на формирование сукцессивных (последовательных) процессов, развернутых операций и умственных действий, а также симультанных (одновременно протекающих) процессов. При становлении внутреннего программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст в процессе речевого общения ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развития у школьников симультанных процессов.
На основании теории поэтапного формирования умственных действий первоначальный этап коррекции включает большое количество схем, идеограмм, таблиц, графических схем, 200
раздаточного материала, облегчающих усвоение семантической структуры текста.
Коррекционная работа предполагает выполнение следующих упражнений, которые проводятся по традиционной методике:
1. Описание предметов по основным признакам,
2. Развернутое описание предметов с включением различных признаков (микротем).
3. Сравнительное описание предметов.
4. Развитие умений пересказывать текст.
5. Развитие умения работать с деформированным текстом.
6. Рассказ по сюжетной картинке.
7. Самостоятельный рассказ.
Развитию языкового оформления текста способствует называние слов текста, наиболее характерных для описания того или иного персонажа или действия; подбор синонимов к описываемым предметам и явлениям; продолжение рассказа своими словами.
В. Г. Борботько выделяет три типа тематической прогрессии текста:
а) линейная структура (тема каждого последующего предложения повторяет рему (новое) предыдущего);
б) структура с постоянной темой (тема каждого последующего предложения уточняет тему предыдущего);
в) структура деривационная (темы предложения, следующие друг за другом, происходят от одной общей «гипертемы», темы всего абзаца, главы и т.д.).
Анализ данных, полученных нами в результате экспериментальной работы по выявлению симптоматики и механизмов дизорфографии у младших школьников с ОНР (IV уровень), свидетельствует о необходимости формирования и совершенствования деривационной структуры текста как наиболее нарушенной у учащихся с данной патологией. Приведем отдельные упражнения по развитию связной речи у школьников, страдающих дизорфографией.
А. Подробный пересказ текста. Материал — рассказ «Длиннохвостые разбойники». (Третий класс.)
ДЛИННОХВОСТЫЕ РАЗБОЙНИКИ Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.
Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около нее две сороки. Они то взлетят, то сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила она нас и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.
Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать там его непременно найдет.
По Г. А. Скребщкому
I. Чтение текста. Логопед просит ребенка внимательно прослушать рассказ, прочитать текст вслух (или про себя), выполнить задания и ответить на вопросы.
II. Работа над семантикой текста.
— Понравился ли тебе рассказ? За кого ты волновался?
— Почему дрались зайчиха и сороки? (Сороки напали на зайчонка.)
— Как зайчиха защищала его? (Смело, отважно, мужественно.)
— Зачем люди отнесли зайчонка в кусты? (В кустах его не заметят хищники.)
III. Анализ структуры текста.
— Какой текст по типу речи? (Текст-повествование.)
— Обоснуй свой ответ. (В тексте рассказывается о чем-то.)
— Прочти первое предложение. Какова его роль в тексте-повествовании? (Она вводит нас в содержание рассказа.)
— Сколько частей в рассказе? (Три.)
— Прочти вслух первую часть. О чем в ней говорится? (О том, что сороки тревожно застрекотали.)
— Как можно ее озаглавить? (Сороки тревожно застрекотали.) Ребенок (или логопед) записывает план в тетради.
— Прочти вторую часть. Какую картинку ты представил? Озаглавь ее. (Драка зайчихи с сороками.)
— Прочти третью часть. О чем в ней рассказывается? (О том, как прохожие спрятали зайчонка.)
— Как можно ее озаглавить? (Спасение зайчонка.) План записывается учеником (логопедом) до конца.
— Прочти последнее предложение. Скажи, какую роль оно выполняет-в тексте? (Им заканчивается повествование.)
— Как называется текст? Почему автор дал ему такое название? Кто такие разбойники? (Люди, промышляющие грабежом, разбоем.)
— Как еще можно озаглавить текст? IV. Языковой анализ текста.
I часть текста.
— Когда произошел случай, описанный автором? Где?
— Прочитай третье предложение. Назови первое слово предложения. (Вдруг.)
— Почему автор начинает предложение с данного слова?
— Как стрекотали сороки? (Тревожно.)
— Объясни значение этого слова. (Вести себя беспокойно, мешать кому-то.)
II часть текста.
— Прочти первое предложение. (Вышли мы на лужайку.)
— Почему оно начинается со слова вышли? (Люди шли сна-чала по лесу, а затем оказались на поляне.)
— Прочти второе предложение. Для чего вместо слова «лу-жайка» автор использовал слово лужок? (Чтобы не повторять слово лужайка дважды.)
— Назови слова, которые указывают на героев описывае-мых событий. (Мы (прохожие), зайчиха, сороки.)
— Назови слова, которые передают действия зайчихи. (Ме-чется, наскакивает, заметила.)
— Скажи, как ты их понимаешь? (Мечется — прыгает бес-: порядочно, суетливо, в разных направлениях; находится в вол-
нении, смятении. Наскакивает — набрасывается с разгону. За-метила — увидела, обнаружила.)
— Назови слова, характеризующие действия сорок. (Взле-тят, сядут, улетели.) К слову сядут подбери родственные сло-ва.
— Почему зайчиха тоже скрылась от людей? (Потому что увидела, заметила людей.)
— Почему автор использует глагол «поскакала»? Какую роль играет приставка по- ? (Люди видят, как удаляется зайчиха.)
— Что сделали сороки? (Они улетели, потому что тоже увидели людей.)
III часть текста.
— Прочти первое предложение. Кто лежал в ямке? (Зайчонок.)
— Объясни, почему зайчонок не мог выбраться из ямки? (Потому что был крошечный, очень маленький.)
— Скажи, какой знак стоит в конце предложения и почему? (Автор объясняет, почему так необычно вели себя зайчиха и сороки.)
— Прочти третье предложение. (Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты.)
— Объясни значение прилагательного ближайшие. (Ближайшие — самые близкие, находящиеся рядом, неподалеку.)
— Прочти последнее предложение. Почему автор использует наречие непременно? Каким словом можно его заменить? (Потому что зайчиха обязательно найдет своего малыша. Его может покормить, согреть своим теплом и другая самка).
V. Орфографигеская работа.
Ученику предлагается найти и назвать слова на пройденные правила правописания, объяснить свой выбор; к отдельным словам подобрать родственные.
VI. Самопроверка.
Б. Развитие умения сжато пересказывать текст. Материал — текст «Орел». (Третий класс.)
ОРЕЛ
Орел свил гнездо на большой дороге и вывел детей. Однажды около дерева работал народ. Орел подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу.
Орел сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орел устал. Он не мог летать. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как бы просила их чуть подождать. Но птенцы кричали.
Тогда орел полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него опять была рыба. Орел огляделся, сел на край гнезда и накормил детей.
По Л. Н. Толстому
I. Чтение текста. Ученику предлагается прослушать текст, прочитать его вслух и ответить на вопросы:
— Понравился тебе рассказ?
— За кого ты волновался?
П. Работа над семантикой текста. Учащийся выполняет задания и отвечает на вопросы:
— Какая опасность угрожала птенцам?
— Почему орел не мог лететь за кормом? (Он очень устал.)
— Как вели себя птенцы? (Они кричали.)
— Они были сыты? Когда их накормил орел? III. Анализ структуры текста.
— Какой это текст по типу речи? (Текст-повествование.)
— Объясни, почему ты так решил? (В нем рассказывается об орле и орлятах, о том, что с ними однажды произошло.)
— С какой целью Л. Н. Толстой написал рассказ? (Он хотел вызвать внимательное и доброе отношение к братьям нашим меньшим, птицам.)
— Какова основная идея текста? (Нужно оберегать природу.)
— Прочти заголовок текста. (Орел.) Орел — это сильная и хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом. Она живет в горах или в степи.
— Как можно по-другому озаглавить текст? (Орлята спасены. Родительская любовь. Заботливый папа.)
Логопед предлагает составить план текста. Он обращается к ученику:
— Прочти I часть рассказа. О каком важном событии хотел сказать автор? (Птенцы остались без рыбы).
— Кого собирался накормить орел?
— Что сделали люди? Почему?
— Озаглавь I часть. (Жестокость людей.)
— Прочти II часть текста. Что делали орлята? (Птенцы просили есть.)
— Как вел себя орел? Почему? (Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Он просил птенцов подождать, потому что устал и не мог лететь за едой.)
— Птенцы успокоились? (Нет, они продолжали кричать, так как были голодными.)
— Озаглавь II часть рассказа. (Птенцы просят есть. Усталый орел и голодные птенцы.)
— Прочти III часть. О чем говорится в этой части? (О том, как орел все же накормил своих птенцов.)
— Куда полетел орел за добычей? (К морю.)
— Когда он вернулся к птенцам? Почему? (Орел вернулся в гнездо поздно вечером. Он долго охотился, потому что не так-то просто поймать в море рыбу.)
— Озаглавь III часть. (Птенцы накормлены. Птенцы спасены.) IV. Языковой анализ текста.
I часть текста.
— Прочти первое предложение. Где орел свил гнездо? (На дереве, около большой дороги.)
— Что означает глагол подлетел? (Приблизился, но не успел еще сесть.)
— Почему автор использовал именно этот глагол?
— С какой целью автор использовал глагол «увидели»? (Чтобы показать неожиданность, мгновенность, быстроту происходящего.)
— Что означает глагол выронил? (Нечаянно упустил.)
II часть текста.
— Прочти первое предложение. Что значит просить? (Обращаться с просьбой о чем-нибудь.)
— Прочти второе предложение. Что означает слово корм? (Это пища для животных.)
— Как могли себя чувствовать птенцы? (Они хотели есть-Им было неуютно, грустно.)
— Что при этом могут делать птенцы? (Жалобно пищать, раскрывать клювики, вытягивать шеи, махать крылышками.)
— Прочти четвертое предложение. Как ты его понимаешь? (Птица очень устала, выбилась из сил. Орел не имел возмоЖ" ности больше лететь.)
— Прочти пятое предложение. Почему автор использовал глагол прикрыл?
— Что означает глагол ласкать? (Проявлять нежность, любовь, доброе отношение.)
— Почему орел так себя вел?
— Каким словом можно заменить наречие гуть? (Немного.)
— Как вы представляете себе эту сцену? III часть текста.
— Прочти первое предложение. Как иначе можно сказать, изменив наречие тогда? (В таком случае орел полетел к морю.)
— Для чего автор использовал наречие тогда? (Для связи второй и третьей части текста.)
— Почему орел отправился за добычей?
— Прочти второе предложение. Почему Л. Н. Толстой употребляет в этом предложении местоимение он? (Чтобы избежать повтора слова орел.)
— Для чего автор использовал наречие «поздно»? (Л. Н. Толстой хотел показать, что большая часть вечера уже прошла. Орел очень долго охотился.)
— Прочти третье предложение. Скажи, что хотел подчеркнуть автор словом опять? (Орел еще раз, снова поймал птенцам рыбу.)
— Съели ли орлята рыбу, пойманную до этого? Почему?
— Прочти четвертое предложение. Что означает глагол оглядеться? (Посмотреть вокруг себя.)
— Почему орел огляделся? (Он хотел убедиться, что поблизости нет людей. Из-за них орел уронил рыбу накануне.)
— Почему орел сел на край гнезда? (Чтобы не раздавить птенцов. Орел — крупная птица.)
— Какое значение имеет приставка на- в глаголе накормил? (Глагол с этой приставкой приобретает значение завершенности действия, то есть птенцы, наконец, наелись.)
V. Орфографигеская работа.
1. Назови слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением. (Орел, дороге, около и др.)
2. Объясни написание слов с проверяемыми безударными гласными и вставь пропущенные буквы в слова: гн...здо,
б...льшой, дер...ва, подл...тел, к...гтях, бр...сать, к...мнями, выр...нил, пр...сили, л... екать, пт...нцы, кр...чали, веч...ром, огл...делся, нак...рмил, д...тей.
3. Назови слова с приставками.
VI. Самопроверка.
В. Работа с деформированным текстом (с использованием картинок). Материал — текст «Как галчонок есть научился», части которого напечатаны на трех карточках и серия сюжетных картинок. (Третий класс.)
КАК ГАЛЧОНОК ЕСТЬ НАУЧИЛСЯ Галчонок научился самостоятельно есть для всех неожиь данно. Сел он как-то во_время обеда маме на край тарелки и клянчит, чтобы его покормили. Но мама внимания не обращает, ест суп с лапшой.
Вот зачерпнула полную ложку. С нее длинная лапшинка свесилась. Поднимает ложку тихо, чтобы не расплескать суп. Вдруг_галчонок как подпрыгнет, цап лапшинку с ложки. Потряс в клюве, как червяка и съел. Начал вниз в тарелку заглядывать — откуда такие вкусные вещи виднеются.
Мама решила зачерпывать в ложку лапшу и понемножку приподнимать над тарелкой. Галчонок наклонялся все ниже и ниже, а потом стал хватать лапшинки прямо, из тарелки. Вот и одолел всю премудрость еды!
По Г. А. Скребицкому
I. Работа с картинками. Учащемуся дается задание рассмотреть серию сюжетных картинок «Как галчонок есть научился», разложенных в беспорядке, и расположить их в логической последовательности. Затем ученик должен рассказать обо всем, что на них изображено, с помощью следующих вопросов:
— Какой будет текст? Почему ты так решил? Сколько в нем будет частей?
— О чем говорится в первой части? Где сидел галчонок во время обеда?
— Что делала мама?
— О чем идет речь во второй части? Придумай галчонку имя. Что он сделал?
— Какой момент изобразил художник? (Галчонок схватил лапшинку с ложки.) На кого похожа лапшинка? (На червяка, гусеницу.)
— Каким словом можно заменить глагол схватил? (Утащил, стянул, украл.)
— Какие эмоции у детей вызвало поведение галчонка?
— Чем закончилась эта история?
— О чем ты составил текст? (О том, как галчонок учится есть. Тема текста: «Галчонок научился есть».)
— Что в рассказе забавного, смешного?
— О чем хотел сказать художник, нарисовав эти картинки?
— Прочти название серии картинок.
П. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается прочесть три части текста, напечатанные на карточках. (Текст может состоять из предложений, представленных в беспорядке.) Затем ребенок объясняет, составляют ли прочитанные им предложения связный текст и почему.
III. Языковой анализ текста,
— Прочитай I часть текста. Объясни значение наречий самостоятельно и неожиданно.
— Какое значение приобретает наречие как-то во втором предложении? (В значении «однаждь!».)
— Прочти основную часть текста. Почему автор использовал глагол цап в третьем предложении? (Чтобы показать неожиданность действий галчонка.)
— Какими словами можно заменить наречие понемножку! (Понемногу, небольшими частями, порциями.)
— Какое значение имеет глагол приподнимать! (Не очень высоко поднимать.)
— Почему автор использовал именно этот глагол? (Чтобы показать, насколько маленьким и неопытным был птенец.)
— Как ты понимаешь значение глагола одолел! (Затратил много труда, сил и научился чему-то.)
— Каким словом можно заменить существительное премудрость! (Что-то мудреное, трудно понимаемое.) Подбери к слову премудрость родственные слова. (Мудрость, мудрый, премудрый.)
8 Зак 4492 209
IV. Орфографигеская работа. Ребенок объясняет написание тех слов, в которых подчеркнуты гласные или согласные буквы (используются графические изображения.)
V. Списывание текста. Ученику предлагается вспомнить памятку о правилах списывания текста. Далее логопед читает текст, учащийся сверяет его с образцом.
VI. Самопроверка.
Г. Работа с деформированным текстом. Речевой материал — текст «Перелетные птицы» (напечатан на карточках в двух вариантах: в деформированном и в правильной последовательности).
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем, их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.
Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.
Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели и отправились в путь.
По Л. А. Кассилю
I. Работа с деформированным текстом. Ученику предлагается выполнить задания и ответить на следующие вопросы:
— Прочти. (Дается деформированный текст.)
— Можно ли данные предложения назвать текстом? Обоснуй свой ответ. (Между ними нет логической и композиционной связи.)
— Для восстановления текста прочти предложения еще раз и определи порядок предложений с помощью цифр. ,,
(В случае затруднений предлагается следующий план: 1. Трудный перелет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь.)
— Прочти предложения в том порядке, который ты определил. О чем говорится в тексте? (О трудном перелете перепелок.)
— Перепела — это маленькие серенькие птицы. Они живут обычно в поле, являются родственниками куропаток.
— Назови тему текста. (Перелет перепелок.)
— Назови главную мысль текста. (Как люди оказали помощь в трудном перелете перепелок.)
II. Работа со структурой текста.
— Какой это текст по типу речи? Обоснуй свой ответ. (Текст-повествование. В рассказе развертывается действие, для этого используется много глаголов. Первое предложение указывает на продолжение действия в последующих предложениях. Последнее завершает описываемое событие.)
— Назови глаголы-действия. (Летели, бороться, присели, насыпали, отдохнули, стали клевать, вышло, обогрелись, взлетели, отправились.)
— Прочти название текста. Какое заглавие можешь придумать ты? (Трудный перелет. Случай с перепелками.)
III. Языковой анализ текста.
I часть текста.
— Подбери родственные слова к прилагательному перелетные. (Лет, полет, лечу, летать, летательный, летчик.)
— Вспомни и назови первое предложение. (Из теплых стран летели домой перепелки.)
— Почему автор использует глагол летели? (Чтобы показать продолжительность действия.)
— Прочти второе предложение. Что такое буря? (Это ненастье, очень плохая погода, когда дует сильный ветер. На море поднимаются высокие волны.)
— Как ты понимаешь глагол застигла? (Внезапно захватила, застала.)
— Прочти третье предложение. Как маленькие птицы борются с ветром? (Они стараются не упасть в воду и не сбиться с пути. Для этого птицы чаще машут крыльями.)
II часть текста.
— Прочти первое предложение. (Они присели отдохнуть на мачты корабля.)
—Почему автор использовал местоимение они? (Чтобы избежать повтора слова птицы.)
— С какой целью Л. А. Кассиль использовал глагол присели? (Чтобы указать на короткий, недлительный отдых птиц.)
— Объясни, что такое мачты? (Это высокие столбы для парусов на судне.)
— Объясни значение существительного палуба. (Это горизонтальное перекрытие в корпусе корабля.)
— Как ты понимаешь значение существительного крошки? Подбери к нему родственные слова. (Крошить, крошечный, окрошка, крошиться.)
— Почему автор использовал именно это существительное? (Чтобы показать, насколько малы перепела.)
— Прочти следующее предложение. Для чего писатель использовал существительное корм? (Чтобы избежать повтора существительных крошек и семегек.)
III часть текста.
— Прочти первое предложение. (Вот вышло солнышко.) Какую роль выполняет частица вот в данном предложении? (Действие происходит как бы перед глазами писателя.)
— Прочти второе предложение. (Море успокоилось.) Почему Л. А. Кассиль использовал нераспространенное предложение? (Чтобы показать быстроту перемены погоды.)
— Прочти третье предложение. Назови слова, которые передают действия перепелок. (Обогрелись, взлетели, отправились.) Объясни значение глагола отправились. (Улетели, направились в путь.)
— Каким словом можно заменить существительное путь? (Дорога, направление, маршрут.)
IV. Орфографигеская работа.
1. Ученику предлагается прочитать и объяснить правописание слов: перепелки, бороться, мачта, крошек, семечек, перышки.
2. Учащийся получает задание найти и назвать слова с приставками; объяснить, как можно сгруппировать данные слова. (Работа с текстом.)
V. Запись текста.
VI. Самопроверка.