КОСТРОМИНА Светлана Николаевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам педагогической психологии, психодиагностике и психологии развития детей.
Психология человека от рождения до смерти
МАКЛАКОВ Анатолий Геннадьевич
Профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Военно-медицинской академии. Автор более 150 работ по проблемам общей психологии, психологического обеспечения профессиональной деятельности в особых условиях и проблемам психологической адаптации.
ПЕТАНОВА Елена Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психотерапии.
ПРОКОФЬЕВА Виктория Альбертовна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Ленинградского государственного областного университета. Автор работ по проблемам психологии личности и психологии профессиональной адаптации.
РЕАН Артур Александрович
Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии РФ, эксперт и член правления Европейской ассоциации по работе с социально неблагополучными детьми, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Автор более 140 работ по проблемам социальной и педагогической психологии, психологии личностного развития, психологии агрессии.
РОЗУМ Сергей Иванович
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного развития С.-Петербургского государственного университета. Автор работ по проблемам общей психологии и психологии личности.
СЕРГИЕНКО Елена Алексеевна
Профессор, доктор психологических наук, член международного общества по изучению младенцев, заведующая лабораторией когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор более 110 работ по проблемам психического развития.
ВИЛЕНСКАЯ Галина Альаюедовна
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных процессов Института психологии Российской академии наук. Автор работ по проблемам психического развития.
ФЕЛЬДШТЕИН Давид Иосифович
Профессор, доктор психологических наук, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, вице-президент Российской академии образования, академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии РАО. Автор более 200 работ по проблемам социального развития личности, психологии подростка, проблемам возрастной и педагогической психологии. Десятки работ переведены на иностранные языки и изданы во многих странах мира.
1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ....................................................................... 20
БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ............................................................................. 21
СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ ............................................................................................................. 22
2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ .................................................................. 24
3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ....................................................................................................................... 27
СИНЕРГЕТИКА.............................................................................................................................. 28
ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ............................................... 29
4. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ .............................................................. 31
5. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................ 34
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.............................................................................................................. 34
СРЕДА............................................................................................................................................... 34
АКТИВНОСТЬ................................................................................................................................ 36
6. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .................................................................. 37
7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ................................................ 42
8. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................. 45
БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ............................................................................................ 47
ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ .................................................................................................. 47
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА............................................. 48
СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ...................................................................................... 50
КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА...................................................................................................... 50
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ....................................................................................................... 53
КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ ................................................................................................ 53
ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ................................................................................ 58
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ............................................................................ 59
9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА............................................. 61
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 61
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................................................ 62
КРИЗИС РАЗВИТИЯ .................................................................................................................. 63
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ .................................................................. 64
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА ... 66
10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 69
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА................................................ 70
11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА......................... 72
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
6 ■ СОДЕРЖАНИЕ
13. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ...................................................... 81
14. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ............................................................................................... 90
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ .... 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................. 93
РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА................................................................................................ 96
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ......................................................................................................................... 96
ВТОРОЙ МЕСЯЦ............................................................................................................................. 96
ТРЕТИЙ МЕСЯЦ.............................................................................................................................. 97
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ .................................................................................................................. 97
ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ............................................................................................................................ 97
ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ........................................................................................................................ 98
СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ.......................................................................................................................... 98
ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ......................................................................................................................... 99
ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ ............................................................................ 99
ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 100
РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ ....................................................................................................... 100
РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ .................................................................... 101
РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................................. 101
РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 101
РАЗВИТИЕ СЛУХА ............................................................................................................... 101
РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ .............................................................................................................. 102
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ......................................................................................................... 102
ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................. 103
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 105
ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ ............................................................... 105
ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ...................................................... 107
СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» ...................................................................................... 107
СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................... 108
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 109
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ...................................................................................... 110
Обобщение.......................................................................................................................... 110
Овладение речью ............................................................................................................ 110
Сравнение............................................................................................................................ 110
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 111
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 111
РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ................................................................. 112
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ...................................................................... 112
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ .............................................................................. 112
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 113
ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 114
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ .... 114
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ....................................................................................................... 115
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 118
ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ................................................................................................... 118
СОДЕРЖАНИЕ Ш 7
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ............................................................................................................. 119
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ......................................................................................................... 120
ЭМОЦИИ СТРАХА ................................................................................................................ 121
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ........................................................................................... 121
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ............................................................................................................ 122
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 123
ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 124
ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
РЕБЕНКА.......................................................................................................................................... 124
АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ............................................................................................. 127
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ ............................................................. 128
ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ
ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ......................................................................................... 129
ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................................................................ 130
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................. 130
МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ.................................................................................................................. 132
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 133
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 135
РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА ....................................................................................... 136
РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ........................................ 137
РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА......................................................... 138
ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ ........................................................................................................ 138
Я И НЕЗНАКОМЦЫ.................................................................................................................. 140
ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ..................................................................................... 140
ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ ........................................................................................... 141
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.................................................................. 142
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 143
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ
Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ............................................................................................ 143
ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................... 144
РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145
РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА .................................................................................................... 145
Новорожденный ребенок.................................................................................................... 145
Младенчество...................................................................................................................... 146
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ ............................................ 147
Манипуляторный характер действий .............................................................................. 147
Функциональный характер действий .............................................................................. 147
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ............................................................................... 148
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ................... 150
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ ......................................................................... 151
Предметное общение........................................................................................................... 151
Речевое общение................................................................................................................. 152
ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 152
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ......................................................................................................... 153
СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА»............................................................................................... 154
РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 155
8 ■ СОДЕРЖАНИЕ ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ