Слайд эксперимент дэвида стюарта - «телефонное мошенничество с принуждением к досмотру с раздеванием»
В 2004 году в маленьком американском городке Маунт Вашингтон произошел вопиющий инцидент: 18-летнюю работницу Макдоналдса несколько часов держали в подсобке раздетой, подвергая ее унижениям и сексуальному насилию. Все это действо выполнялось по распоряжению «офицера полиции», контролировавшего действия сотрудников по телефону. Позже выяснилось, что этот случай был далеко не первым. Около 70 девушек более чем за 10 лет прошли через подобное унижение, но именно история в Маунт Вашингтон стала последней. Кто и зачем устраивал телефонные розыгрыши с раздеванием?
9 апреля 2004 года работница Макдоналдс в Маунт Вашингтон, Кентукки, 18-летняя Луис Огборн вышла на дополнительную пятничную смену, чтобы заработать небольшую прибавку к зарплате. Около пяти часов вечера Луис вызвала к себе менеджера ресторана Донна Саммерс. Женщина разговаривала по телефону с неким господином, который представился «офицером Скоттом». Тот утверждал, что одну из сотрудниц заведения подозревают в краже денег. Он дал расплывчатое описание внешности: молодая, худенькая белая девушка с темными волосами. Саммерс решила, что под эти приметы идеально подходит Огборн и заверила «офицера», что понимает, о ком он говорит.
Звонивший сообщил, что у Саммерс есть два варианта: обыскать девушку на месте или дождаться приезда полиции. Женщина была уверена, что будет лучше, если Луис не придется ехать в участок. Далее она выполняла инструкции офицера Скотта. Сначала Саммерс попросила Огборн вывернуть карманы, выложить все, что есть. Луис отдала ключи от машины и телефон. На этом «полицейский» не успокоился и заявил, что нужно осмотреть девушку тщательнее, а для этого ей придется раздеться. Огборн подчинилась распоряжениям, которые озвучивала Саммерс: сняла одежду и нижнее белье, оставшись в одном лишь фартуке. Ее личные вещи менеджер сложила в мешок для мусора.
Вечер пятницы — загруженное время в ресторане Макдоналдс, и Донна была вынуждена вернуться на рабочее место. Звонивший потребовал, чтобы она вызвала кого-то из сотрудников, которые приглядели бы за Луис, пока та занята. Саммерс попросила 27-летнего Джейсона Бредли войти в подсобку и посторожить девушку. Мужчина взял трубку, и неизвестный, который также представился Бредли офицером полиции, потребовал снять фартук с Огборн, чтобы полностью осмотреть ее, но тот отказался. Вскоре вернулась Саммерс.
СЛАЙД
Звонивший спросил Донну, замужем ли она, на что женщина ответила, что помолвлена. Офицер уточнил, доверяет ли Саммерс своему жениху и может ли вызвать его, чтобы тот присмотрел за девушкой, раз уж ей придется вернуться на рабочее место. Около 6 часов вечера в подсобке появился мужчина — 43-летний Уолтер Никс, жених Саммерс.
В следующие два часа Никс выполнял распоряжения, которые неизвестный давал ему по телефону. Он приказал раздеть девушку догола, то есть отобрать фартук, которым она прикрывалась. Позже Огборн призналась, что в тот момент не думала о побеге, так как опасалась, что ей просто не дадут выйти. К тому же, «офицер Скотт» пригрозил, что если Луис не будет подчиняться указаниями Никса, то лишится работы и получит сполна от полицейских.
Девушке было приказано наклониться и продемонстрировать, не спрятала ли она деньги где-то «внутри», встать на стул и повертеться, потом — подпрыгивать на месте с поднятыми руками, чтобы наличность выпала. Затем звонивший приказал ей сесть к Уолтеру на колени и поцеловать его, но Луис отказалась. Тогда мужчина распорядился, чтобы Никс перекинул девушку через колено и отшлепал ее. Это было «наказание» за отказ Огборн подчиниться требованиями. Порка продолжалась около десяти минут, на теле девушки остались синяки и отметины от ударов. Завершающим этапом стал приказ от звонившего заняться оральным сексом с Уолтером, что она и выполнила.
Саммерс, которая все еще была в ресторане, время от времени заходила в подсобку, но каждый раз перед этим Никс заставлял девушку прикрываться фартуком. Огборн утверждала, что умоляла Донну выпустить ее и помочь, но женщина позже заявила, что ничего подобного не происходило. По словам Саммерс, она просто «выполняла распоряжения того, кого считала полицейским» и не думала, что ее действия незаконны. Кроме того, они отрицала, будто в один из заходов увидела девушку голой, уверяя, что та все время была прикрыта фартуком.
Вскоре Никс попросил Скотта отпустить его, и тот согласился, но потребовал, чтобы мужчину кто-то подменил. Донна попросила другого сотрудника, Томаса Симмса, зайти в подсобку и постеречь Огборн. Симмс также разговаривал с незнакомцем, но отказался выполнять его распоряжения. Прошло уже больше трех часов с начала издевательств над девушкой, когда Саммерс решила наконец связаться со старшим менеджером, который, как утверждал звонивший, в курсе происходящего и находится на параллельной линии. Когда женщина поняла, что это был чей-то розыгрыш, поднялась паника.
СЛАЙД
В ресторан съехалось руководство, были вызваны настоящие полицейские. Уолтера Никса арестовали за сексуальные домогательства, Огборн наконец-то отпустили. Донна Саммерс, осознав весь ужас своего положения, впала в истерику. В ходе судебного разбирательства недостатка в уликах не было: в подсобке ресторана все это время работала камера, на которой запечатлены три с половиной часа измывательств над Луис Огборн. Позже, просмотрев запись полностью, Саммерс расторгла помолвку с Никсом.
Один из местных полицейских, следователь Бадди Стамп, оказался знаком с семьей Огборн (население городка составляет менее 10 тысяч человек). Он взял дело под личный контроль. Сделав простой запрос в интернете, он выяснил, что за последние десять лет было зафиксировано множество подобных случаев. Полиции удалось определить, что «Скотт» воспользовался телефоном-автоматом возле супермаркета в Панама сити, Флорида, и совершил звонок с помощью карточки AT&T. В Панама сити было три крупных магазина сети Walmart, где такую карточку можно было приобрести. Стамп вскоре получил информацию от коллег, что детектив Флаэрти из Массачусетса ранее имела дело с очень похожими жалобами и уже инициировала расследование.
Совместив примерную дату и время возможной покупки карты, полицейским с помощью записей с камер в супермаркете удалось выйти на мужчину, совершавшего звонки. Им оказался 38-летний тюремный охранник Дэвид Стюарт, семьянин и отец пятерых детей. При обыске дома у Стюарта была обнаружена одежда, очень похожая на полицейскую униформу, обмундирование, наручники, оружие и журналы для полицейских. Кроме того, выяснилось, что подозреваемый многократно пытался устроиться в полицию на работу. По мнению психологов, в случае Дэвида Стюарта имели место сексуальные девиации, так называемый «виртуальный вуайеризм», когда насильник действует не сам, но воплощает фантазии руками других, направляя и контролируя их действия.
Стюарта обвинили в домогательствах и насилии, а также в том, что он заведомо ввел Саммерс в заблуждение, представившись сотрудником полиции. По сути, в вину ему можно было поставить только эпизод с Огборн, прямых доказательств его участия в предыдущих аналогичных звонках не было (таких случаев было зафиксировано более 70, в 30 разных штатах с 1994 по 2004 гг.). После недельного разбирательства, которое завершилось 31 октября 2006 года, он был полностью оправдан жюри присяжных.
Донна Саммерс получила год условного срока за незаконное удержание и затем подала иск к Макдоналдс, запросив 50 миллионов долларов на том основании, что компания не уведомила ее об аналогичных звонках, поступавших до этого. Ей присудили 1 миллион 100 тысяч долларов компенсации. Поведение Саммерс в данной ситуации было схоже с поведением участников эксперимента по подчинению Милгрэма, направленного на исследование жестокости в рамках служебных обязанностей.
Луис Огборн прошла курс лечения от депрессии и пост-травматического расстройства, отсудив у компании Макдоналдс 6,1 млн долларов.
СЛАЙД
Таким образом, мы наглядно можем видеть с одной стороны, как далеко может зайти человек в своих стремлениях подавить другого и заставить подчиниться, а с другой – как легко на человека можно воздействовать и оказывать влияние. И чувство вседозволенности, и чувство внутреннего подавления ставят людей в весьма уязвимую ситуацию, при которой проявляются виктимные черты личности.