Сбор и анализ практического материала

Эффективность сбора практического материала для дипломной работы в значительной степени зависит от того, насколько студент-выпускник понимает предмет своего исследования. К числу основных материалов, которые необходимы для выполнения квалификационной (дипломной) работы, относятся: уставы, положения, договоры органов государственной власти и местного самоуправления; учредительные документы и устав организации; договоры (с приложениями); статистические отчеты за последние 2—3 года, бюджет, сведения о капитальном строительстве, организационной структуре, проектах планов и целевых программ, материально-технической базе, основных фондах и др.; планы работы организации, учреждения; другие данные, вытекающие из темы дипломной работы.

В процессе отбора материала у студента-выпускника постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему специалисту исследовательский подход к практике.

Использование в дипломной работе научных достижений.

Дипломную работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений.

Студенту-выпускнику, приступающему к выполнению работы, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.

Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, экономики и управления, использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях.

РУКОВОДИТЕЛЬ ДИПЛОМНой работы и его обязанности

В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в подготовке и написании дипломной работы кафедра выделяет ему научного руководителя. Научный руководитель дипломной работы:

  1. осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования;
  2. выдает студенту-выпускнику задание по дипломной работе;
  3. оказывает студенту-выпускнику помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения дипломной работы;
  4. рекомендует студенту-выпускнику необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу; справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;
  5. оказывает предусмотренные расписанием студента-выпускника консультации;
  6. проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Таким образом, научный руководитель является, своего рода, экспертом. Его оценка дипломной работы отражается в письменном отзыве. В отзыве отмечаются: актуальность темы исследования; основные проблемы; выделяются наиболее интересно исследованные вопросы; определяется научно-практическая значимость работы; уровень теоретической подготовки дипломника, его знание основных концепций и научной литературы по избранной теме. В заключении делается вывод о соответствии работы предъявляемым требованиям, и на этом основании дается рекомендация о допуске к защите.

При всей частоте и тесноте общения студента-дипломника и научного руководителя дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

Рекомендации и замечания научного руководителя студент должен воспринимать творчески. Он может учитывать или отклонять их по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы исследования, качество содержания и оформления дипломного проекта полностью лежит на авторе, а не на научном руководителе. В то же время научный руководитель может отразить в своем отзыве все указанные, но не устраненные студентом замечания.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Согласно традиционной структуре дипломная работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

Существует определенная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1.Титульный лист

2.Оглавление

3.Введение

4.Главы основной части (две-четыре главы)

5.Заключение

6.Список использованных источников и литературы

7.Приложения

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам (Приложение 1).

После титульного листа располагается оглавление (Приложение 2), в котором приводятся все заголовки работы с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности в сравнении с заголовками в тексте нельзя.

Во введении дипломной работы обосновывается актуальность выбранной темы, источниковая база, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования.

Темаисследования – это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом выражении формулировка темы очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Актуальность темы– показывает ее оценку автором с точки зрения современности и социальной значимости. Обоснование актуальности темы исследования - одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе студента-выпускника. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы.

Характеристика источниковой базыпредставляет собой краткий обзор источников и литературы, на основе изучения которых строится процесс исследования.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений, свойств, которая служит источником необходимой информации. Определяя объект, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном листе. Таким образом, объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, предмет это то, что находится в границах объекта. Объект исследования – это та сфера социальных отношений, или институциональное образование, в рамках которой будет производится исследование.

Понятие «предмет»значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Определение предмета исследования - это, прежде всего уточнение «места и времени» действия.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента-выпускника, именно предмет определяет тему квалификационной работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены.

В соответствии с предметом и целью определяются и конкретные задачи дипломной работы. Они представляют собой последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.

Единых требований и алгоритмов для формулировки исследовательских задач не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения:

- первая задача связана с характеристикой предмета исследования, выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения;

- вторая имеет теоретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения;

- третья носит рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций. Обычно это делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести, разработать, проверить и т.д.)

Формулировку задач следует делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы.

Так, например, в дипломной работе на тему «Анализ состояния и развития системы школьного образования в Ярославской области» объект, предмет исследования, цель и задачи могут быть сформированы следующим образом:

Объектом исследования являются учреждения государственного и негосударственного школьного образования.

Предмет исследования — управление государственным и негосударственным школьным образованием.

Целью исследования является анализ развития государственного и негосударственного образования в Ярославской области и разработка предложений по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решались следующие задачи:

1. Рассмотреть законодательные основы управления образованием.

2. Выработать классификацию образовательных учреждений Ярославской области.

3. Выявить проблемы в развитии образования.

4. На материалах Департамента образования мэрии г. Ярославля выполнить анализ развития государственного и негосударственного образования.

В основной части дипломной работы подробно рассматривается теория, методика и техника исследования, обобщаются полученные результаты. Здесь показывается умение студента кратко, ясно, логично, точно и аргументированно излагать материал. Изложение материала в дипломной работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу. Изложение материала должно быть конкретным и опираться на результаты производственной и преддипломной практик, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалификационной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков.

Написание текста дипломной работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Основная часть должна состоять из глав, которые подразделяются на пункты и подпункты. Традиционно в дипломной работе выделяются теоретическая и практическая часть. В теоретической части на основе изученных работ отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы к ее решению, излагается собственная позиция автора.

Практическая часть носит аналитический характер. В ней студентом дается анализ изучаемой проблемы на примере конкретных регионов и учреждений.

При этом соотношение между практической и теоретической частью дипломной работы вовсе не обязательно совпадает с делением на первую и вторую главы. Подобное деление может проходить и внутри каждой главы, по отдельным ее параграфам.

При написании дипломной работы обязательны ссылки на использованные источники. Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста в целях полной передачи смысла источника. Цитаты заключаются в кавычки, источник, с которого произведено цитирование, в обязательном порядке заносится в сноску с указанием страниц.

Заключение дипломной работы представляет собой не простой перечень результатов исследования, а их итоговый синтез. Это последовательное, логически стройное изложение итогов и их соотношение с целями и задачами, сформулированными во введении, значимостью изучаемой проблемы.

Таким образом, заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов по главам, а должно содержать то новое, то существенное, что составляет результаты проведенной исследовательской работы.

Исходя из общих требований, модель заключения можно составить из следующих структурных элементов:

- степень достижения целей работы;

- выполнение исследовательских задач;

- возможность реализации или практического применения результатов работы.

Список использованных источников и литературы составляет одну из существенных частей процесса исследования и отражает глубину и масштабы творческой работы студента. В список включаются только те материалы, которые использовались при подготовке дипломной работы. Он должен содержать не менее 30 пунктов, расположенных в следующей последовательности:

- нормативно-правовые акты (источники)

- специальная литература (монографии, сборники, брошюры) и периодическая печать (газеты, журналы);

- Интернет-ресурсы (официальные сайты органов власти).

При группировке нормативно-правовых актов следует придерживаться иерархического принципа построения списка, а внутри одного уровня иерархии – по хронологическому принципу (от более ранних к более поздним документам). Рекомендуется использовать следующую иерархию нормативно-правовых актов:

  1. нормативные акты международного уровня
  2. Конституция
  3. Федеральные конституционные законы
  4. Федеральные Законы
  5. Указы Президента
  6. Постановления Правительства
  7. инструкции министерств и ведомств
  8. законы субъектов Федерации
  9. указы губернаторов краев, областей, президентов республик
  10. постановления администрации краев, областей, правительств республик
  11. решения органов местного самоуправления
  12. корпоративные акты (внутриорганизационные, внутрифирменные).

Материалы, не являющиеся насущно важными для решения исследовательских задач, выносятся в приложение. Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. В приложения включаются таблицы, диаграммы, инструкции, информационные и другие материалы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

5.1. Стандарты оформления

Дипломная работа должна быть написана научным языком, не должна иметь грамматических, стилистических, пунктуационных ошибок и опечаток, вычитана после распечатки.

Оформление дипломной работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать. Текст работы должен быть набран на компьютере (шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12 или 14, через 1,5 интервала). В дипломной работе не допускается использовать шрифт разных гарнитур.

Работа выполняется на листах формата А4 (210х297мм), которые брошюруются в единый блок. Выдерживаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее – 20 мм. Интервал между строк полуторный. Объем работы должен составлять 55 - 70 печатных страниц.

Бланк титульного листа следует заполнять по предлагаемому образцу. За титульным листом располагается лист с оглавлением дипломной работы с выделением глав и параграфов по схеме принятой в типографических изданиях.

Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем поле листа. Титульный лист и лист, на котором отображается содержание работы, включается в общую нумерацию, номера на них не ставятся. На листе, где начинается введение, нумерация начинается с цифры 3.

Заголовки глав и параграфов печатаются симметрично тексту прописными буквами (их необходимо выделять жирным шрифтом). Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце.

Название главы должно быть четким, лаконичным и соответствовать ее содержанию. Название глав должно последовательно раскрывать избранную тему. Название параграфов должно соответственно раскрывать содержание главы. Недопустимо, чтобы одна из глав повторяла название работы в целом, а название параграфа повторяло название главы. Каждую главу начинать с новой страницы, параграфы располагать друг за другом вплотную.

Приложения должны быть пронумерованы между собой (по центру: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.) и располагаться строго в последовательности текстовых ссылок. Приложения к дипломной работе в общий объем листажа не входят. Количество их нормативно не ограничивается и определяется автором, исходя из задач работы. Страницы, на которых выполнены приложения, не нумеруются.

Оформление научно-справочного аппарата

Научно-справочный аппарат содержит две взаимосвязанные части: список источников (нормативно-правовые акты, статистические материалы и т.п.) и литературы, а также подстрочные ссылки. Список использованных в работе источников и литературы помещается после заключения. В него включаются в определенном порядке все цитированные, рассматриваемые и упоминаемые в тексте опубликованные и неопубликованные источники и литература.

Источники располагаются в порядке субординации, а внутри каждого из разделов в хронологическом порядке по датам их принятия или подписания.

Литература располагается в алфавитном порядке фамилий авторов и названий работ. Можно отделить книги (монографии, сборники научных трудов) от статей. Работы одного автора располагаются в алфавитном порядке. Издания на иностранных языках помещаются после работ на русском языке.

При оформлении научно-справочного аппарата дипломной работы следует иметь в виду следующее:

- должно выдерживаться единообразие сносок на литературу и другие источники, при этом необходимо соблюдать соответствующие требования к их оформлению;

- название книги дается не по обложке, а по титульному листу, место ее издания указывается полностью, кроме сокращения названий трех городов: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов на Дону (Рн/Д).

Оформление библиографии

Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись» (Приложение 3).

Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Оформление ссылок

При оформлении библиографических ссылок[1] допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.

При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами «Цит. по: ...».

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом».

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например, ...».

По месту расположения относительно основного текста дипломной работы библиографические ссылки разделяются на:

- внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;

- подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст дипломной работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. Например, в работе приведен следующий текст «сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст.169)».

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте дипломной работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например:

26Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения). – М.: Экзамен, 2012. – С.146.

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде цифр. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение, например: «Указ. соч. ...». Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину. Примеры оформления библиографических ссылок см. в Приложении 4.

При составлении ссылок на электронные ресурсы следует учитывать некоторые особенности: здесь следует указывать обозначение материалов для электронных ресурсов — [Электронный ресурс].

В примечаниях приводят сведения, необходимые для поиска и характеристики технических спецификаций электронного ресурса. Сведения приводят в следующей последовательности: системные требования, сведения об ограничении доступности, дату обновления документа или его части, электронный адрес, дату обращения к документу.

Электронный адрес и дату обращения к документу приводят всегда. Дата обращения к документу — та дата, когда человек, составляющий ссылку, данный документ открывал, и этот документ был доступен.

Библиографическая ссылка на закон оформляется следующим образом:

1. В тексте работы указывается выдержка из статьи закона с указанием пункта, части, статьи, наименования закона, его номера и даты принятия.

2. Цитируемый из закона текст обрамляется кавычками, а перед кавычками пишется фраза: «В соответствии с …» или «Согласно …», после чего идет указание на статью закона и приводится ее содержание.

3. После закрывающей кавычки, но перед точкой ставится знак сноски, который указывает на библиографическое описание закона, сделанное в соответствии с правилами оформления сносок на законы (См. Приложения 3, 4)

Оформление иллюстративного материала

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Например, следует писать:

Таблица 1. Численность безработных по половозрастному признаку

либо

Рисунок 3 Диаграмма распределения численности детей-инвалидов по районам г. Ярославля.

Нумерация таблиц и рисунков должна быть сквозной для всего текста дипломной работы.

Названия таблиц и рисунков оформляются по правилам, установленным для заголовков текста дипломной работы. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Таблицы, графики, схемы следует включать в приложение. Можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников (с указанием этого источника). Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Оформление сокращений

Сокращения слов текста применяют с целью уменьшения его объема. В настоящее время используются следующие виды сокращений:

1. буквенные аббревиатуры;

2. сложносокращенные слова;

3. условные графические сокращения по начальным буквам и частям слова.

Буквенные аббревиатуры составляются из начальных букв каждого слова, входящего в название. Например, вместо слов «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Министерство внутренних дел» принято писать соответственно ГК РФ, МВД. Такое сокращение записывается прописными буквами.

Сложносокращенные слова составляются из усеченных слов, например: обком – областной комитет, райвоенкомат – районный военный комиссариат, профсоюз – профессиональный союз.

Правила сокращения установлены ГОСТ Р 7.0.12–2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила». ГОСТ предусмотрел следующие правила сокращения слов: сокращению подлежат различные части речи.

При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. При отсечении конечной части слова оставшаяся часть должна: позволять безошибочно восстанавливать полное слово; заканчиваться на согласный; при стечении в конце нескольких разных согласных заканчиваться на последнем из них; при стечении в конце двух одинаковых согласных заканчиваться на одном из них.

Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв, например: ст. – статья, см. – смотри.

Сокращение слов до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов, приведенных в приложении А ГОСТа.

ГОСТ, например: г. – год (при цифрах), к. – копейка (при цифрах), р. – рубль (при цифрах), с. – страница (при цифрах и в примечании), т. – том (при цифрах и в примечании), ч. – часть.

Следующий способ сокращения – пропуск нескольких букв в середине слова, вместо которых ставится дефис, например: ин-т – институт, д-р – доктор, з-д – завод, изд-во – издательство, м-во – министерство, р-н – район, ун-т – университет.

В текстах применяются следующие общепринятые сокращения слов после перечисления, например:

1. и др. (и другие), и пр. (и прочие), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное);

2. при географических названиях, например: г. Ярославль, д. Сосновка, Ярославская обл., с. Долгодеревенское;

3. при цифрах, например: ХХ в., 2002 г., 145 млн, 100 р., 7 тыс., 50 экз.;

4. при именах и фамилиях, например: г-жа (госпожа), г-н (господин), им. (имени), тов. (товарищ).

Не допускается сокращение слов «и другие», «и прочие», «и тому подобное» внутри предложения. Не сокращают слова «так называемый», «так как», «например».

Сокращение обозначается точкой. Точка не ставится:

1. если сокращение образовано выбрасыванием средней части слова и заменой ее дефисом, например: изд-во (издательство), р-н (район), хоз-во (хозяйство);

2. в конце сокращений, образованных путем удаления гласных, например: млн, млрд;

3. после сокращенных обозначений единиц физических величин, например: 5 г, 10 кг, 1 т, 20 мм, 50 см;

4. в буквенных аббревиатурах.

ГОСТ разрешает применять сокращения, им не предусмотренные, или более краткие варианты сокращения слов, чем в данном стандарте, при наличии справочного аппарата, обеспечивающего их расшифровку.

Это означает, что при первом использовании таких сокращений необходимо в круглых скобках или ссылке объяснить их значение. Можно в начале работы дать список принятых сокращений, например:

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации;

БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации;

Пост. Плен. ВС – Постановление Пленума Верховного Суда.


Наши рекомендации