Глава 6. социализация в ранние периоды онтогенеза

ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 156

ИСТОРИЯ ВОПРОСА ............................................................................................................... 156

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ .................................................................................................. 157

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...................................... 160

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ

В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ .......................................................................................... 162

ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.................................................... 164

ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................168

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................... 170

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА ....................................... 174

ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 178

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 179

РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ................................................................. 181

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ............................................................... 181

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 182

АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА ......................................................................................................... 182

Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти ............................ 183

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 184

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ ... 184

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим

обобщением языковых фактов ...................................................................................... 185

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием

у него логического мышления ....................................................................................... 186

Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом

изучения языка ................................................................................................................ 186

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ................................................................................... 186

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ....................................................................................................... 187

ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ .... 188

ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ... 189

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ........................................................... 190

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ........................................................................................... 190

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ............................................................................................... 191

Стадии развития воображения.......................................................................................... 191

Аффективная функция воображения ........................................................................... 192

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 192

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................... 193

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 194

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 195

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ ................................ 195

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ ......................................................................... 196

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА ....................................................................................... 197

МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА..................................................................................................... 197

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ ........................................................................ 198

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ......................................................................................................... 198

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ............................................................................... 199

0ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЮШШШШШЯЯШШШ СОДЕРЖАНИЕ ■

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ ............................................................................... 200

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 202

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ .................................................................................... 203

СТРАХИ ............................................................................................................................... 203

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 204

ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 206

КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ............................ 207

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................................... 208

ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................................. 208

ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ ....................................................................................................... 208

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ............................................................................................... 209

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ.................................................................................................... 211

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ................................... 211

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ............................... 212

ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ............................................................ 212

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ........ 213

РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА .............................................. 214

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 215

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.............................................................................. 216

РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ......................................................... 218

ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА....................... 218

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА ........................................ 219

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА ............................................................... 220

Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА ............................................................................. 221

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ........................................................................... 222

ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ................................................................... 223

Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ............................................................................ 224

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА 224
РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 225

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 227

РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ............................ 228

РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» .............................................................................................. 229

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 230

ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ..................................................... 230

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................. 231

СОСТАВ ГРУППЫ ............................................................................................................. 232

СТАТУС................................................................................................................................... 232

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................... 233

РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ............................................................................................ 234

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ............. 234

УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ............................................................. 234

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 235

ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................236



СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

10 ■ СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 242

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ ........................................................................... 242

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 243

КОНСЕРВАЦИЯ..................................................................................................................... 244

КЛАССИФИКАЦИЯ ........................................................................................................... 245

СЕРИАЦИЯ .......................................................................................................................... 245

ТРАНЗИТИВНОСТЬ ........................................................................................................... 246

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ................................................................... 247

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 247

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ................................................................. 249

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ............................................................................................... 249

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................................................................... 250

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ .......................................................................................................... 251

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 252

ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ................................................ 254

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................................................ 254

ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ ............................................................................... 255

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 256

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 257

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ........................................................................................ 257

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................. 258

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........................................... 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ............................................................... 260

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ...................................................................... 261

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.......................................................................................................... 262

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264
РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 265

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ...................................................................................................... 267

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ........................................................... 268

МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ .......................................................... 269

ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА.............. 270

ЭМПАТИЯ............................................................................................................................... 271

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 271

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.......................................................................................... 272

Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника ........................... 273

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ................................................................................................... 274

Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» ............................................. 274

Мотив хорошей отметки ................................................................................................. 274

Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству

и признанию сверстниками ............................................................................................. 275

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО .......................... 275

ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ......................................................... 277

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 277

СОДЕРЖАНИЕ ■ 11

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 279

Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ................................................................................ 280

ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ ........................................................................................ 281

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ................................................................................................. 282

СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО

И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ................................................... 284

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА............................................................................. 285

САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ............................................ 286

Система традиционного школьного обучения и самооценка........................... 288

Формирование заниженной самооценки ............................................................. 288

Возрастные особенности взаимовлияния самооценки и успеваемости
ребенка ........................................................................................................................... 290

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ.................................................................... 291

Коррекция неуспеваемости ..................................................................................... 293

НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ................................................................................................ 293

ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА........................................................................................ 293

РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 295

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................. 296

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................... 296

ВЕДУГЦАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ................................................................................................... 296

Структура учебной деятельности ......................................................................... 297

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

И МОТОРНЫХ НАВЫКОВ...................................................................................................... 298

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА............................................................... 299

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ........................................................................................ 300

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ................................................................... 300

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ ........................................................................................................ 300

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ............................................................................................................ 301

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ ............................................................................... 302

Лидерство ...................................................................................................................... 302

Дружба ........................................................................................................................... 303

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ............................................................................................................. 304

РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 304

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ................................................................................................ 305

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ ...................................... 306

АГРЕССИВНОСТЬ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ .................. 309

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ ................................. 310

ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................313

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................................................... 315

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ................................................................... 319

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ........................................................................................... 319

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ......................................................................................................... 319

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................ 321

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ......................................... 323

12 ■ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................... 324

ПИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ............................................................... 324

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................................................ 326

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................................... 326

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ..................................................... 328

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ .................... 328

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .... 330

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................................... 331

РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 334

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.......................................................................................... 335

ЭМОЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ .................................................................... 335

«ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС» ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.................................................... 336

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ............................. 337

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ................................................. 338

ПАЛИТРА ЭМОЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ........................................................... 338

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОЙ ДРУЖБЫ И ЛЮБВИ........................ 339

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ................. 340

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ............................................................. 343

РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 343

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА................................................................................ 345

МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................ 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГРУППЕ.................................................................. 346

ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУЖБЕ...................................................................................................... 347

МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ .............................................................................. 347

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................................... 348

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ..................................................... 350

Мотивы поступления в вуз и ПТУ ......................................................................... 351

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ И САМОУТВЕРЖДЕНИИ ..................................... 351

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ

И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................. 352

МОТИВЫ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ...................................................................... 353

МОТИВЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ......................................................................... 353

МОТИВЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ .................................................................... 355

РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 355

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................ 357

КРИЗИС ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

И ПУТАНИЦА РОЛЕЙ............................................................................................................... 357

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ................................. 358

АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ........................................................................................... 359

ДИНАМИКА САМООЦЕНКИ.................................................................................................. 360

ФИЗИЧЕСКИЙ ОБЛИК И САМООЦЕНКА .......................................................................... 361

ХАРАКТЕР САМООЦЕНКИ И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ........................................................ 362

ЭМАНСИПАЦИЯ САМООЦЕНКИ ....................................................................................... 363

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ ............................................. 363

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ ..................................................................... 364

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СТАТУСОМ .... 365
САМООЦЕНКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА .............................................................. 366

шшшвшшшшшшшмяшштшшшшттжшшшшшшшшшшшшшж содержание ■ 13

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ.................................................................................................... 367

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОСТИ........................................................................................... 367

САМООЦЕНКА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОДРОСТКА.. 367

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ ПРИ НЕВРОЗАХ ....................................................... 369

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 372

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................... 373

РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ ......................................... 373

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 374

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ......................................................................................................... 374

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 375

ПОВЕДЕНИЕ В СЕМЬЕ......................................................................................................... 375

Реакция эмансипации......................................................................................................... 375

Конфликты в семье............................................................................................................ 377

ПОВЕДЕНИЕ В КРУГУ СВЕРСТНИКОВ........................................................................... 377

Подростковые группы....................................................................................................... 378

Конфликты в группе.......................................................................................................... 378

Полоролевое поведение .................................................................................................. 378

РАЗВИТИЕ УВЛЕЧЕНИЙ, ХОББИ ................................................................................. 379

Типы увлечений.................................................................................................................. 379

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ...................................................................................................... 380

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 381

ГЛАВА 6. ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ................................................................................. 383

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ ........................................................ 383

ВЛИЯНИЕ СТЕПЕНИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИИ . . 385

АГРЕССИЯ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ........................................... 386

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ РАЗВИТИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ ................................ 387

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ .................................................................... 388

АГРЕССИВНОСТЬ И КОНФЛИКТНОСТЬ............................................................................... 389

САМООЦЕНКА ПОДРОСТКА И АГРЕССИВНОСТЬ............................................................ 389

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ............................................................ 391

ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................393

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................396

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 400

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ..................................................................................... 400

ПОНЯТИЕ ВОЗРАСТА И ВОЗРАСТНЫХ ЧАСОВ.......................................................... 401

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ФУНКЦИЙ И ОЩУЩЕНИЙ....................................................................................................... 402

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 405

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 405

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 407

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ .......................................................................................................... 409

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА .............................................................. 409

КРИТЕРИИ КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .411

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ .................................................................................. 411

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ................................................................. 412

14 я СОДЕРЖАНИЕ ШШШШИШНШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ...................................................................................................... 412

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 413

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА................................................................................................... 414

ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ ...................................................................................................................... 414

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ................................................................. 414

ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ В. ВУНДТА ............................................................................................ 415

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ . . 416

ЛЮБОВЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ .................................. 417

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА ................................................. 418

РЕВНОСТЬ, ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ............................................. 419

ЭМОЦИИ В РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ...................................... 420

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА .................................... 422

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 423

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 424

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ПЕРИОДА

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 424

МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРИОДА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ................................ 425

МЕЧТА ................................................................................................................................... 425

ВЫБОР ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ .................................................................................... 426

МОТИВАЦИЯ БРАКА ................................................................................................................... 427

ПЛАНИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ СЕМЬИ........................................................................... 428

МОТИВАЦИЯ РАЗВОДОВ .................................................................................................... 429

МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА ОДИНОКОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ....................................... 430

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.................................................................................................. 431

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ....................................................... 434

МОТИВАЦИЯ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................... 435

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ НА ПОРОГЕ 30-ЛЕТИЯ ..................................................................... 437

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ...................................... 438

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 439

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 440

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПЕРИОД

РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.................................................................................................................. 440

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЦЕННОСТИ НА Я-КОНЦЕПЦИЮ....................................................... 442

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВНУТРЕННЕЙ СОГЛАСОВАННОСТИ ........................................................................................ 443

Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК СОВОКУПНОСТЬ ОЖИДАНИЙ........................................................... 443

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В Я-КОНЦЕПЦИИ .................................................. 444

Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА.......................................................................................... 445

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ................................................................................ 446

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ ........................................... 446

ФЕНОМЕН «КОНСЕРВАЦИИ ВОЗРАСТА» .......................................................................... 447

ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ........................................................................ 448

ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ПОЛОВАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ...................................................... 450

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОГО Я: ИДЕНТИЧНОСТЬ, БЛИЗОСТЬ

И ГЕНЕРАТИВНОСТЬ .................................................................................................................. 451

БЛИЗОСТЬ И ОДИНОЧЕСТВО . ............................................................................................. 451

Я-КОНЦЕПЦИЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ...................................................................... 452

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕХОД К РОДИТЕЛЬСТВУ.................................................................. 453

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА .................................................... 454

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА................................................................................ 456

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 455

ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШЯШШШШШШШШШШШШШШШ СОДЕРЖАНИЕ * 15

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 456

ВАЖНЕЙШИЕ СФЕРЫ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА........................................ 456

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 457

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......................................... 457

ТИПЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ................................. 458

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 459

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................... 459

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ............................................................................... 460

РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ...................................................................................... 462

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .............................................................................................. 463

РЕЗЮМЕ......................................................................................................................................... 463

ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ...................465

ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................... 474

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................476

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.......................................................................... 480

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................................................ 480

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................... 481

ЗРЕНИЕ ................................................................................................................................. 481

СЛУХ ..................................................................................................................................... 482

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 483

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА.......................................................................................................... 483

ТИПЫ ИНТЕЛЛЕКТА............................................................................................................... 484

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА .............................................................................. 485

КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ ................................................................................................. 488

РОЛЬ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ИЗБЕЖАНИИ

КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ........................................................................................ 490

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 491

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 492

«НАСТРОЕНИЕ» ПЕРИОДА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ........................................................ 492

ВЛИЯНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ

СФЕРУ ЛИЧНОСТИ..................................................................................................................... 493

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................... 494

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ.............................. 496

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ ............................................................... 496

СИМПТОМЫ СТРЕССА........................................................................................................... 497

СТРЕСС И ДИСТРЕСС.............................................................................................................. 498

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РЕАКЦИИ НА СТРЕСС .............................................................. 499

ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ИММУННУЮ СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА.......................................... 500

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА ........................................................................................ 501

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 502

ГЛАВА3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА..................................................................................... 503

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ

ВОЗРАСТЕ ................................................................................................................................... 503

МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС .............................................................................................. 504

16 ■ СОДЕРЖАНИЕ

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ И МОТИВАЦИОННЫЙ КРИЗИС ...................................... 505

СМЫСЛ ЖИЗНИ .................................................................................................................... 506

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ МОТИВАЦИОННОГО КРИЗИСА...................... 507

РОЛЬ МЕТАПОТРЕБНОСТЕЙ В ВЫХОДЕ ИЗ КРИЗИСА...................................................... 508

МОТИВАЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ..................................................................................... 511

МОТИВАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ .............................. 511

МОТИВАЦИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ................................................... 512

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................. 514

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 516

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 517

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.................................................................................. 518

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ......................................................................................................... 518

Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ ......................... 520

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА

СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ .......................................................................................................... 521

КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ .................... 521

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК ........................................... 521

ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ ............................................................................. 522

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА...................................................................................................... 523

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ . . 523

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ

ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ.................................................................... 525

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ................................................................................... 525

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ............ 527

РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 529

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................. 530

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ.................................................................. 531

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ .................................................................................................. 533

СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .......................................... 533

Профессионализм............................................................................................................... 534

Профессионализация и развитие личности ................................................................... 534

Смена профессиональной деятельности........................................................................... 535

Особенности поведения в семейной жизни...................................................................... 536

Взаимоотношения с супругами......................................................................................... 536

Взаимоотношения с детьми ............................................................................................ 537

Взаимоотношения с родителями....................................................................................... 537

ДОСУГ В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ ..................................................................... 538

РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 539

ИТОГИ ВОЗРАСТА .........................................................................................................................540

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 542

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ......................................................................... 546

РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 547

ИЗМЕНЕНИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ............................................................. 547

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ ......................................................................................................... 547

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ............................................................... 548

СОДЕРЖАНИЕ ■ 17

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ................................................................. 549

ИЗМЕНЕНИЯ ПАМЯТИ.................................................................................................................. 551

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ............................................................................................................ 555

МУДРОСТЬ ............................................................................................................................ 555

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ .................................................. 556

ДЕМЕНЦИЯ.............................................................................................................................. 556

БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА....................................................................................................... 558

Симптомы заболевания ..................................................................................................... 558

Микроинсульты ................................................................................................................ 559

КОСВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ ОСЛАБЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ................ 559

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД

ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ........................................................................................ 559

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 561

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.................................................................................................... 563

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА...................................... 563

СТАРЕНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ......................................................................................................................................... 566

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СТАРОСТИ........................................................ 567

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ .... 568

СМЕРТЬ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ............................................................................. 569

РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 570

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА.......................................................................................... 572

СМЕНА МОТИВОВ У ПЕНСИОНЕРОВ.......................................................................................... 572

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ

В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРОСТИ ................................................................. 574

ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ.......................................................................................................... 574

СТАРОСТЬ............................................................................................................................... 575

ПОЗДНЕСТАРЧЕСКИЙ ПЕРИОД............................................................................................ 577

ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И МОТИВА<

Наши рекомендации