Логопедическая работа с детьми и взрослыми

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Основы общей и специальной педагогики»

на тему:

«Работа с семьей, имеющей ребенка с дефектами развития»

Выполнила студентка курса

Очно-заочной формы обучения

Величко Н. Н.

Проверил:

Елагина Е.Р., проф.

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….стр.2-3

2. Экспериментальные исследования

кандидата психологических наук Ткачевой В. В.

«Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей

с отклонениями в развитии»……………………………………………..стр.4-6

3. Психокоррекционные техники и средства

направленные на помощь семьям, воспитывающим детей

с отклонениями в развитии………………………………………………стр.7-9

4.Программа «Перезагрузка», направленная на

работу с семьями, воспитывающими детей

с ограниченными возможностями. …………………………………….стр.10-13

5.Заключение……………………………………………………..………стр.14

6. Литература……………………………………………………………..стр.15

Введение

Как повествуют источники, на современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ (дефектами развития) и их родителями.

Согласно статистическим данным в России проживает около 600 тысяч детей с инвалидностью. И неизвестно, сколько еще в России проживает детей, родители которых по тем или иным причинам не оформили инвалидность. С какими же проблемами чаще всего сталкиваются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями? Основная проблема - это постоянный стресс родителей, они совершенно не подготовлены к рождению ребёнка с нарушениями в развитии и при этом не знают, как себя вести. Очень часто отцы покидают семью, не справляясь с возникающими трудностями, а матери вынуждены брать всю заботу о ребёнке и семье на себя. Из-за этого возникает комплекс проблем и в результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации. Существуют и сопутствующие проблемы, которые ещё больше утяжеляют ситуацию:

· Социальная исключённость;

· Дезинтеграция семейной системы и внутрисемейных отношений;

· Депривация в отношениях между родителями и ребенком;

· Повышенная тревожность и мнительность;

· Родители затрудняются определить свою конкретную роль в новых сложных условиях жизни;

· Незнание психологических особенностей и возможностей своего ребёнка;

· Медицинские проблемы и проблемы реабилитации;

· Социально-профессиональные проблемы;

· Гиперопека родителей над детьми.

Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс и в «терапевтическую среду», сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации.

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Традиционно, специалисты образовательных коррекционных учреждений считают достаточным дать родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей.

Более того, многими родителями эти рекомендации игнорируются. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Именно это не позволяет им осуществлять в оптимальной форме взаимодействие со своими детьми.

Опыт работы многих детских учреждений, направленных на взаимодействие с семьей детей с ОВЗ, показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями включает в себя:

· - мониторинг психологического климата в семье;

· - мониторинг проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних условиях;

· - оказание консультативной и практической помощи.

Главной целью такой работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

С отклонениями в развитии»

Для более четкого понимания поставленной проблемы я беру материалы экспериментальных исследований конца 90-х годов на базе специальной школы-интерната № 20 для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальной школы № 486 для детей с тяжелой степенью умственной отсталости, а также Детского Восстановительного Центра "Аист" г.Москвы.

Автор научной работы «Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии» кандидат психологических наук Ткачева Виктория Валентиновна.

Испытуемыми являлись воспитанники специальных детских школьных учреждений и их родители. Эксперимент проводился в течение ряда лет: на базе ДВЦ "Аист" с 1993 г., а в специальных школьных учреждениях с 1996 г.

Целью исследования было определение основных направлений психологической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития (умственно отсталых и страдающих детским церебральным параличом).

В исследовании принимали участие родители детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития и воспитанники специальной школы-интерната № 20. Исследование и апробация методики проводились в течение шести лет. В качестве предмета изучения в исследовании были избраны: динамика изменений родительско-детских отношений в данной категории семей и динамика изменений эмоционально-личностных особенностей детей с тяжелыми отклонениями в развитии под воздействием оптимизации личностных характеристик их родителей.

Специфика нарушений у детей экспериментальной группы характеризовалась следующими расстройствами:

-выраженными двигательными нарушениями (параличами, парезами, насильственными движениями, множественными контрактурами, костными деформациями);

-психическими расстройствами - тяжелой и средней степенью умственной отсталости и грубой задержкой психического развития, а также выраженными эмоциональными нарушениями (агрессивностью, аффективными реакциями, нарушениями поведения);

-грубыми речевыми нарушениями - выраженными дизартрическими расстройствами, моторной и сенсомоторной алалиями, отсутствием речи.

Психологические особенности детей рассматривались как травмирующие психику родителей. Так, интеллектуальный дефект детей оказывал особое дестабилизирующее воздействие на психику их родителей. Будучи ведущим, интеллектуальный дефект является для родителей умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, т.к. для данной аномалии, несмотря на возможную позитивную динамику, в целом, исключается возможность полного выздоровления ребенка, его полной адаптации в социуме.

Исследование личностных особенностей родителей больных детей осуществлялось путем использования специально подобранного блока методик. При этом, в первую очередь, учитывалась валидность методик к выделению личностных особенностей родителей.

С целью описания эмоционально-личностных характеристик детей экспериментальной группы была разработана специальная схема -"Характеристика эмоционально-личностных особенностей детей с тяжелыми отклонениями в развитии". Полученные с помощью "Характеристики" результаты были подвергнуты стандартизации, что позволило объективировать данные о детях. Выявленные особенности эмоционально-личностной сферы детей с множественными нарушениями развития указывали на:

-примитивизм эмоциональных реакций; -низкую мотивацию к общению; -несформированность волевой сферы;

-несформированность реакций подражания ( в поведенческой и других сферах);

-несформированность способов коммуникации детей как на вербальном, так и на невербальном уровне;

-низкий уровень сформированности навыков. Данные, полученные экспериментальным путем, позволили разработать рекомендации по оказанию психологической помощи этой категории семей. Предлагаемый подход состоит из двух этапов: -психологического исследования родителей и детей; -коррекционной методики, базирующейся на двух стратегиях работы (формирования адекватных способов взаимодействия матери с больным ребенком и психокоррекционного направления).

В результате всестороннего психологического изучения личностных особенностей родителей аномальных детей было выявлено, что под воздействием длительного психотравмирующего стресса они претерпевают изменения, выражаемые в определенной степени личностных нарушений. Качественный анализ этих нарушений у большей части испытуемых выявил импульсивно-инертный характер реагирования и обозначил тенденцию к резистентностии усиленной сопротивляемости к фрустрирующему воздействию стресса. Были определены также лица группы "риска".

Одновременно исследование внутриличностных, межличностных и внутрисемейных нарушений свидетельствует об их деформирующем влиянии на аномального ребенка, супругу или супруга, других членов семьи или чужих лиц. В связи с этим большая часть обследуемых рассматривали свои внутрисемейные отношения как неоптимальные.

Взаимосвязи в диаде мать - ребенок-инвалид в большинстве случаев у лиц, склонных к резистентности по отношению к воздействию социальной среды, определялись ими как оптимальные или с тенденцией к гиперопекаемым отношениям.

Дифференцированный подход к специфике личностных нарушений у родителей детей-инвалидов позволил выделить три группы матерей, различающихся определенными индивидуально-типологическими особенностями:

· Первая группа объединяет безынициативных лиц, оправдывающих незнанием или неумением собственную бездеятельность в отношении развития ребенка. Эти матери не понимают того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не биологического дефекта, а их собственной несостоятельности.

Особенностью таких родительниц является стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами. Эти матери оказываются несостоятельными при выполнении воспитательных мероприятий. Им чрезвычайно трудно организовать выполнение ребенком режима дня или домашних заданий. Они проявляют инертность или слабость, а также непоследовательность в использовании различных приемов поощрения и наказания. Им свойственна гиперболизация проблем ребенка, некритичность оценки его возможностей.

· Во вторую группу включены родительницы, которые принимая решения относительно своего ребенка, руководствуются только своими собственными убеждениями вопреки советам других значимых лиц. Эти матери обладают стойким желанием найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. Родительницам, относящимся к этой группе, характерны авторитарные формы взаимодействия со своим ребенком и неравномерность применения воспитательных мер. Одновременно им свойственно неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля за импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах.

· У родительниц третьей группы проявляются черты как первой, так и второй категорий. Для них характерны более частые смены полярных настроений (то безудержная радость, то глубочайшая депрессия, вызванная незначительным поводом), склонность к ипохондрической фиксации эмоциональных состояний, предрасположенность к соматическим заболеваниям. Некоторые из них в большей степени проявляют тенденцию к доминированию, как и родительницы второй группы.

С отклонениями в развитии.

Выделение дифференциальных групп родителей в вышеописанном исследовании дало возможность определить выбор психокоррекционных техник и средств. В предлагаемой методике выделяется два направления работы.

· Первое направление - формирование адекватных способов взаимодействия матери с больным ребенком.

· Второе направление - коррекцию психологического состояния матерей.

Первое направление ориентировано на переструктурирование жизненных ценностей матери больного ребенка путем ее личного участия в его развитии. Активизируя деятельность матери больного ребенка и направляя ее на взаимодействие с ним, психолог корректирует эмоциональную сферу матери. Этот процесс способствует нейтрализации длительной фрустрации матери больного ребенка и одновременно служит базой для коррекции неадекватных родительско-детских и межсупружеских взаимоотношений.

Особое значение в данном контексте приобретает роль психолога, который помогает матери больного ребенка преодолеть отчаяние и страх и побуждает ее к творческому поиску новых путей и новых возможностей ее ребенка.

Целью психокоррекционного направления является формирование нового жизненного стереотипа у родителей ребенка-инвалида. Такой подход позволяет гармонизировать их внутреннее состояние и найти новую "социальную нишу" для себя и своего ребенка. В рамках этого направления были разработаны тематика и содержание психокоррекционных занятий.

С целью переосмысления жизненных позиций родительниц была разработана и успешно прошла апробацию специальная форма проведения групповых занятий в виде обсуждения типичных жизненных ситуаций, хорошо знакомых родительницам. Психотерапевтический эффект при проведении дискуссий достигался с помощью специально написанных рассказов. В рассказах описывались ситуации, включающие типичные личностные и поведенческие реакции родительниц и других лиц. По характеру построения были выделены два типа рассказов: рассказ-образец и проблемный рассказ. Одновременно рассказы были систематизированы и по тематике. Были выделены три направления, по которым организовывались обсуждения:

-проблемы, касающиеся взаимодействия между матерью и ее больным ребенком;

-проблемы, касающиеся взаимодействия между диадой мать-ребенок и отцом ребенка;

-проблемы, касающиеся взаимодействия между диадой мать-ребенок и другими членами семьи или чужими лицами.

Для достижения максимального коррекционного эффекта широко использовались тематические опросники, арттерапия, аутотренинг, различные формы релаксации.

Были также разработаны принципы комплектации и наполняемости психокорекционной группы. На наш взгляд, наиболее эффективной формой работы являются частично "открытые" группы, в которых не исключаются из состава группы те ее члены, которые по уважительным причинам отсутствуют на некоторых занятиях. По количественному составу наиболее оптимальными являются группы, состоящие из 5-7 человек или малокомплектные группы, состоящие из 2-3 человек.

Анализ данных, полученных в результате проведенной психокоррекции, позволил убедиться в эффективности разработанной методики. Родительницы, прошедшие курс экспериментальных коррекционных занятий, сумели, несмотря на огромные психологические трудности, найти в себе новый творческий потенциал и направить его на взаимодействие со своим ребенком. Личностный рост матерей больных детей проявился в оптимизации их психологических состояний, стремлении правильно понимать проблемы своего ребенка и свои собственные, умении проявить терпимость, выдержанность и такт, а если того требуют обстоятельства, и решительность.

При оценке эффективности апробируемой методики использовались объективные и субъективные критерии. К первым относятся: оптимизация результатов при повторном исследовании у отдельных лиц; стремление к перестройке неудовлетворительных родительско-детских и межсупружеских отношений. Позитивная динамика во взаимоотношениях родительниц со своим ребенком, а также и с ближайшим значимым окружением нашла свое отражение в улучшении учебных показателей детей и в качественном изменении интерперсональных контактов.

На субъективном уровне результативность занятий оценивалась положительными отзывами родительниц о проведении занятий, их содержании и конкретной пользе, получаемой от них.

Предлагаемая методика психологической помощи семьям аномальных детей была разработана и прошла апробацию на базе специального учебного заведения, что позволяет ее использовать в работе психолога в специальных коррекционных учреждениях. В рамках данной методики осуществляется комплексное воздействие на мать и на ребенка с отклонениями в развитии, а через них опосредствованно и на отца ребенка. Это позволяет индивидуализировать подходы к применению коррекционных мер, а также раскрывает возможность использования творческого потенциала родителей при выборе средств коррекции.

Проведенная психологическая коррекция позволила подтвердить гипотезу о возможности нейтрализации длительной фрустрации, возникающей у матери вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии путем активизации ее деятельности, направленной на развитие ребенка. Результаты контрольного эксперимента позволили сделать вывод об эффективности разработанной методики психологической помощи семьям данной категории. Подводя итоги, следует отметить, что:

-психологическая коррекционная помощь семье, воспитывающей аномального ребенка, включающая два направления в работе (первое -формирование адекватных способов взаимодействия матери с ребенком-инвалидом, второе - коррекцию психологического состояния матерей), позволила улучшить динамику развития детей-инвалидов, изучить и разрешить проблемы их родителей;

-психологическое изучение и коррекция личностных нарушений родителей детей-инвалидов дали возможность нормализовать родительско-детские и межсупружеские отношения в семьях изучаемой категории;

-активизация деятельности матерей, направленная на больных детей, позволила нейтрализовать их длительные фрустрирующие состояния;

-оптимизация родительско-детских отношений и гармонизация внутреннего психологического состояния родителей стали возможны лишь в результате переструктурирования жизненного стереотипа и целей родителей больных детей.

Как утверждает автор, данная работа показала необходимость организации психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим аномальных детей.

В данном контексте, хотелось бы выразить мнение, о том, что существует необходимость не только в психокоррекционной помощи семьям, воспитывающим детей с дефектами развития, но и в направляющем воздействии для полного последующего включения во все социальные структуры.

Заключение

Для многих родителей детей с ОВР характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями , но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологоми, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы. При работе с такими семьями должны решаться такие задачи как:

- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

- развитие детско-родительских отношений;

- совершенствование коммуникативных форм поведения;

- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2514/

2. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005.

3. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии //Дефектология 1984.- №6.

4. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование.-М.Просвещение, 1933.

5. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия: значение и перспективы использования в комплексном лечении больных неврозами // Групповая психотерапия при неврозах и психозах.-Л.:Медицина, 1975.1. C.28-45.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.-М.Наука, 1985.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.:Просвещение, 1975.

8. Роджерс K.P. Клиенто-центрированная терапия.-М.: "Рефл-бук",1997

9. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. -Спб.: Изд."Фолиум", 1996.

10. Экспериментальные исследования кандидата психологических наук

Ткачевой В. В. «Психологическая помощь семьям,воспитывающим детей с отклонениямивразвитии»

http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskaya-pomoshch-semyam-vospityvayushchim-detei-s-otkloneniyami-v-razvitii

11. Программа «Перезагрузка», направленная наработу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.

(ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «СОКОЛ» Программа работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями «Перезагрузка»).

http://soc-education.ru/Proekts/Kat%20-%20Projects/GOL-Programmy/Prog-Perezagruzka.pdf

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ВЗРОСЛЫМИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Основы общей и специальной педагогики»

на тему:

«Работа с семьей, имеющей ребенка с дефектами развития»

Выполнила студентка курса

Очно-заочной формы обучения

Величко Н. Н.

Проверил:

Елагина Е.Р., проф.

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….стр.2-3

2. Экспериментальные исследования

кандидата психологических наук Ткачевой В. В.

«Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей

с отклонениями в развитии»……………………………………………..стр.4-6

3. Психокоррекционные техники и средства

направленные на помощь семьям, воспитывающим детей

с отклонениями в развитии………………………………………………стр.7-9

4.Программа «Перезагрузка», направленная на

работу с семьями, воспитывающими детей

с ограниченными возможностями. …………………………………….стр.10-13

5.Заключение……………………………………………………..………стр.14

6. Литература……………………………………………………………..стр.15

Введение

Как повествуют источники, на современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ (дефектами развития) и их родителями.

Согласно статистическим данным в России проживает около 600 тысяч детей с инвалидностью. И неизвестно, сколько еще в России проживает детей, родители которых по тем или иным причинам не оформили инвалидность. С какими же проблемами чаще всего сталкиваются родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями? Основная проблема - это постоянный стресс родителей, они совершенно не подготовлены к рождению ребёнка с нарушениями в развитии и при этом не знают, как себя вести. Очень часто отцы покидают семью, не справляясь с возникающими трудностями, а матери вынуждены брать всю заботу о ребёнке и семье на себя. Из-за этого возникает комплекс проблем и в результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации. Существуют и сопутствующие проблемы, которые ещё больше утяжеляют ситуацию:

· Социальная исключённость;

· Дезинтеграция семейной системы и внутрисемейных отношений;

· Депривация в отношениях между родителями и ребенком;

· Повышенная тревожность и мнительность;

· Родители затрудняются определить свою конкретную роль в новых сложных условиях жизни;

· Незнание психологических особенностей и возможностей своего ребёнка;

· Медицинские проблемы и проблемы реабилитации;

· Социально-профессиональные проблемы;

· Гиперопека родителей над детьми.

Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс и в «терапевтическую среду», сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации.

Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Традиционно, специалисты образовательных коррекционных учреждений считают достаточным дать родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей.

Более того, многими родителями эти рекомендации игнорируются. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Именно это не позволяет им осуществлять в оптимальной форме взаимодействие со своими детьми.

Опыт работы многих детских учреждений, направленных на взаимодействие с семьей детей с ОВЗ, показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями включает в себя:

· - мониторинг психологического климата в семье;

· - мониторинг проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних условиях;

· - оказание консультативной и практической помощи.

Главной целью такой работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Наши рекомендации