Организация дипломного проектирования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по выполнению дипломной работы

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01

«Право и организация социального обеспечения»

Идентификационный номер - ДСМК-2.5 ЮС 02

       
  Номер копии:    
       
  Место хранения:    
       
 

Ярославль, 2017

ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры СГДиП

Протокол № ___ от _________

Руководитель кафедры:

Е.Н. Залевская

Автор:

Гайдис А.С, преподаватель спецдисциплин

Рецензенты:

Аннотация

Данная работа представляет собой методическое пособие по выполнению дипломных работ, и составлена в соответствии с ФГОС специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Методические указания включают в себя рекомендации по содержанию, оформлению и защите дипломных работ.

Данная работа предназначена для студентов и преподавателей.

СОДЕРЖАНИЕ

   
Введение
1. Цели и задачи, общие требования к дипломной работе
2. Организация дипломного проектирования
2.1. Выбор и утверждение темы
2.2. Составление плана дипломной работы
2.3. Планирование работы
2.4. Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативных правовых актов и литературы
2.5. Сбор и анализ практического материала
3. Руководитель дипломной работы и его обязанности
4. Структура и содержание дипломной работы
5. Техническое оформление дипломной работы
5.1. Стандарты оформления
5.2. Оформление научно-справочного аппарата
5.2.1. Оформление библиографии
5.2.2.Оформление ссылок
5.2.3. Оформление иллюстративного материала
5.2.3. Оформление сокращений
6. Процедура защиты дипломной работы
6.1. Организация защиты
6.2. Предварительное рассмотрение дипломной работы (предзащита)
6.3. Рецензирование дипломной работы
6.4. Защита дипломной работы
6.5. Подготовка студента к защите дипломной работы
6.5.1. Составление текста выступления на защите дипломной работы
6.5.2. Составление компьютерной презентации дипломной работы с помощью пакета Microsoft Power Point
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Целью государственной (итоговой) аттестации является установление соответствия уровня освоенности компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования обучающихся, Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Видом государственной (итоговой) аттестации выпускников специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения является выпускная квалификационная работа (дипломная работа). Этот вид испытаний позволяет наиболее полно проверить освоенность выпускником профессиональных компетенций, готовность выпускника к выполнению видов деятельности, предусмотренных ФГОС СПО.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к профессиональной подготовленности студента по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к профессиональной подготовленности студента по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК 2.4. Участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

ПК 3.1. Анализировать практические ситуации, устанавливать признаки правонарушений и правильно их квалифицировать, давать им юридическую оценку, используя периодические и специальные издания, справочную литературу, информационные справочно-правовые системы.

ПК 3.2. Предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов.

ПК 3.3. Составлять заявления, запросы, проекты ответов на них, процессуальные документы с использованием информационных справочно-правовых систем.

ПК3.4. Формировать с использованием информационно-справочных систем пакет документов, необходимых для принятия решения правомочным органом, должностным лицом.

ПК 3.5. Проводить мониторинг судебной практики Конституционного, Верховного, судов в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения в целях единообразия применения законодательства, с использованием информационно-справочных систем.

ПК 4.1. Планировать работу по социальной защите населения, определять ее содержание, формы и методы.

ПК 4.2. Оказывать правовую, социальную помощи и предоставлять услуги отдельным лицам, категориям граждан и семьям, нуждающимся в социальной защите.

ПК 4.3 . Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании.

ПК 4.4 . Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социально-правовой защиты отдельных категорий граждан.

ПК 4.5 . Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения.

1. Цели и задачи, общие требования к дипломной работе

Целевым назначением дипломной работы является комплексная оценка качества профессионального образования и проверка квалификационного уровня выпускника на соответствие требованиям ФГОС СПО, отражающего место специальности, объекты и виды будущей профессиональной деятельности.

Защита дипломной работы проводится с целью выявления соответствия уровня и качества подготовки выпускников ФГОС СПО специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности её разработки.

Дипломная работа – выпускная квалификационная работа, представляющая собой заключительный учебно-исследовательский труд комплексного характера. Она выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области специальности. Являясь также научно-практическим исследованием, она характеризует уровень теоретической и деловой подготовки студента-выпускника, его эрудицию и глубину общих и профессиональных компетенций, полученных за весь период обучения по избранной специальности. При этом используются знания, полученные в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов.

Объем времени, отводимого на выполнение выпускной квалификационной работы – 4 недели.

Объем времени, отводимого на защиту выпускной квалификационной работы – 2 недели.

Дипломная работа должна соответствовать следующим основным требованиям:

1. носить исследовательский характер, т.е. содержать элементы научного исследования актуальной темы;

2. быть актуальной, т.е. отражать исследуемую проблему в контексте значимости современных государственных, социально-экономических и политических проблем, соответствовать современному состоянию и перспективам развития правовой системы;

3. отражать умения студента-выпускника самостоятельно собирать, систематизировать материалы и анализировать сложившуюся ситуацию или тенденции в практической деятельности органов власти и учреждений социального обслуживания или в развитии законодательства;

4. тема дипломной работы, ее цели и задачи должны быть связаны с решением проблем исследования;

5. иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям - логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;

6. положения, выводы и рекомендации дипломной работы должны опираться на новейшие статистические данные и действующие нормативные акты, достижения науки и результаты практики.

В дипломной работе студент должен показать умение работать с нормативными документами, инструктивным материалом, литературой и другими информационными источниками в области права, знание современной правовой документации, способность критически оценивать деятельность в области пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Выбор и утверждение темы

Выбор темы дипломной работы осуществляется на основе тематики дипломных работ, предлагаемой кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Ярославского градостроительного колледжа, исходя из интереса студента к выбранной для исследования проблеме, ее актуальности, наличия специальной научной литературы, возможности получения конкретных научно-практических данных. Перечень тем дипломных работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества. По одной проблеме могут выполняться дипломные работы несколькими студентами-выпускниками, если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие также находит свое отражение в плане дипломной работы.

Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках соответствующих направлений, специальности. В таком случае кафедра рассматривает предложенную тему и принимает аргументированное решение о целесообразности ее разработки, о чем сообщает студенту. Однако в каждом из случаев выбранная тема квалификационной работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.

Формулировка темы (с указанием научного руководителя), утвержденная приказом директора колледжа, изменению не подлежит.

2.2. Составление плана дипломной работы

План дипломной работы представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень параграфов (вопросов) к каждой главе.

Правильно составленный план служит основой в подготовке дипломной работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план дипломной работы студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

План дипломной работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана дипломной работы утверждается научным руководителем.

Планирование работы

В целях рационального использования времени, отведенного для написания дипломной работы, необходимо продумать последовательность и сроки выполнения каждого этапа исследовательской деятельности. С этой целью студенту, совместно с научным руководителем, следует составить план - график написания и оформления дипломной работы (См. таблицу 1).

Таблица 1

Примерный план-график подготовки студентом-выпускником дипломной работы

№ п.п. Этап подготовки Рекомендуемый срок
Выбор темы дипломной работы  
Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме  
Составление первоначального плана дипломной работы  
Подбор материала, его анализ и обобщение  
Написание текста дипломной работы, представление первоначального варианта дипломной работы научному руководителю  
Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями научного руководителя  
Предзащита дипломной работы  
Доработка дипломной работы в соответствии с замечаниями, высказанными на предзащите, окончательное оформление  
Получение отзыва научного руководителя, передача работы на рецензирование  
Получение рецензии, передача завершенной работы, отзыва руководителя и рецензии на кафедру  
Подготовка к защите (подготовка доклада и раздаточного материала, разработка презентации в MS PowerPoint)  
Защита дипломной работы  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Согласно традиционной структуре дипломная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

Существует определенная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1.Титульный лист

2.Оглавление

3.Введение

4.Главы основной части (две-четыре главы)

5.Заключение

6.Список использованных источников и литературы

7.Приложения

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1).

После титульного листа располагается оглавление (Приложение 2), в котором приводятся все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности в сравнении с заголовками в тексте нельзя.

Во введении дипломной работы обосновывается актуальность выбранной темы, источниковая база, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования.

Темаисследования – это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом выражении формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Актуальность темы– показывает ее оценку автором с точки зрения современности и социальной значимости. Обоснование актуальности темы исследования - одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе студента-выпускника. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

Характеристика источниковой базыпредставляет собой краткий обзор источников и литературы, на основе изучения которых строится процесс исследования.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений, свойств, которая служит источником необходимой информации. Определяя объект, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе. Таким образом, объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, предмет это то, что находится в границах объекта. Объект исследования – это та сфера социальных отношений, или институциональное образование, в рамках которой будет производится исследование.

Понятие «предмет»значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Определение предмета исследования - это, прежде всего уточнение «места и времени» действия.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены.

В соответствии с предметом и целью определяются и конкретные задачи дипломной работы. Они представляют собой последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Единых требований и алгоритмов для формулировки исследовательских задач не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения:

- первая задача связана с характеристикой предмета исследования, выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения;

- вторая имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения;

- третья носит рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций. Обычно это делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести, разработать, проверить и т.д.)

Формулировку задач следует делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы.

Так, например, в дипломной работе на тему «Анализ состояния и развития системы школьного образования в Ярославской области» объект, предмет исследования, цель и задачи могут быть сформированы следующим образом:

Объектом исследования являются учреждения государственного и негосударственного школьного образования.

Предмет исследования — управление государственным и негосударственным школьным образованием.

Целью исследования является анализ развития государственного и негосударственного образования в Ярославской области и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательные основы управления образованием.

2. Выработать классификацию образовательных учреждений Ярославской области.

3. Выявить проблемы в развитии образования.

4. На материалах Департамента образования мэрии г. Ярославля выполнить анализ развития государственного и негосударственного образования.

В основной части дипломной работы подробно рассматривается теория, методика и техника исследования, обобщаются полученные результаты. Здесь показывается умение студента кратко, ясно, логично, точно и аргументированно излагать материал. Изложение материала в дипломной работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты производственной и преддипломной практик, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков.

Написание текста дипломной работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Основная часть должна состоять из глав, которые подразделяются на пункты и подпункты. Традиционно в дипломной работе выделяются теоретическая и практическая часть. В теоретической части на основе изученных работ отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора.

Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных регионов и учреждений.

При этом соотношение между практической и теоретической частью дипломной работы вовсе не обязательно совпадает с делением на первую и вторую главы. Подобное деление может проходить и внутри каждой главы, по отдельным ее параграфам.

При написании дипломной работы обязательны ссылки на использованные источники. Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста в целях полной передачи смысла источника. Цитаты заключаются в кавычки, источник, с которого произведено цитирование, в обязательном порядке заносится в сноску с указанием страниц.

Заключение дипломной работы представляет собой не простой перечень результатов исследования, а их итоговый синтез. Это последовательное, логически стройное изложение итогов и их соотношение с целями и задачами, сформулированными во введении, значимостью изучаемой проблемы.

Таким образом, заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, то существенное, что составляет результаты проведенной исследовательской работы.

Исходя из общих требований, модель заключения можно составить из следующих структурных элементов:

- степень достижения целей работы;

- выполнение исследовательских задач;

- возможность реализации или практического применения результатов работы.

Список использованных источников и литературы составляет одну из существенных частей процесса исследования и отражает глубину и масштабы творческой работы студента. В список включаются только те материалы, которые использовались при подготовке дипломной работы. Он должен содержать не менее 30 пунктов, расположенных в следующей последовательности:

- нормативно-правовые акты (источники)

- специальная литература (монографии, сборники, брошюры) и периодическая печать (газеты, журналы);

- Интернет-ресурсы (официальные сайты органов власти).

При группировке нормативно-правовых актов следует придерживаться иерархического принципа построения списка, а внутри одного уровня иерархии – по хронологическому принципу (от более ранних к более поздним документам). Рекомендуется использовать следующую иерархию нормативно-правовых актов:

  1. нормативные акты международного уровня
  2. Конституция
  3. Федеральные конституционные законы
  4. Федеральные Законы
  5. Указы Президента
  6. Постановления Правительства
  7. инструкции министерств и ведомств
  8. законы субъектов Федерации
  9. указы губернаторов краев, областей, президентов республик
  10. постановления администрации краев, областей, правительств республик
  11. решения органов местного самоуправления
  12. корпоративные акты (внутриорганизационные, внутрифирменные).

Материалы, не являющиеся насущно важными для решения исследовательских задач, выносятся в приложение. Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. В приложения включаются таблицы, диаграммы, инструкции, информационные и другие материалы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

5.1. Стандарты оформления

Дипломная работа должна быть написана научным языком, не должна иметь грамматических, стилистических, пунктуационных ошибок и опечаток, вычитана после распечатки.

Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. Текст работы должен быть набран на компьютере (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12 или 14, через 1,5 интервала). В дипломной работе не допускается использовать шрифт разных гарнитур.

Работа выполняется на листах формата А4 (210х297мм), которые брошюруются в единый блок. Выдерживаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее – 20 мм. Интервал между строк полуторный. Объем работы должен составлять 55 - 70 печатных страниц.

Бланк титульного листа следует заполнять по предлагаемому образцу. За титульным листом располагается лист с оглавлением дипломной работы с выделением глав и параграфов по схеме принятой в типографических изданиях.

Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем поле листа. Титульный лист и лист, на котором отображается содержание работы, включается в общую нумерацию, номера на них не ставятся. На листе, где начинается введение, нумерация начинается с цифры 3.

Заголовки глав и параграфов печатаются симметрично тексту прописными буквами (их необходимо выделять жирным шрифтом). Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце.

Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Название глав должно последовательно раскрывать избранную тему. Название параграфов должно соответственно раскрывать содержание главы. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название работы в целом, а название параграфа повторяло название главы. Каждую главу начинать с новой страницы, параграфы располагать друг за другом вплотную.

Приложения должны быть пронумерованы между собой (по центру: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.) и располагаться строго в последовательности текстовых ссылок. Приложения к дипломной работе в общий объем листажа не входят. Количество их нормативно не ограничивается и определяется автором, исходя из задач работы. Страницы, на которых выполнены приложения, не нумеруются.

Оформление научно-справочного аппарата

Научно-справочный аппарат содержит две взаимосвязанные части: список источников (нормативно-правовые акты, статистические материалы и т.п.) и литературы, а также подстрочные ссылки. Список использованных в работе источников и литературы помещается после заключения. В него включаются в определенном порядке все цитированные, рассматриваемые и упоминаемые в тексте опубликованные и неопубликованные источники и литература.

Источники располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания.

Литература располагается в алфавитном порядке фамилий авторов и названий работ. Можно отделить книги (монографии, сборники научных трудов) от статей. Работы одного автора располагаются в алфавитном порядке. Издания на иностранных языках помещаются после работ на русском языке.

При оформлении научно-справочного аппарата дипломной работы следует иметь в виду следующее:

- должно выдерживаться единообразие сносок на литературу и другие источники, при этом необходимо соблюдать соответствующие требования к их оформлению;

- название книги дается не по обложке, а по титульному листу, место ее издания указывается полностью, кроме сокращения названий трех городов: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов на Дону (Рн/Д).

Оформление библиографии

Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись» (Приложение 3).

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Оформление ссылок

При оформлении библиографических ссылок[1] допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.

При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по: ...».

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например, ...».

По месту расположения относительно основного текста дипломной работы библиографические ссылки разделяются на:

- внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;

- подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст дипломной работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. Например, в работе приведен следующий текст «сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст.169)».

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте дипломной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например:

26Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). – М.: Экзамен, 2012. – С.146.

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифр. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч. ...». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину. Примеры оформления библиографических ссылок см. в Приложении 4.

При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности: здесь следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов — [Электронный ресурс].

В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.

Библиографическая ссылка на закон оформляется следующим образом:

1. В тексте работы указывается выдержка из статьи закона с указанием пункта, части, статьи, наименования закона, его номера и даты принятия.

2. Цитируемый из закона текст обрамляется кавычками, а перед кавычками пишется фраза: «В соответствии с …» или «Согласно …», после чего идет указание на статью закона и приводится ее содержание.

Наши рекомендации