Закономерности овладения связной речью детьми дошкольного возраста.

Связная речь(Львов|- связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции. Представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определ функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные компоненты. СР (Леушина)-речь, Форма которой закономерно связана и определяется смысловым сод-ем, и это последнее явл-ся выражением определен желания, направления мысли говорящего. заимосвязь умствен и речевого развития Л.С.Выгодский определяет взаимосвязь ышления и речи как отношение мысли к слову, где мысль не выражается в слове а совершается в нем. Рубинштейн утверждал, что фактически всякое мышление осуществляется на языковой базе. Ф.Сохин предполагал, что все-таки на каком-то этапе речь реб-ка начинает влиять а интеллект. Н.Н.Поддьяков изучал резервы умствен развития (СР- один из резервов]. Леонтьев отмечал- порождение связного высказывания происходит в процессе речевой деят-ти.

Категориальные признаки связного высказывания. Структура речевой деят-ти включает 4 фазы (Леонтьев, Жинкин):1фаза-ориентировка: Ориентироваться в условиях общения значит определять для себя роль, место, форму высказывания; 2ф-планирование: Заключается в отборе содержания, в составлении программы высказывания; 3ф-реализация. Переход от программы к ее реализации в языковом коде. Это операция выбора слова, перебор или составление синтаксических вариантов: 4 ф-контроль. Состоит в том, что говорящий сопоставляет результат речевого действия и задачу общения. Т..Лодыжинская рассматривает СР с т.з. таких присущих ей характеристик, как: 1)функции а) сред-тво общения (коммуникативная), б)ср-во познания (когнитивная, планирующая функции);
2)формы а)устная, б)письменная; 3)виды а)диалог, б)монолог: 4)функционально смысловые (типы высказываний) а)стили речи, б)композиционные ф-ии речи. Текст (Гальперин)-произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа (описание), произведение состоящее из названия и ряда особых единиц сверхфразовых единств и объединенные разными типами лексической, граммат и логич связи, имеющей целенаправленность и прагматическую установку. Особенности развития СР в дош детстве. 1 й г. ж. – зарождение намеренности голосовых реакций, их направленность на др чел-ка: Конец 1-го начало 2-го г.ж. (10-12 слов)-появление первых осмысленных слов, они имеют смысл целого предложения, появляются первые предложения, к 2-м годам из 3-4 слов; к концу 2-го года -слова начинают грамматич оформляться: 3-й г.ж- в основном форма речи диалогическая, ситуативная; К4-м-5-ти годам- переход от ситуативной речи к контекстной, в 2-3 года элементы монологич речи:- мл дошк возр- характерны неполные неопределенно- личные предложения, состоящие из 1 сказуемого, названия предметов заменяется местоимениями;-4-5 лет- рассказы детей в большинстве копируют образец взрос, содержат нарушения логики, в предложении часто связаны формально:- ст дош воз- активно уч-ют в беседе, осваивают разные типы связных высказываний. У некоторых детей эти умения неустойчивы

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, сре­ди которых наиболее признанными являются:

«Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

«Развитие» (под ред. А. Венгера) - в ней определены направления речевой работы: - ознакомление с художественной литературой; - освое­ние специальных средств литератур но-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); - развитие познавательных способностей (на базе ознакомления с художе­ственной литературой); - обучение грамоте со средней группы; - обуче­ние чтению со старшей группы.

«Детство» (В. И, Логинова, Т. И. Бабаева и др.) - содержит специ­альные разделы: «развиваем речь детей», «ребенок и книга», - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого раз­вития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи» (О. С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Таким образом, к настоящему времени методика развития речи пред­ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвис­тические, психофизиологические, психолингвистические и дидактиче­ские основы развития речи детей дошкольного возраста.

Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду»(О.С. Ушакова)

Цель программы - развитие у дошкольников речевых умений и навыков, формирование у них представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями. В программе достаточно полно раскрыты теоретические основы, описаны направления работы по речевому развитию детей.

По данной программе ведется работа во второй младшей, средней и подготовительной группах.

В основе системы развития речи дошкольника лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение взаимосвязанных задач реч. Раз-ия: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - развитие связной речи.

В данную методику включены отдельные конспекты, игры, речевые упражнения, творческие задания, направленные на решение всех речевых задач по разным возрастным группам.

Рекомендована Министерством образования РФ.

3 .Практико-ориентированное задание или задача.

Билет № 4

Наши рекомендации