Методика работы над связной речью

Звук изучается в фонетике, слово — в лексике, словообразо­вании и морфологии, словосочетание и предложение — в синтак­сисе. Связную речь изучает лингвистика текста.

Связный текст понимается обычно как некоторая последова­тельность предложений, связанных по смыслу друг с другом в рам­ках общего замысла автора.

Связной речью называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребностей высказываний, передает тему, орга­низована по законам логики и грамматики, обладает самостоятель­ностью, законченностью и расчленяется на более или менее значи­тельные части, связанные между собой.

Единицами связной речи можно считать рассказ, статью, роман, доклад, отчет и т.п., а в условиях школы — развернутый устный ответ, сочинение, изложение и т.п.

В методике начальной школы приняты следующие виды уп­ражнений в связной речи:

1) развернутый ответ на вопрос;

2) анализ прочитанных произведений;

3) записи наблюдений, ведение дневников природы и погоды;

4) устный пересказ прочитанного;

5) устный рассказ по заданным теме, картинке, плану;

6) чтение наизусть художественных текстов;

7) сочинение стихов, небольших рассказов (элементы литера­турно-художественного творчества);

8) письменные изложения;

9) перестройка заданных текстов;
10) письменные сочинения;

11) отзывы о прочитанном, увиденном;

12) различные виды драматизации.

Развивать связную речь школьников - это значит прививать ряд конкретных умений.

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы, раскрыть ее с относительной полнотой. Подготовка к пониманию темы проводится при обучении пересказу, изложению, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении.

2. Умение подчинить свое сочинение основной мысли. Детски работы всегда несут в себе определенную мысль: это радостное восприятие прекрасных картин природы, уважение к труду и т.п.

3. Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Необходимо отбирать то, что существенно для раскрытия темы. Сбор материала иногда продолжается длительное время.

4. Умение систематизировать материал, располагать его в нуж­ной последовательности. Школьники сами решают, о чем надо сказать сначала, о чем после.

5. Умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь этого плана.

6. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможна без достаточного словарного запаса, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов.

7. Умение составлять устный или письменный текст. Важно научить детей работать над текстом быстро, укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение, сочинение.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Планировать развитие связной речи учащихся следует на длительный срок, например на год. При этом предусматриваются различные виды упражнений, разнообразных по тематике, помогающим формированию различных умений. Очень важно определить примерное соотношение видов упражнений.

Типы текстов. В процессе речи нам приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, места, о состоянии человека или об окружающей среде, то о причинах или следствиях свойств, явлений, то о своей оценка чего-либо. В связи с этим в наших высказываниях обнаруживаются группы предложений с определенным значением.

Фрагменты текста определенного вида принято называть ти­пами речи. Среди типов речи выделяют: описание, повествование, рассуждение, субъективную оценку.

Названные типы речи можно разделить на две группы. Одну составляют такие, в которых отражается сама наша действительность: предметы, признаки, действия и т.д., а другую -те, в которых отражаются мысли человека об этой действительности: о причинах и следствиях явлений, свойств, действий, дается их объяс­нение, оценка.

Обобщенную характеристику различных типов речи можно представить в виде схемы:

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ окружающей действительности
описание повествование
предмета места состояния
Мысли человека о фактах, событиях, окружающей действительности
рассуждение оценка
       

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу. В повество­вании, как правило, действуют персонажи, может быть передан ди­алог между ними; главное внимание уделяется фактам, событиям. Здесь могут быть элементы описания (зарисовки картин природы или внешности людей (и элементы рассуждения) причинные обо­снования, выводы и т.п.).

Повествование — самый подвижный, динамичный, живой и поэтому наиболее доступный младшим школьникам тип сочине­ния, изложения.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц (нередко действующим лицом является сам автор описания); в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений.

Учащиеся начальных классов менее восприимчивы к описани­ям, и, как правило, создание данного типа для них затруднитель­но. Однако постепенно описательные фрагменты все больше попа­дают в поле зрения школьников и чаще начинают встречаться в их высказываниях.

Одна из важнейших задач обучения в начальных классах — это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее об разности. Поэтому учителю необходимо иметь в виду, что при со­ставлении описаний дети должны использовать большое число при­лагательных и наречий, сравнения и переносные значения слов.

Описание может быть художественным, «деловым», научным. Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия, явления природы.

Рассуждением называется такой текст, в котором для доказа­тельства какого-либо утверждения используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, выводам. Короткие высказывания типа рассуждения создаются школьниками с первых дней обучения. «Почему этот звук гласный?», «Кто прав?» и т.п. — ответы на подобные вопросы предполагают пост­роение рассуждений, высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами, дается объяс­нение явлений и т.п.

Схема простейшего рассуждения такова: тезис — развитие те­зиса и доказательство — вывод.

В зависимости от задач высказывания и речевой ситуации исполь­зуются неодинаковые средства языка. Усвоению простейших стилистических разграничений (художественный, научный, деловой, разго­ворный стили) способствуют речевая среда, специально подобранные тексты разных стилей. Стилистическая дифференциация проводится в школе постепенно, осторожно, без теории; важно, чтобы стилистичес­кие особенности текста не были навязаны детям, чтобы эти особенно­сти естественно вытекали из задач и ситуации высказывания.

Работа над стилем уместна при совершенствовании (редакти­ровании) текста.

Планируя развитие связной речи, учитель предусматривает уп­ражнения различных типов и организует обучение повествованию, описанию, элементам рассуждения.

Методика обучения пересказу и изложению. Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие видов пересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень речевого развития детей. Назовем главные требования к пересказу.

1. В пересказе должна звучать живая речь ученика, а не зау­ченный образец.

2. Ребенок должен использовать лексику, обороты речи и не­которые синтаксические конструкции образца.

3. В создаваемом тексте должен сохраняться стиль образца.

4. Должны быть соблюдены последовательности оригинала, при­чинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания.

5. В пересказе должны отражаться чувства ребенка через вы­разительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как про­читан образец. В большинстве случаев пересказ специально подго­тавливается, для чего используются следующие приемы:

—предупреждение учащихся о том, что текст будет переска­зываться;

—проведение анализа содержания, различных языковых уп­ражнений;

—отработка выразительного чтения;

—расчленение рассказа на части и составление плана текста;

—пересказ фрагментов;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.
В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

3) выборочный;

4) с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями.

Иными словами, пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида рабо­ты (что подробно рассматривается в методике обучения чтению).

Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в письменной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и раз­мерами меньше, и структурно проще. В начальных классах проводятся изложения:

1) близкие к тексту;

2) сжатые;

3) выборочные;

4) творческие.

Программой предусматривается проведение следующих изло­жений:

—в 2 классе изложение под руководством учителя небольших тек­стов (30—40 слов) по вопросам или данному плану из 2—3 пунктов;

—в 3 классе изложение текстов (40—60 слов) по плану из 3—5 пунктов, составленному коллективно;

—в 4 классе подробное и сжатое изложение текстов (70—90 слов) по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с творческими изменениями и дополнениями.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с из­менением лица рассказчика или плана, с творческими и граммати­ческими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражне­ния, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь. Все это определяет требования к текстам, выбираемым для изложения.

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отражающи­ми нравственно-этические поступки людей, красоту природы, дос­тижения науки и техники, культуры. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не пе­регружены новыми для них и трудными словами, оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники дол­жны хорошо понять содержание, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста.

3. Текст должен быть несложным по композиции, с неболь­шим количеством действующих лиц. Следует учитывать граммати­ческие умения учащихся.

Изложения бывают разные по объему: от 10—15-минутных ра­бот, проводимых на уроках грамматики, до 1—2-часовых обучаю­щих и проверочных изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение — самый простой вид изложения. Такие работы проводятся во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первоклассники пишут предложения и небольшие связные тексты из 2—3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В I классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на последовательность изложения. В начале записываются по памяти отдельные предложения из прочитанного. Предложения составляются коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содер­жания. Методика работы над изложением в I классе предусматривает следующие этапы.

1. Чтение текста учащимися (по книге или с доски) 2 раза.

2. Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны исключать повторение предложений из образца.

3. Словарная работа: объяснение значения новых и трудных слов.

4. Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения-ответа.

5. Пересказ всего текста.

6. Орфографическая подготовка: объяснение написаний, запись на доске трудных слов и словосочетаний.

7. Письмо изложения. Самостоятельная работа учащихся.

8.Самопроверка работ.

Во 3 классе работа над подробным изложением усложняется: тексты следует подбирать так, чтобы знакомить учащихся с новы­ми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, описанием. В 4 классе возрастают объем и трудность текстов. Методика работы над изложением в 3—4 классах предусматривает такие этапы.

1. Чтение текста 1 раз.

2. Беседа по содержанию.

3. Коллективное составление плана. План может состоять из цитат, иметь форму вопросов или назывных предложений.

4. Устный пересказ текста по плану.

5. Орфографическая работа. Иногда эта подготовка проводится на предыдущем уроке.

6. Письмо изложения.

7. Самопроверка написанного.

Сжатое изложение проводится в II и III классах. Подготовка к нему состоит в следующем:

—учитель или дети прочитывают текст 1—2 раза;

—в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что обязательно надо отметить в пересказе;

—составляется план изложения;

—ведется работа над языком: над словами, изобразительными средствами;

—подробно пересказываются 1—2 фрагмента (для сравнения со сжатой передачей этих же частей);

—сжато пересказывается текст по пунктам плана;

—самостоятельно записывается сжатый текст;

—организуется самопроверка.

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, часто изложение пре­вращается в сухое перечисление фактов. Поэтому лучше для сжа­того изложения использовать деловую статью или научно-попу­лярное произведение.

Творческое изложение — это изложение с творческими измене­ниями и дополнениями. Наиболее удобны для письменного офор­мления пересказы с изменением лица рассказчика и от лица одно­го из персонажей. Изложения с творческими дополнениями в III классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две на первый взгляд противопо­ложные задачи: подражание образцу и творчество. Средства языка, усвоенные по образцам, т.е. путем подражания, становятся инстру­ментом творческой деятельности школьника в речи, диалоге, рас­сказе, сочинении. Изложения в школе нередко пишутся коллек­тивно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в пись­менных работах детей. Чтобы избежать этого, во II и III классах не допускается предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. Это возможно лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с но­вым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через предложе­ние. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школь­ники смогут перейти к конструированию связной речи, минуя пред­ложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут слу­жить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксического строя, а самостоятельность изложений возрастет.

Методика работы над сочинением. Сочинение— творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, ув­леченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Они возбуждают эмо­ции, приучают детей осмысливать и оценивать виденное и пере­житое, развивают наблюдательность, учат находить причинно-след­ственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В со­чинении для ученика обретают смысл орфография, все изучаемые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

—по личным наблюдениям (о пережитом, виденном, слышан­ном самими учениками);

—по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

—по различным источникам одновременно (по книге и кар­тине, по картине и личным наблюдениям и т.п.).

По степени самостоятельности различаются сочинения кол­лективные и индивидуальные. По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания, рассуждения и сочинения смешанно­го типа (повествования с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально-образные и деловые.

По темам сочинения можно классифицировать следующим об­разом: о природе, о труде, об истории и т.д.

Сочинения в начальных классах проводятся как обучающие упражнения; оценка за них ставится в виде поощрения (отрицательная оценка за сочинение не ставится). Сочинение выявляет практичес­кие языковые умения лучше, чем любое другое упражнение.

Система проведения сочинений:

—устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

—письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;

—в течение года проводится 12—15 письменных сочинений;

— помимо указанного числа на уроках грамматики проводятся
сочинения и изложения малых форм (миниатюры).

- Работа над сочинением начинается в / классе. Дети составляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, пред­назначенного для записи. Элементы индивидуального творчества вводятся здесь в виде небольших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.

Для проведения сочинений в I классе не требуется специаль­ных уроков. Сочинения являются составной частью уроков рус­ского языка. Все сочинения выполняются под руководством учителя. Чтобы первоклассники приобрели необходимые умения для напи­сания сочинений, необходима система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:

1) составление предложений, объединенных темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;

4) составление предложений по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному.

Во 2 классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше места занимает подготовительная работа в рам­ках всего класса непосредственно перед рассказыванием или пись­мом сочинения.

Сочинения второклассников — это небольшие сюжетные расска­зы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Со­ставляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, после­довательно; учатся пользоваться планом, правильно строить пред­ложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготовительные упражнения. Для устных рассказов целесообраз­но использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:

1) постановка цели работы;

2) рассматривание картинок и уяснение сюжета;

3) озаглавливание картинок;

4) устные рассказы по получившемуся плану.

Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуж­даются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы во II классе составляются и по демонстраци­онным картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), который учащиеся должны развернуть в сю­жет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художе­ственных произведений, близких по теме к изображенному на кар методика работы над связной речью - student2.ru тине. Рассказы составляются коллективно под руководством учи­теля с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

1) рассматривание картины;

2) высказывания детей о том, что они видят на картине;

3) беседа по выяснению содержания, в процессе которой не только уясняются факты, но и устанавливаются причинно-след­ственные связи между явлениями и действиями;

4) чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользу­ются в своих ответах;

5) полный устный рассказ по картине.

В /// классе практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.

Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чем говорится в нем. От того, как сформулирована тема учителем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зависит правильность и полно­та сочинения.

Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литера­туры понятие «тема» всегда неразрывно связывается с идейным за­мыслом произведения. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т.е. в кар­тинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. По­этому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто вы­полняли задание учителя, а руководствовались стремлением рас­сказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами.

Не следует предлагать учащимся слишком широкую тему, так как в этом случае они теряются перед нею, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. В начальных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы — один из типичных недостат­ков детских рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно свя­зывается в их сознании с темой.

Работа над темой — это ее обсуждение и отбор материала: вы­бор того, что относится к теме, и отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Связной речи не может быть без плана. План — «проект» пред­стоящего высказывания, его «скелет», каркас. В начальных классах план необходим при подготовке всех рассказов и сочинений. Пред­варительное составление планов необязательно лишь при подготовке рассказов-импровизаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. В I классе роль плана выполняют вопросы учителя; во II классе план составляется коллективно; в III классе — самостоятельно. В началь­ных классах рекомендуется простой план из 3—5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений. Чаще всего план составляется непосредственно перед письмом сочинения (например, к сочинению по картине). Но иногда целесо­образнее составить план заранее, в ходе подготовительной работы (например, по материалам экскурсии или длительных наблюдений).

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего сочинения до его написания.

Для сочинения в I классе отводится обычно один урок, во II — до полутора уроков, в III — до двух уроков. Кроме того, еще на одном уроке проводятся анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

В зависимости от типа и задач сочинения характер подготови­тельной работы меняется, но есть общие положения, которые при­менимы к любому сочинению независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель — формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языко­вые средства. Подготовка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

1) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, деятельность учащихся, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;

2) отбор материала в соответствии с темой и ее раскрытием, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждения, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;

3) словесное речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление оши­бок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока, на котором пишется сочинение. Так, накопление материала для сочи­нения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблю­дения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Поэтому урок, на котором пишется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и постро­ение урока сочинения зависит от характера подготовительной ра­боты. Могут быть выделены некоторые основные черты уроков письма сочинений.

1. методика работы над связной речью - student2.ru Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен! заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.

3. Составление плана или его уточнение, если план был со­ставлен ранее.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосо­четаний, предложений или фрагментов связного текста.

5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной по­мощи.

7. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, так как в противном случае учащиеся забывают если не ос­новное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочине­ния. Весьма актуальным для методики развития речи является воп­рос о критериях оценки ученического сочинения. Эти критерии дол­жны учитывать основные требования к сочинению.

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта). Соответствует ли содержание действительности?

2. План, композиция, последовательность (правильно ли со­ставлен план, соответствует ли порядок изложения материала пла­ну, нет ли повторов в содержании или нарушений последователь­ности). Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в по­вествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, вы­держано ли единство стиля, оправдывается ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

5. Лексика (правильность ее употребления, ее разнообразие, наличие слов, обладающих оттенками значений, — использование синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размер предложений, разнообразие синтаксичес­ких конструкций, наличие сложных конструкций и т.д.).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, характер ошибок.

8. Каллиграфия, внешнее оформление.
Одним из приемов анализа сочинений является выделение микротем. Микротемой называют компонент текста, посвященный ми­нимальной теме в рамках общей темы сочинения. Так, если тема сочинения — «Наступление весны», то микротемами могут быть: «Все, связанное с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Жи­вотный мир», «Человек» и т.д. Выделение микротем помогает учи­телю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия содержания.

Большое внимание уделяется исследованию ошибок, которые можно классифицировать как стилистические и которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые.

Речевые ошибки — это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма.

Речевые ошибки делятся:

—на лексико-стилистические (повторение слов, употребление слов в неточном значении, нарушение сочетаемости слов, употреб­ление слов без учета их оценочной или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний);

—морфолого-стилистические (детское словотворчество, исполь­зование диалектных и просторечных форм, пропуск морфем, обра­зование формы множественного числа тех существительных, кото­рые употребляются только в единственном);

—синтаксико-стилистические (нарушение управления, согла­сования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, несоотнесение временных и ви­довых форм глаголов, нарушение границ предложений).

Неречевые ошибки — это композиционные, логические, фак­тические ошибки. Типичная композиционная ошибка — несоот­ветствие сочинения предварительно составленному плану. Причины композиционных ошибок кроются в недостаточной подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся:

—пропуск необходимых слов;

—нарушение логической последовательности и обоснованности;

—употребление в одном ряду понятий разных уровней;

—нелепые, парадоксальные суждения.

От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на основе их классификации и изу­чения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов:

1) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;

2) коллективная работа над общими, типичными ошибками на уроке;

3) индивидуальная и групповая внеурочная работа по обнару­жению, уяснению и исправлению ошибок;

4) система стилистических и иных языковых упражнений; язы­ковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

5) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинени­ем, изложением;

6) стилистические акценты при изучении грамматических тем;

7) обучение самопроверке и самостоятельному редактированию изложения и сочинения.

Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвященном анализу сочинения или изложения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, раскрытия темы, орфографические и типичные речевые ошибки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с отдельными учениками или с небольшими; группами.

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамма­тических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности дает изучаемая грамматическая тема для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения речевых ошибок.

Самопроверке, редактированию обучают в процессе коллек­тивной, общеклассной работы. Учитель предлагает прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Вносятся поправки, и текст прочитывается вновь. Редактирование текста — один из наиболее активных методических приемов. Самопроверка и ре­дактирование проводятся на последнем этапе урока, когда за­кончено написание текста.

Вопросы и задания

1. Перечислите условия, необходимые для развития речи. Какие лингвистические дисциплины являются основой мето­дики речевого развития?

2. Сформулируйте задачи развития связной речи.

3. Каковы основные направления речевой работы?

4. Какие условия обеспечивают систематичность в развитии речи?

5. Как методика развития речи учитывает положения функцио­нальной стилистики?

6. Какая речевая работа опирается на лингвистику текста?

7. На основе какой лингвистической дисциплины формулируются задачи речевой работы в школе?

8. Раскройте суть основных направлений лексической работы.

9. Назовите приемы работы над значением нового слова.

10. Перечислите приемы активизации словаря учащихся. Найдите в учебнике задания и упражнения, направленные на активизацию словаря учащихся.

11. Назовите виды упражнений над предложением. Найдите в учебнике задания и упражнения, связанные с пред­ложением: на основе образца; конструктивные; творческие.

12. Перечислите единицы связной речи.

13. Назовите виды упражнений в связной речи.

14. Чем характеризуется каждый из типов текста?

15. Сформулируйте требования к пересказу (изложению).

16. Назовите этапы работы над пересказом (изложением).

17. Сформулируйте требования к речи учащихся.

18. Найдите в учебнике упражнения, требующие выполнения раз­личных умственных операций.

19. Назовите этапы мыслительного процесса от наблюдения до формулировки умозаключения.

20. Найдите в учебнике задания и упражнения, направленные: на выделение признаков; сравнение; обобщение; формулировку суждения; формулировку умозаключения.

21.Найдите в учебнике задания и упражнения лексического ха­рактера.

22. Найдите в учебнике задания и упражнения, связанные с изобразительными средствами языка.

23. Найдите в учебнике и охарактеризуйте упражнения с использо­ванием синонимов, антонимов, многозначных слов, омонимов.

24. Сравните методику работы над словом и словосочетанием, словосочетанием и предло­жением.

25. Какие умения связной речи формируются в начальной школе?

26. Сравните повествование и описание (описание и рассуждение, повествование и рассуждение, рассуждение и оценку).

27. Сравните методику проведения пересказа (изложения) в раз­личных классах. Опишите методику проведения уроков изложения различных типов.

28. Дайте классификацию сочинений. Опишите методику подготовки к сочинению. Изложите методику написания и анализа сочинений.

29. Докажите связь мышления и речи. Какие мыслительные операции и в каком порядке приводят к формулировке понятия?

Наши рекомендации